МВД до 1 ноября внесет в Совет Министров проект указа по ограничению продажи алкоголя

Культурно пить не запретишь

Ну вот, свершилось. Министерство внутренних дел до 1 ноября внесет-таки в Совет Министров проект указа по ограничению продажи алкоголя. Проект этот, напомним, предусматривает единое время продажи таких напитков (с 9.00 до 22.00) и запрет торговли в магазинах (площадью 400 квадратных метров и более), которые не имеют обособленных товарных отделов. Еще до означенной даты не на шутку переполошились некоторые порталы и торговые сети. Ну как же, тревожатся они, под видом благой цели запрет приведет к совсем иным последствиям. Мол, желающие принять на грудь вовсе не начнут вести трезвый образ жизни после 22.00, а, скорее, будут искать где догнаться, и обязательно попадут на паленый алкоголь. Ну а госбюджет непременно от этих мер похудеет.

Справедливости ради, ограничительные меры в торговле алкоголем не особо помогали протрезвлению нации. Вспомним горбачевские времена или «сухой закон» в США, но там все же речь шла о тотальном запрете, а не частичном, что, собственно, и привело к разгулу преступности и расцвету контрабанды. У нас такого и близко нет, да и будет наивным полагать, что МВД поступает непродуманно, не взвесив все за и против подобных изменений в законодательстве. Тем более что проект указа создавался в рамках поручения Правительства. Более того, ведомство ответственно заявило — документ не приведет к увеличению продаж контрафактного спиртного в стране: «Уже выработаны все необходимые механизмы для борьбы с нелегальной торговлей алкоголем. Наблюдается тенденция к тому, что его нелегальный оборот сокращается». Торговое лобби, к слову, не повлияло на подготовку проекта указа. Гильдия пивоваров, к примеру, накануне утверждала, что доходы государства уменьшатся, да и члены Ассоциации розничных сетей пугали мрачными прогнозами: будто бы необдуманные нововведения в сфере торговли могут привести к серьезным экономическим последствиям. Но результаты полученных МВД исследований однозначно говорят о том, что доходы, которые получает государство от продажи алкоголя, в два раза меньше последующих расходов. Достаточно сказать, что в стране каждое третье тяжкое преступление (убийство, телесные повреждения) совершается именно лицами в состоянии алкогольного опьянения. Не говоря уже о том, что, по данным ВОЗ, у чрезмерно употребляющих алкоголь людей выше риск развития около двух сотен болезней.  Минздрав озвучивает такие данные: сегодня каждый житель Беларуси (включая младенцев, глубоких стариков и тех, кто никогда и капли спиртного в рот не брал!) выпивает за год  9,05 литра абсолютного алкоголя. А ВОЗ дозу в 8 литров называет угрожающей не только для здоровья, она приводит к серьезным социальным  и экономическим последствиям, деградации общества. Да, потребление «огненной воды» в стране падает, но проблема остается. На диспансерном учете у наркологов состоят более 160 тысяч человек. Каким алкогольным пожаром, как пишут некоторые сайты, нам могут угрожать запретительные меры, если и без того положение достаточно тревожное? Тем более что ограничения распространяются только на вечернее время, и странно предполагать, что толпы страждущих высокоградусных напитков людей пойдут за алкоголем именно после 22.00. Ну а очереди, которыми нас пугают торговцы спиртным, — это вообще не аргумент. Напротив, кому-то из тех, кто готов был подзаправиться горючим, лень будет стоять за бутылкой-двумя, и он пойдет заниматься более полезными делами. Для сельской местности проблема и вовсе неактуальная. Там магазины редко где работают до 21—22 часов, и все сельчане, кому требуется алкоголь, затариваются им заблаговременно 

Пока приходится констатировать: более эффективных мер, чем ограничение продажи спиртных напитков, в борьбе с алкоголизмом нет. Так что вместо того, чтобы копья ломать, давайте подумаем над тем, как привить белорусам культуру пития. Специалисты обеспокоены, что алкоголь в сознании граждан уже приравнен к продуктам питания, с которыми рядом продается. Мы растим поколение, которое воспринимает его не как что-то запретное, а само собой разумеющееся. А это как раз и рождает ту самую культуру потребления.

korenevskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter