Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Человек-паук – это новый Робинзон Крузо». На каких героев равняются подростки

Культурный код

Почему подростки не знают героев, на которых мечтали быть похожими их родители? Что это – банальное невежество или новая реальность? Разбираемся вместе с экспертами.

Для подростков главные герои – они сами

Школьники, в чьей жизни не было Шерлока Холмса, Чингачгука и Тома Сойера, многого лишены, уверена преподаватель русского языка и литературы молодечненской средней школы № 1 Елена Горбач:

– У Владимира Высоцкого в «Балладе о борьбе» была такая строчка: «…значит, нужные книги ты в детстве читал». Может, кому-то это покажется старомодным, но я считаю, что любимые книги во многом определяют нашу личность, наши жизненные ориентиры.

Почему нынешние школьники, чьи бабушки и дедушки при свете фонарика взахлеб читали Марка Твена и Жюля Верна, предпочитают культовым романам ленту «Инстаграма»? Елена Михайловна называет две основные причины:

– Во-первых, у нас утеряна культура чтения. Современные школьники – это дети, чьи мамы и папы выросли в начале 1990-х, когда мода на книги уже пошла на спад: люди были озабочены тем, как выжить и прокормить семью, им было не до романов. А если у родителей нет привычки к чтению, чего хотеть от детей? Причина номер два – интернет. Подростки, которые привыкли к коротким постам и сообщениями, пугаются объемных текстов, обилия незнакомых слов – и в результате культовые произведения проходят мимо. Однажды я решила почитать пятиклассникам роман «Принц и нищий» Марка Твена, так как сама в их возрасте очень любила это произведение и потом не раз к нему возвращалась. Но спустя пару глав поняла, что отклика нет. Как бы сейчас сказали – детей не зацепило. Для них, поколения комиксов, это уже слишком сложно.

Но даже если школьник добросовестно читает все программные произведения, он редко ими проникается. Хотя бы потому, что многого не понимает. 

Преподаватель приводит в пример анекдотический случай:

– Как-то декламировала ученикам стихотворение Пушкина: «Зима!... Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» Пятиклассник поднял руку: «Елена Михайловна, а откуда Пушкин мог знать слово «обновлять»? Тогда ведь не было ни ноутбуков, ни телефонов…» В его понимании обновлять можно только компьютерную программу.

По наблюдениям педагога, современным подросткам вообще не нужны примеры для подражания:

– Для них главные герои – они сами. Чтобы кто-то стремился быть похожим на литературного или исторического персонажа – такого уже давно нет. Если школьники и выбирают себе героев, то из числа успешных бизнесменов. Как-то поинтересовалась у шестиклассника: «Что ты сейчас читаешь?» – «Биографию создателя бренда Nike». И этим все сказано.

Не запрещайте детям любить Монеточку

– За годы работы я лишь дважды встречала школьников, которые зачитывались Жюлем Верном и были готовы отдать все, чтобы оказаться на месте 15-летнего капитана, – делится наблюдением психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Юлия Евлаш, которая специализируется на работе с подростками. – Конечно, сейчас у тинейджеров другие герои. Если вести речь о парнях, то в основном это персонажи, созданные компанией Marvel: Человек-паук, Халк, Капитан Америка… Может, кому-то они покажутся слишком примитивными или агрессивными, но на самом деле они транслируют правильные ценности, ведь та же история Человека-паука рассказывает о противостоянии злу, ценности дружбы, ответственности за свои поступки. 

Более того, приключения Человека-паука и, скажем, Робинзона Крузо – разные интерпретации одного и того же сюжета, который на языке психологии называется «путь героя». 

Это главная сказка в жизни любого мальчика – когда персонаж проходит через испытания, преодолевает все трудности и остается победителем. За последние десятилетия темп нашей жизни так изменился, что трехсотстраничный роман Даниэля Дефо, где неторопливо описывается, как Робинзон разбивает палатку, выдалбливает в скале погреб, раскладывает по мешочкам спасенный с корабля порох, кажется подросткам сильно затянутым. А комиксы про Человека-паука яркие, емкие, с минимумом текста – то, что им нужно.

Если школьник легко перечисляет всех топовых блогеров, но не может вспомнить, кто такой Шерлок Холмс, это еще не повод расстраиваться, успокаивает родителей психолог. У каждого поколения – своя мода, свои культовые персонажи. И так было всегда: недаром знаменитое выражение «О времена! О нравы!» ведет отсчет с античности.

– Не стоит навязывать детям свои вкусы, забирая у них комиксы и вручая вместо них сборник рассказов Конан Дойла. Ведь общие герои, фильмы, музыкальные группы – все это еще и культурный код, который помогает им находить общий язык со сверстниками. Вы когда-нибудь видели видеозапись концерта группы «Ласковый май», где взрослые и состоявшиеся люди отплясывают под песню про белые розы? Вряд ли кто-то из них считает эту композицию верхом музыкального искусства – просто мелодия позволяет им снова вернуться в молодость, поностальгировать, сказать приятелю: «А ты помнишь?..» Поэтому не запрещайте детям любить Монеточку, не лишайте их той нити, которая связывает их со своим поколением.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Юлия Леонова, многодетная мама, Минск:

– Кумиры моего детства – Электроник, Алиса Селезнева, герои киноленты «Неуловимые мстители». Сейчас большинству детей эти персонажи кажутся скучными, ведь главные герои современных мультиков и фильмов – зомби, скелеты, вампиры. Я понимаю, что вряд ли смогу оградить своих детей от подобного кинопродукта, но всегда стараюсь предложить им взамен что-то более доброе. А если 11-летнему Володе уж очень хочется посмотреть какой-нибудь ужастик, не запрещаю, но сажусь с ним рядом, попутно задавая вопросы: что в этом мультфильме хорошего? чему он тебя учит? Кстати, недавно Володя пробовал читать Жюля Верна, но пока не проникся – наверное, не дорос. 15-летняя Вика тоже из читающих: она знает и кто такой Робинзон Крузо, и чем известен Шерлок Холмс. Мне кажется, если с самого детства предлагать ребенку хорошие книги, то и герои у него будут правильные. 

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter