Культурный сдвиг

Какие мы, современники? Чем живем, чем дышим? Какую почву для суждений оставим своим потомкам? Над этими вопросами размышляют наши читатели...

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. А еще скажи, что читаешь, где и как проводишь свободное время, чем увлекаешься. И станет сразу понятно, что у тебя в голове и душе. Вот таким незатейливым способом о своем соседе, приятеле, коллеге можно узнать почти все. Да что там! Получив ответы на несложные вопросы, можно узнать целое поколение.


Какие мы, современники? Чем живем, чем дышим? Какую почву для суждений оставим своим потомкам? Над этими вопросами размышляют наши читатели.


Хлебом единым


Россияне подсчитали, куда они ходят чаще всего, чтобы культурно провести время. На первом месте оказались библиотеки, на втором — клубные учреждения, на третьем — музеи, в которых россияне бывают чаще, чем в кино и театрах, вместе взятых. Треть от общей аудитории «культурных» учреждений составляют дети. Таким образом, в прошлом году среднестатистический житель Российской Федерации 5,5 раза сходил в кино, театр, зоопарк, библиотеку, клуб, музей, художественную галерею или парк культуры.


А недавно на одном из популярных сайтов я обнаружил любопытную информацию: рейтинги наиболее посещаемых и не посещаемых мест в Минске. В десятке посещаемых — агентства недвижимости, бутики, салоны красоты. Среди тех, что не жалует своим вниманием общественность, — музеи, художественные галереи, театры. Вроде бы информация не новая. Догадаться о предпочтениях столичных жителей было несложно. Но остался неприятный осадок, словно меня письменно уведомили о том, о чем я предпочел бы никогда не знать или знать, но не подавать виду.


Я не сноб и разглагольствовать о духовном и материальном не буду. Наоборот, силился вспомнить, когда последний раз ходил в музей, и... оставил попытки докопаться до глубин памяти. Мне, честное слово, стало стыдно. Более того. При всем желании восполнить многолетний пробел я не взял за руки жену и детей и в ближайшие выходные не помчался смотреть на раритеты, произведения искусства. Просто у каждого из нас были свои планы на выходные. У жены — сеанс SPA–процедур, у детей — бассейн и занятия теннисом. У меня — деловая встреча, которую нельзя было отменить. А даже если бы я рискнул нарушить планы, однозначно встретил бы отпор со стороны жены: 2 часа в музее — это минус 2 занятия на корте, 3 посещения парикмахера. То есть минус материальные радости, которые я мог бы заработать за минуты душевного подъема...


Даниил СМУРЫГИН, Минск.


Реклама — двигатель музеев?


Культурным событием года внучка назвала фестиваль парикмахерского искусства, который состоится в мае. Внук в восторге от единственного концерта «Европы» в Минске, с нетерпением ждет майского «Мотор–шоу»... Поход в театр, музей или художественную галерею для них утомителен и скучен.


Я мог бы по–старчески вздохнуть: о времена, о нравы! Но с другой стороны... О «культурных» событиях в мире шоу–бизнеса, развлечений, авто– и техноиндустрии реклама трубит за несколько месяцев. К старту мероприятия «клиент готов» — он так много слышал и так много ждет от события, что хочет туда попасть. А кто, к примеру, знает, что 27 марта отмечался Международный день театра? Профессиональные актеры, режиссеры, драматурги... И только? Фестивали классической, камерной, народной музыки перебрались в регионы. Лучшие же столичные площадки отданы для выставок автомобилей и мастер–классов парикмахеров–визажистов...


Наверное, причин такой ситуации несколько. Отсутствие рекламы, анонсов предстоящих культурных событий, выставок — это раз. Бесцветные афиши с репертуарами театров в метро, колонки «культурных событий» мелким шрифтом в газете — не в счет. В том виде, в каком подаются, они, наоборот, пугают серостью, однообразием и, кроме скуки, ничего не обещают. Во–вторых, когда в России, Украине, Латвии отменили платный вход в музеи, посещаемость их повысилась сразу наполовину. Свободный вход — практически во всех музеях Европы. Может, и нам стоит подумать об отмене билетов? Хотя их цена и невысока, кто знает, возможно, именно плата за вход мешает нашим согражданам приобщиться к миру истории и культуры?


Василий РОМАНОВ, Минск.


Литературный развал


Книжные развалы пестрят глянцевыми суперобложками, тиснеными золотыми буквами и ценниками в пять и более цифр... Сплошные «гарри поттеры», опусы малоизвестных, но очень плодовитых фантастов, книги детективного и приключенческого жанров, а также произведения литераторов с Рублевки и из числа московского бомонда, признания и откровения политических персон и звезд шоу–бизнеса... Неужели ЭТО кто–то читает? Вероятно, потому что тиражировать в таких количествах «псевдолитературу» ради макулатуры — слишком дорогое удовольствие даже для олигархов.


Или вот, например, раньше по книгам русских и зарубежных классиков ставили художественные фильмы, спектакли. Сейчас наоборот: книги пишутся по мотивам сериалов. Не абсурд ли? Сначала смотреть 200 серий «мыла», а потом этой тягомотины читать 2 тома...


Я не могу сказать, что классическую литературу перестали переиздавать. Достоевский, Пушкин, Тургенев, Пастернак... Им есть место на книжных прилавках. Но место это, как правило, в самом уголке. И среди аляповатых глянцевых обложек строгие как по содержанию, так и по дизайну томики теряются и блекнут. Хотя... Истинный книголюб найдет свои зерна и среди кучи плевел. Недаром же Достоевский не теряет своей актуальности и спустя десятилетия. Именно его считают настоящим знатоком человеческой психологии. Будут ли читать через 100 лет наши потомки Донцову или Пелевина — большой вопрос. Если классика формирует душу, то литература–однодневка только и может оставить после себя золотую пыль на пальцах от истершихся за время чтения тисненых букв с обложки...


Вера ПАНИХИНА, Могилев.


История в духе хайтек


Все, что я написал, – моя личная точка зрения. Могут быть и иные. Но я написал...


У нас в Витебске есть так называемый Духовский круглик. Если на нижних этажах круглика рассказывается о Витебске, который мы потеряли, то на самом верхнем — о Витебске, который, скорее всего, обретем. Там выставлен макет центральной части города с новостройками, задуманными местными архитекторами. Единственное позитивное чувство — на этот пустынный, неблагоустроенный исторический район, наконец, обратили внимание. Именно о нем писал русский путешественник М.П.Жданов в середине ХIX века: «Витебск открылся почти при самом въезде в него. Вид... на весь город... очень хороший. Архитектура храмовая, главным образом, католическая — оригинальная, чудесная. ...Этот ландшафт один из лучших, которые я видел во время путешествия». Поэтому когда родилась идея провести масштабную реконструкцию этой части территории Нижнего замка, захотелось спросить разработчиков проекта: учитывалось ли важное историко–культурное и духовное значение этой территории? (Здесь располагались не сохранившиеся до наших дней Рождественская и Воскресенская церкви, Доминиканский и Фарный костелы, синагога.) Принималась ли во внимание огромная археологическая ценность заповедного участка земли? (Территория древнего посада, замковой стены и целого ряда оборонительных башен.) Привлекались ли для обсуждения проекта историки, краеведы, археологи и неравнодушные горожане? Понималось ли архитекторами и властями города, что подходы, уместные в районе новостроек, здесь, в сердце древнего Витебска, недопустимы? После ознакомления с макетом ответы на вопросы стали очевидны. Нет, не учитывалось и не понималось! Иначе как объяснить появление в непосредственной близости от жемчужины древнерусского зодчества — Благовещенской церкви — строения в стиле хайтек, напоминающего декорацию к фантастическому фильму, и здания в виде пирамиды — клонированного архитектурного образа, бывшего в моде лет 20 тому назад?


Новое строительство в историческом месте возможно и даже необходимо, но только предельно корректное и продуманное, с учетом исторически сложившейся среды и архитектурных особенностей ландшафта, с воссозданием, где это возможно, утраченных памятников, с привлечением лучших специалистов, готовых предложить высокое качество новой архитектуры. Иначе о туристической привлекательности Витебска можно забыть.


Виктор БОРИСЕНКОВ, Витебск.


Справка «СБ»


На звание культурной столицы мира претендует Лондон. По данным ежегодного рейтинга, там расположены 7 из 40 самых посещаемых музеев и художественных галерей. В Париже и Мадриде их по три, в Вашингтоне, Чикаго, Барселоне и Москве — по два. Однако в то время как Лондон берет количеством популярных музеев, рекорды посещаемости бьют два парижских — Лувр, принимающий до 8,3 миллиона человек в год, и Центр Помпиду, где ежегодно бывают 5,5 миллиона посетителей.

 

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter