Культурныи шик 2003 года

События, люди, проекты, которые нас удивили О сцена - свободная, как небеса! В январе никогда не знаешь, кто займет свято место через 12 месяцев, кто в течение года будет удивлять нас новыми песнями.
События, люди, проекты, которые нас удивили

О сцена - свободная, как небеса! В январе никогда не знаешь, кто займет свято место через 12 месяцев, кто в течение года будет удивлять нас новыми песнями. Неведомо, кто из нас напишет бестселлер или снимет гениальное кино. Прославит ли нашу страну музыкант, модельер или, может быть, художник? Прокручивая назад культурную ленту года ушедшего, нам, возможно, удастся предугадать людей и события, которые и в новом году привнесут в нашу жизнь что-то особенное. Всем читателям, кто и впредь хотел бы проводить дни со вкусом, мы предлагаем вспомнить и оценить с нами культменю-2003.

Алексей Хлестов. Вначале появилась песня "Ответь мне, почему", она ворвалась в нашу жизнь из FM-эфира и проникла в сердца миллионов, окутывая, расплавляя и очаровывая. В декабре в продажу поступил альбом Алексея Хлестова "Ответь мне, почему" и за две недели стал первым бестселлером в истории белорусской поп-музыки. Теперь мы говорим о том, что Алексей Хлестов - это поп-исполнитель года, которого не было, которого мы ждали и он пришел. Отныне истерики насчет отечественного шоу-бизнеса просим прекратить: в Беларуси он есть, и все условия для записи качественной попсы созданы. Дерзайте, товарищи эстрадные исполнители!

Джемал Тетруашвили. Покорил!.. Белорусский актер Тетруашвили был утвержден на роль Остапа Бендера в московском мюзикле "12 стульев". Продюсеры Александр Цекало и Тигран Кеосаян из полутора тысяч актеров выбрали одного Джемала на главную роль, и теперь у него хорошая работа, популярность и парад, которым он будет командовать целый год, прославляя в Москве белорусскую школу актерского мастерства. Возможно, за это время и голливудские продюсеры разглядят в нашем соотечественнике что-либо этакое и пригласят его на "фабрику грез". Тогда актер Тетруашвили станет вторым после Майкла Дугласа голливудским актером из Беларуси. С нашей легкой руки.

"Крамбамбуля". Слово мудреное, но автор проекта Лявон Вольский подсуетился и сделал многое для раскрутки этого брэнда. Композиция "Госьцi", на наш взгляд, и вовсе шедевр постмодернизма. Творения первого и второго альбомов "Крамбамули" остаются единственными "беларускамо›нымi" песнями, какие можно и нужно петь за столом. Лявон Вольский, пожалуй, национальную идею нащупал и через "Крамбамбулю" уверенно внедряет ее среди меломанов. Благодаря Лявону они теперь знают толк в абсенте, умеют принимать заграничных гостей, способны и атмосферу создать. В музыке двух "Крамбамбуль" присутствует стиль кантри, дух венецианского карнавала, танго и даже цыганщина со свистопляской. Остается убедить общественность, что все это и есть белорусский рок. Или же поп - все едино, лишь бы и впредь "Крамбамбуля" воспринималась вещью сугубо национальной и крайне модной.

"Песняры". Все группы - а их теперь три - первые по-своему, хотя и не всегда одинаково. Они вне конкуренции, вечно молодые, суперпопулярные, скандальные, провальные, непревзойденные. В этом году создана первая в Беларуси музыкальная антология, 20 дисков ее посвящены творчеству "Песняров" под руководством Владимира Мулявина. Антология - это роскошь, на которую могут рассчитывать лишь монстры от музыки. Группа "Битлз", например. Или вот "Песняры". Мы не переборщили? Кажется, нет, в самый раз, в самый раз...

"До›гая дарога да дому" . Книга воспоминаний Василя Быкова. Автор не успел дождаться ее выхода. Поэтому книга стала восприниматься как своеобразное завещание и стала одним из популярнейших изданий года.

"Открытый формат". По инициативе театра им. Янки Купалы и продюсерского центра "Виртуозы сцены" в ноябре в Минске прошел первый, но такой необходимый зрителю театральный фестиваль. Благодаря "Открытому формату" мы имели возможность посмотреть все самые значимые постановки московского театрального сезона. Спектакль Эймунтаса Някрошюса "Вишневый сад", безусловно, самая крупная, хоть и "длинная" удача репертуарной афиши фестиваля: спектакль шел кряду 6 часов 15 минут, но никто из зала не уходил. Зрители все шесть часов сидели и, глядя на сцену, словно бы повторяли про себя заклинание: "Някрошюс! Эймунтас! Еще! Еще!" Если наши зрители так любят театр, может быть, "Открытый формат" в этом году стоит повторить? Вопрос о проведении второго такого фестиваля пока остается открытым и решается на уровне Министерства культуры.

"Евровидение". Наконец-то исполнитель от Беларуси в этом году примет участие в телевизионном конкурсе "Евровидение". Белтелерадиокомпания целый год хлопотала над этой темой: завязывала контакты с администрацией "Евровидения", в Латвию высылала первых гонцов, в Минске проводила отбор претендентов на участие в конкурсе. Из 200 человек выбрали пока 15 артистов, в их числе гомельчанин Максим Сапатьков. Парень примечателен победой в конкурсе молодых исполнителей на "Славянском базаре", этим летом он первым (за 12 лет существования "Базара" "достал" в Витебске Гран-при для белорусов. Продолжаем следить за эфиром.

Анастасия Волочкова. Эта дама из балета не находит взаимопонимания с Большим театром в Москве. И наоборот, минский Театр балета ее принимает с любовью. За прошедший год артистка гастролировала в нашей столице дважды, и здесь никто не сомневался, что вес у балерины Волочковой - подходящий. Казалось, еще чуть-чуть, и "опальная" Анастасия навсегда переедет жить и работать в Минск. Увы, балерина - девушка тонкая, исследованию не подлежит. Сейчас, говорят, "смазала" пуанты далеко на Запад. Там, на чужбине, Анастасия еще не раз вспомнит нашу доброту и, надеемся, вернется в Минск.

Роберт Плант. Не то чтобы Пол Маккартни в Москве, но все равно... Концерт Роберта Планта в Минске - это был культурный шок для здешних меломанов. Легендарый голос "Led Zeppelin", Плант привез в нашу столицу не только себя любимого, но и еще известных в мире музыкантов. Теплым майским вечером, на стадионе "Трактор" они так славно развлекли нас... До слез. Никакой фонограммы, поймите. Живая музыка, голос Планта и слепая стихия между нами, все выше и выше уводящая в небо...

Дитмар Зайфферт. Хореограф и режиссер из Германии работал во многих оперных и балетных театрах Европы, Азии и Америки. По приглашению Валентина Елизарьева в 2003 году и в Минске г-н Зайфферт поставил балет "Тщетная предосторожность". Помнится, спектакль не таил в себе открытий чудных, но вот сам по себе факт "импортного" хореографа приятно отводил душу. Дитмар Зайфферт - персона в балетном мире высокооплачиваемая. Коль уж немецкий подданный наш театр стороной не объехал, значит, мы по-прежнему в контексте мирового балета и Валентин Елизарьев был и остается опытным руководителем театра. Сверх того, ученик Валентина Николаевича Раду Поклитару совсем недавно в Москве в Большом поставил балет "Ромео и Джульетта". Что может быть приятнее?

Гастроли, которых не было. Иные мероприятия все еще недоступны минскому зрителю. Такие события, например, как концерт Кобзона, показ коллекции Юдашкина "Птицы" или гастроли мюзикла "Норд-Ост" наша публика попросту "прокатила", не желая приобретать билеты. Несбыточной мечтой для нас остаются шоу мировых звезд. Организаторы гастролей уверяют, что досаду эту легко исправить, если поослабить вопрос аренды государственных концертных площадок.

Дворец Румянцевых и Паскевичей в Гомеле. Появилась надежда, что еще одна жемчужина нашего зодчества вернет себе свой прежний блеск. Во многом благодаря настойчивости городских властей, не поскупившихся на культуру. Впрочем, иначе и быть не могло: без дворца Гомель из провинциального местечка не вырос бы во второй по величине город страны. Эта усадьба в прошлом была центром жизни всей округи. Как только дворец целиком будет отреставрирован, гомельчане возьмутся за соседствующий с ним не менее уникальный парк XIX века.

"Вянок" Максима Богдановича. Самой легендарной книге белорусской поэзии исполнилось 90 лет. В 1913 году в типографии Мартина Кухты был издан единственный прижизненный сборник Максима Богдановича, доказавший всему миру, что белорусский язык пригоден для использования в любых, самых изысканных, литературных формах. Мог ли автор печальных строк "Ой, чаму я ста› паэтам у нашай беднай старане?" предположить, что в 2003 году об этих строках и обо всем, что поэт успел написать, станут дискутировать на международной конференции в музее его же имени?

Вернулась первая статуя на "городские ворота" Минска. Две башни на Привокзальной площади в 1950-е годы были украшены скульптурами солдата, колхозницы, партизанки и инженера. Пока в 1970-е статуи не убрали (они стали рассыпаться). Недавно их восстановили в прежнем виде, покрасили, а все скульптуры - восемь фигур, по четыре на башню - обещали прошлой осенью водрузить, да что-то не сложилось. Так что стоит пока солдат одинешенек, прохожих винтовкой смущает.

Отстроена Минская ратуша. Всего год понадобился, чтобы главный городской символ вновь украсил собой Верхний рынок, нынешнюю площадь Свободы. Снесенная по личному приказу российского царя, дабы стереть всякое напоминание о Магдебургском праве, Ратуша не существовала полтора столетия. Ее следы были обнаружены в 1980-е годы во время раскопок. Но хотя старое-новое здание магистрата ничего древнего в себе не сохранило, оно так хорошо вписалось в ландшафт исторического центра, что уже и не верится, что не было здесь прежде этой башни с часами и старинным гербом с образом Девы Марии.

"Другi фронт мастацтва›". Первый совместный сборник немецких и белорусских авторов обнаружил удивительное подобие мышления и творческих методов нонконформистов разных культур.

9-й том, вторая книга Полного собрания сочинений Янки Купалы. В него вошли редкие, не известные до сих пор документы, которые станут для кого-то открытием.

Георгий Тисецкий. Юный минчанин получил несколько престижных международных премий за свои литературные произведения, в том числе за пьесу "Немой поэт", написанную первоначально в качестве школьного сочинения. Так что зря урезается школьная программа по литературе - не ровен час, не заметим очередной талант.

Памятник Адаму Мицкевичу. Памятник собирались установить в Минске к 200-летию со дня рождения поэта, но успели осуществить задуманное только сейчас - к 205-летию. Авторы - Александр Финский и Андрей Заспицкий. Говорят, минский Мицкевич - единственный в своем роде, другие - во Львове, Вильнюсе, Новогрудке, Варшаве и т.д. - стоят, а наш - присел отдохнуть на скамейку...

Мирский замок украсил "сумасшедшие" деньги. Национальный банк ввел в обращение памятный банкнот "Замкавы комплекс "Мiр" достоинством 50.000 рублей. Такие деньги держал в руках не каждый, но кто имел подобное счастье, знает, как это неудобно: не всюду сдачи дадут. Поэтому банкнот больше похож на сувенир, чем на средство оплаты (кстати, в таком качестве он и задумывался). А появление купюры посвящено включению замкового комплекса в местечке Мир в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Удостоился такой чести замок еще в 2000 году, а свидетельство об этом прошлым летом привез в Беларусь гендиректор ЮНЕСКО Коитиро Мацуори.

"Рэпрэсаваныя лiтаратары, навуко›цы, работнiкi асветы, грамадскiя i культурныя дзеячы Беларусi. 1794 - 1991". К вопросу о популярности и "тиражности": книга тиражом всего в 50 (!) экземпляров служит предметом обсуждений и также называется в различных рейтингах среди лучших книг года. Энциклопедический словарь составляет и издает один человек - Леонид Моряков, племянник репрессированного поэта, упомянутого в справочнике.

"Мы - беларусы". Издана редакционно-издательским учреждением "Лiтаратура и мастацтва" под редакцией писательницы Таисы Бондарь. В ней собраны статьи, рассказывающие о наших земляках от Евфросинии Полоцкой до современников. Складывается своеобразный "портрет нации".

Виктор Аслюк. В течение года одухотворенные фильмы нашего режиссера про белорусскую деревню "крутили" на различных экранах мира примерно каждые пять дней, отправляя в нокаут зарубежных коллег Аслюка, претендовавших на награды престижных фестивалей документального кино. Но основной урожай призов международных кинофорумов Греции, Португалии, Германии, России достался белорусскому мастеру. Оправившись от потрясения, западные вершители киносудеб вручили Аслюку приз-VIP Европейской киноакадемии и предложили присоединиться к своей компании. Виктор согласилcя. Теперь на правах члена Европейской киноакадемии качество самых свежих кинопродуктов мирового производства будет определять в том числе и наш режиссер.

"Анастасия Слуцкая". Первый национальный проект, которому в соответствии с законами мирового кинорынка еще до начала съемок был обеспечен обширный "пиар". В результате публика минских кинотеатров предпочла отечественную "Анастасию" буржуазному "Терминатору", так и не оправдавшему надежд кинопрокатчиков. И хотя поначалу фильм Юрия Елхова называли "белорусским блокбастером" не без иронии, вскоре скептики приумолкли. А именно - после того, как "Анастасию Слуцкую" стали охотно покупать для проката за рубежом, попутно отметив призами различных кинофестивалей. Это при том, что в главной роли снялась-таки не эпатажная Волочкова или другая звезда из обоймы раскрученных шоу-персон, на которых делали ставку создатели фильма, а белорусская актриса Светлана Зеленковская. Дебютом в кино наша "Анастасия" стала и для мужа Наташи Королевой, известного под именем Тарзан. Хотя "Лучшей мужской ролью" жюри фестиваля "Киношок-2003" признало все-таки работу Анатолия Кота.

"Матрица" ("Matrix Revolutions"). Премьерный показ фильма, завершающего эпохальную трилогию о борьбе человечества с виртуальным миром, в белорусской столице состоялся на несколько часов раньше, чем в крупнейших городах Америки, Европы и Азии. Но гораздо существеннее то, что и у нас наконец-то появилось понятие "мирового кинопроката".

Лариса Грибалева. В течение года удивила дважды. Сначала стала мамой, исчезнув из телеэфира всего на несколько дней. Но вскоре стало очевидным, что рождение дочки Алисы творческой активности нашей миниатюрной шоу-звезды ничуть не помешало, а даже поспособствовало - через три месяца Лариса записала сольный диск "Что-нибудь" и сняла клип на заглавную песню нового альбома.

"Одноклассники". На Первом национальном появилось первое в истории белорусского телевидения лицензионное шоу. Накануне этот проект был успешно "обкатан" в 17 странах мира. А теперь и наши всеми узнаваемые личности с помощью Кирилла Слуки, дебютировавшего в качестве телеведущего, пытаются узнать в толпе зрителей своих одноклассников, с которыми не виделись 15 - 20 лет. Пока что, как правило, узнают - пожалуй, напрасно звезд упрекают в короткой памяти.

Русский театр. В ноябре на сцене Вахтанговского театра и Театра наций состоялись гастроли Национального академического театра им. Горького. В третий раз - и с неизменным успехом. Российские коллеги наших актеров завистливо засекали время аплодисментов - каждый из пяти спектаклей, показанных белорусским театром избалованной московской публике, удостаивался овации продолжительностью в 10 и больше минут. Но особого восхищения заслуживает Ростислав Янковский, отправившийся в Москву буквально из-под капельницы. И, как всегда, выигравший эти гастроли. Вместе со своим театром.

"Полианна". В скандале, будоражившем ТЮЗ почти целый год, наконец-то была поставлена точка. Устав выяснять, кто повинен в смерти предыдущего главного режиссера театра Андрея Андросика, погибшего в разгар работы над "Полианной", актеры все же смогли договориться и довести до премьеры "спектакль раздора", пригласив к сотрудничеству питерского режиссера Бориса Сапегина. Спектакль получился исключительно зрелищным и очень добрым. А ТЮЗ начал выдавать "на-гора" все новые премьеры.

"Третьяковка". Выставку "Шедевры Третьяковской галереи", проходившую в Национальном художественном музее, посетило более 130 тысяч ценителей живописи. Подобного ажиотажа среди эстетствующей минской публики не наблюдалось уже почти 30 лет - с тех пор, когда здесь выставлялись полотна из коллекций Дрезденской галереи и знаменитого Метрополитен-музея. В дни выставки лучшие московские реставраторы вызволили из-под слоя лака "Березовую рощу" Архипа Куинджи, хранившуюся в запасниках нашего музея. Определив ценность белорусской коллекции живописи, российские музейщики признались, что испытали потрясение. Но и минчане, вместе с гостями столицы заглянувшие после "Третьяковки" в другие залы Национального художественного музея, были потрясены не меньше. По той же причине. Хотя основная экспозиция не менялась уже много десятилетий.

Нашелся автор знаменитой поэмы "Сказ пра Лысую гару"... Точнее, авторы - Нил Гилевич и Микола Аврамчик. К сожалению, открытие омрачилось неожиданным брутальной склокой - соавторы до сих пор не могут прийти к согласию насчет доли участия в создании поэмы.

Алесь Наварич. Стал лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь за роман "Лiто›скi во›к", напечатанный в журнале "Маладосць". События романа происходят во время восстания под предводительством Кастуся Калиновского 1863 - 1864 годов.

Галерея Щемелева. В белорусской столице открылась первая муниципальная художественная галерея, посвященная творчеству народного художника Беларуси Леонида Щемелева. Инициатива исходила от самого живописца, передавшего в дар городским властям около 70 своих работ и сумевшего убедить их в необходимости создания первой городской галереи. В выигрыше остались все - во втором зале не без успеха прошло уже несколько выставок других художников, а также перфомансов, музыкальных и поэтических вечеров: у искусства появилась новая мощная "крыша".

Симеон Полоцкий. Памятника своему прогрессивному земляку Полоцк ждал долгих 12 лет - столько времени прошло с тех пор, как состоялся конкурс на лучший эскиз монумента Симеону Полоцкому. Но памятники устанавливать - дело нынче затратное. И все же в День славянской письменности в городе состоялось торжественное открытие бронзового изваяния человека, в значительной степени повлиявшего на мировоззрение Петра I, а в целом - на ход всей славянской истории.

Украденные раритеты. Как выяснилось, украсть книгу из Национальной библиотеки не просто, а очень просто. Нескольким студентам-старшекурсникам удалось вынести под одеждой более 10 изданий ХV - XVIII веков и продать их за 16 тысяч так называемых "условных единиц". Злоумышленников вычислили по мобильникам - ограбление происходило в режиме "он-лайн". Прямо из библиотечного туалета студенты названивали в Москву, уточняя список книг. Вернуть украденное удалось даже с избытком - у московского перекупщика изъяли еще 5 старинных книг с печатью Национальной библиотеки Беларуси, которые в розыске не значились. Впрочем, чуть ли не ежегодно аукцион "Сотбис" потрясают скандалы, связанные с продажей раритетов из крупнейших библиотек мира...

Буква "›". Теперь наряду с памятниками выдающимся людям в Полоцке имеется памятник букве. Также очень выдающейся. Буквы "›" нет ни в одной славянской азбуке, кроме белорусской. Но суть не в этом. Если мы можем позволить себе устанавливать памятники буквам, значит, способны еще на красивые жесты.

"Краса и сила". Антология белорусской поэзии, составитель - Михась Скобла. Самая "дискуссионная" книга года, в которой представлено 358 творцов. До сих пор здравствующие поэты сравнивают, кому сколько места уделено на страницах этого внушительного издания. Не говоря уже о ярких, скажем так, небанальных характеристиках, препровождающих каждую публикацию... И о том, что неизбежно кое-кто остался "за бортом" сего престижного издания, несмотря на его "многолюдность".

"Из века в век". Антология белорусской поэзии в переводе на русский язык, изданная в России, составители - Алесь Кожедуб и Любовь Турбина. Вызвала споров значительно меньше - видимо, просто это издание мало кто видел. Но примечателен сам факт появления книги, представляющей российскому читателю действительно современную белорусскую поэзию (за последние 50 лет), причем на достаточно высоком уровне.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter