Ради съемок «Беларусьфильма» столичные бары сменили вывески на ломбарды и мануфактуры

Купала: песняр и человек

Жизнь белорусского классика, рассказанная языком кино. В Минске продолжаются съемки фильма, который в культурных кругах уже называют одной из самых ожидаемых премьер 2019 года. Картина с лаконичным названием «Купала» — это история взросления и становления уроженца деревни Вязынка Ивана Луцевича, которому было предначертано своим талантом служить народу, определять пути развития родного языка и литературы. Создатели ленты обещают максимально точно передать реалии начала XX века, но при этом обращают внимание: на историческую справедливость и документальную точность новинка не претендует, художественным приемам и игре воображения место в фильме тоже найдется. Если все сложится удачно, то байопик о жизни и творчестве народного поэта Беларуси Янки Купалы зрители увидят 17 декабря — такой подарок «Беларусьфильм», по словам его директора Владимира Карачевского, готовит всем киноманам специально к Дню белорусского кино.

Актер Николай Шестак поразил режиссера глубиной взгляда.

Режиссер «Купалы» Владимир Янковский — человек, как видно, несуеверный. На площадку журналистов и зрителей зовет охотно. А вот комментировать свою работу пока отказывается: мол, скоро сами все увидите. О том, почему рабочее название проекта «Пока будет небо» неожиданно сменили на более емкое — «Купала», — говорит сдержанно:

— Оно показалось нам наиболее подходящим. Сразу стало понятно, о чем кино.


Летнюю и осеннюю натуру уже отсняли, атмосферу в числе прочих создавали натурная площадка «Беларусьфильма» недалеко от Смолевичей и Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта в Озерце. А вот для зимних съемок выбрали Минск. На один день центр города превратился в эпицентр массовых манифестаций. Несколько десятков человек массовки в тулупах и стеганках и реконструкторы на лошадях — таких колоритных «посетителей» бары на улице Герцена еще не видели. Впрочем, и баров‑то скоро не стало: по договоренности с администрацией модные питейные заведения ради съемок сменили вывески на ломбарды и мануфактуры. Окна пришлось задрапировать толстой холщовой тканью: январь 1905 года выдался по‑настоящему неспокойным. 

Минск революционный: столичная улица Герцена всего на один день превратилась в эпицентр массовых манифестаций.

— Все началось с «Кровавого воскресенья», когда царские войска расстреляли в Санкт‑Петербурге грандиозное мирное шествие, несшее прошение Николаю II. В ответ на трагедию по всей стране, включая территорию нынешней Беларуси, прошли акции протеста. Волна манифестаций затронула и Минск. Янка Купала был свидетелем тех событий, — объясняет происходящее соавтор сценария Александра Борисова.


Будущий классик белорусской литературы — в числе манифестантов. Молодого Янку Купалу играет русский актер с белорусскими корнями Николай Шестак. Известно о молодом даровании мало: живет и работает в Риге, в Минск приезжает исключительно ради съемок. От комментариев вслед за режиссером Янковским отказывается: пока фильм не выйдет на экраны, никаких интервью. Чуть более красноречивым оказался директор киностудии Владимир Карачевский, ненадолго заехавший на площадку проследить за творческим процессом:

— Очень талантливый парень. Скромный, ответственный, без апломба и звездной болезни — таким в моем понимании и должен быть настоящий артист. 

Даже статистов и актеров массовки выбирали тщательно и скрупулезно — по типажам.

Помимо членов съемочной группы, на площадке присутствуют историки и военные консультанты. Тех, кто в форме, они гоняют, как настоящих солдат, — и все ради сочного кадра. И это еще не было команды «мотор»!.. Режиссер Владимир Янковский, несмотря на морозы, полон сил и энергии, перед каждой сценой сам показывает и рассказывает, как нужно играть. Из этого съемочного дня зрители увидят на экране всего две минуты — таковы реалии современного кинопроизводства. 

Чуть позже, как только отснимут натуру, все переместятся в павильоны. Съемки в студийных декорациях оставили на самый конец. В планах киностудии выпустить полнометражный фильм и его четырехсерийную телевизионную версию. 


КСТАТИ

Среди артистов, задействованных в фильме, немало узнаваемых лиц. Так, например, роль Павлины Мяделки, возлюбленной Купалы, досталась актрисе Национального академического драматического театра имени М.Горького Веронике Пляшкевич, а в роли матери будущего поэта на экране засветится Анна Полупанова. Жену Песняра Владиславу Луцевич сыграет актриса Театра-студии киноактера Елена Гиренок.

leonovich@sb.by

Фото Алексея СТОЛЯРОВА. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter