Источник: Союзное вече
Союзное вече

В Москве в Деловом и культурном комплексе Посольства Беларуси в России отметили Международный день родного языка

«Купалинка» заводит не хуже «битлов»

Этот праздник во всем мире отмечают 21 февраля: День родного языка был учрежден в ноябре 1999 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Согласно последней переписи населения в России проживают 520 тысяч белорусов. По неофициальным данным, цифра в три раза больше – около полутора миллионов человек.

Знаменитый ансамбль принимают на ура и на родине, и даже в Восточной Азии.
Евгения ГУСЕВА/kpmedia.ru

– А вы знали, что белорусский считается самым мелодичным после итальянского? – спросил у гостей Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Игорь Петришенко.

И тут же, чтобы услышали эту самую певучесть, наизусть прочитал отрывок из поэмы «Новая земля» Якуба Коласа: «Мой родны кут, як ты мне мiлы» .

ЭЙ, ГАЛЕРКА, НЕ СКУЧАЙ!

Сразу после официальной части известные каждому белорусу строки Коласа снова зазвучали на сцене. Но уже в исполнении фольклорного ансамбля «Купалинка». Пели все самое  любимое – от  «Сизой голубки» до «Журавлей». На галерку передали микрофоны, чтобы было лучше слышно.

Знаменитый коллектив в Москву заглянул всего на один вечер: в графике ни одного свободного дня. Накануне артисты вернулись с гастролей в Пекине.

– Дома выступать проще: люди знают, о чем поем. Но от иностранцев подзаряжаемся бешеной энергетикой: они стоят на ушах, танцуют, хоть и не понимают текста, – поделились впечатлениями от поездки участники ансамбля.

– Интересно, как все-таки за границей воспринимают белорусских артистов? Часто приходится слышать, что все мы для иностранцев – русские.

– Именно так. Приходится объяснять, что есть такая земля рядом с Россией, Польшей, Литвой и Украиной. Хотя в последнее время стали чаще узнавать: «А-а-а, Беларусь! ­Домрачева – супервумен».

– На концерты приходит много молодежи?

– Когда выступали на чемпионате мира по хоккею возле минского Дворца спорта, шли толпами. Мы тогда почувствовали себя рок-звездами уровня «Битлз»: подростки сходили с ума, бегали за нами, визжали от восторга, просили померить кокошники. Все-таки мы стараемся идти в ногу со временем – делаем необычные аранжировки народных песен. На бис всегда просят «Купалинку» в стиле джаз!

УМНИКИ И УМНИЦЫ

Под занавес – викторина. На знание белорусского языка и культуры. Сколько лет в этом году исполняется Минску, сколько Могилеву, а сколько Гродно? Гостям пришлось попыхтеть. Зато что такое крамбамбуля и почему Рыбонька – мужчина, отвечали хором.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Минску – 950 лет, Могилеву – 750, Гродно – 889 лет.

Крамбамбуля – горячительный напиток на меду и травах.

Князь Михаил Казимир Рыбонька – из рода Радзивиллов, владелец Несвижского замка. Основатель мануфактуры шелковых слуцких поясов. Свое прозвище получил в народе за то, что был охоч до дам. Их было так много, что он не успевал запоминать имена и поэтому всех ласково называл «рыбонька».

Зачем провожать русалку и женить дымоход?

Музейщики из Гродно рассказали о необычных белорусских праздниках и обрядах.


Фрагменты народных праздников изображались на гобеленах. На фото: «Купалле», Раиса Головатая.
Музей истории религии в Гродно – единственный в Беларуси и самый популярный у туристов. В коллекции около семидесяти тысяч экспонатов. Увидеть средневековые иконы, орнаты (облачения священников) и слуцкие пояса приезжают со всего мира.

Выставку «Мифы и предания в белорусской календарной обрядности», которую привезли в посольство, составили из 150 предметов. Разделили на пять частей в соответствии с пятью главными белорусскими праздниками – Коляды, Гуканье весны, Великдень, Богач и Купалье.

– Восточные славяне – земледельцы. Поэтому народный календарь был связан с движением солнца. Главными праздниками считались зимнее и летнее солнцестояние: Коляды и Купалье. Но между ними было еще множество других интересных гуляний, богатых разными обычаями, – рассказала ведущий научный сотрудник музея Вера Хведчина.

Некоторые обряды удалось сохранить до нынешних дней. Например, проводы русалки, которые устраивались во время Троицы. Парни и девушки наряжались хвостатыми прелестницами. В некоторых поселках мастерили чучела. Несколько таких кукол показали на выставке.

– Русалки – повелительницы воды. А уж как дожди нужны были нашим предкам для богатого урожая! Чтобы не случилась засуха, куклу провожали не в воду, а в жито – бросали в поле.

Самые увесистые экспонаты – костюмы медведя, аиста и козы.

– Кто-то из колядовщиков обязательно должен был нарядиться в козу – древний символ плодородия, богатства и счастья. Не случайно жениха и невесту, прежде чем они пойдут под венец, обязательно сажали на вывернутую наизнанку козью шубу, – говорит Вера Хведчина.

На соседнем стенде – килограммовые бубенцы. Такой «погремушкой» запрягали лошадей на Масленицу и ехали к бабке-повитухе. Считалось, что всю жизнь человек в долгу у женщины, которая помогла ему прийти в этот мир. Вот и везли ей угощение – блины, вареники, сырники – да катали на санях.

Первым осенним праздником была женитьба... «комiна».

– На ком женили дымоход? На женской работе! Когда все поля были убраны, наступало время трудиться паненкам до самой весны. Солнце на улице выглядывало редко. В доме нужно было поддерживать огонь – источник жизни. Поэтому 1 сентября украшали печь цветами, пели и плясали, как на настоящей свадьбе.

Ирина МУСТАФИНА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter