Почему промышленные здания больших городов превращаются в арт-объекты

Культурная реинкарнация

Еще пару месяцев назад три производственных корпуса станкостроительного завода по улице Октябрьская, 16, в Минске работали в  обычном режиме. Сегодня заводское оборудование готовят к демонтажу. Начался процесс передачи собственности. Скоро объявят конкурс архитектурных проектов. Затем — ремонт с реставрацией. И в трех былых цехах, приобретенных почти за 3 миллиона долларов Белгазпромбанком, начнется новая жизнь. Культурная. Здесь, на площади свыше 6 тысяч квад­ратных метров, разместится арт-центр. Его уже сегодня символично называют ОК-16.

Заводские постройки на Октябрьской — памятники промышленной архитектуры XX века.

Что же там увидим? Прежде всего, на Октябрьскую переедет знаменитая корпоративная коллекция Белгазпромбанка. Сегодня она насчитывает более сотни произведений искусства — живопись, скульптуру, графику, созданные с начала XVI века. В том числе в собрании находятся произведения Марка Шагала, Хаима Сутина, Леона Бакста, Валентия Ваньковича и других авторов. С 2011 года банк возвращает в страну оригиналы работ художников — уроженцев здешних мест. Его коллекция стала основой масштабного историко-культурологического проекта «Арт-Беларусь», который получил статус национального. Он призван во всей полноте, с прошлых времен и до сегодняшних дней, показать срез нашего изобразительного искусства. Впрочем, не только его. Одним из последних приобретений банка стала изданная в 1522 году в Вильно Франциском Скориной «Малая подорожная книжка». 

С апреля корпоративная коллекция размещается в левом крыле Дворца искусств и занимает площадь в 300 квадратных метров. Ее куратор, кандидат искусствоведения Александр Зименко, говорит, что в теперешних стенах уже тесновато:

— Наша коллекция — это открытый, публичный проект. Для него нужно большое пространство. В новом арт-центре появится специально оборудованный зал достаточной площади для постоянной экспозиции. В нем и в фондохранилище будут созданы все условия для безопасности шедевров. А о поддержании хорошего состояния коллекции позаботятся в реставрационных мастерских. Еще один зал предназначен для временных художественных выставок. 

Международными театральными, образовательными и кинопроектами занимается созданный при поддержке банка Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн». Одно из его детищ — фестиваль «ТЕАРТ». И, значит, театральный зал приблизительно на 500 мест — в планах. В межфестивальное время он станет площадкой для воплощения творческих идей наших молодых режиссеров и драматургов. А конференц-зал — для дискуссий и круглых столов.

Еще один проект TheatreHD — полюбившиеся зрителям прямые трансляции оперных, балетных и драматических спектаклей из лучших театров мира — тоже переселится в небольшой кинозал на Октябрьской.

В один из цехов переедет краудфандинговая платформа «Улей». Здесь же откроются площадки для финансовых и IT-стартапов. Предложения по проектам-претендентам на размещение в будущем арт-центре сейчас как раз собираются.

Улица Октябрьская — одно из популярных мест в Минске
Фото Владимира ШЛАПАКА

Интересуюсь: не помешает ли большим планам то, что эти самые заводские постройки на Октябрьской — памятники промышленной архитектуры XX века? Александр Зименко говорит, что, наоборот, исторические здания весьма привлекательны, хоть это возлагает на собственника определенные обязательства: 

— Конечно, мы восстановим исторический облик помещений. Брутальная  промышленная эстетика — кирпичные кладки, какие-то балки — это даже интересно. С одной стороны — максимально сохраним исторический дух. С другой — шедеврам коллекции обеспечим необходимые условия хранения, а посетителям — максимально комфортное посещение арт-центра.

Александр ЗИМЕНКО: в будущем арт-центре экспонатам коллекции станет просторнее
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

В идеале прийти туда можно будет не только ради выставки, а провести  весь день, иной раз и до глубокой ночи. У хозяев арт-центра большие задумки по уличным музыкальным мероприятиям. На Октябрьской для этого замечательные условия. Центр города, а жилых домов рядом нет. Пой, играй, шуми. После 23.00 соседи не пожалуются.

К слову, о соседях. По этому же адресу (Октябрьская, 16) ранее «прописаны» несколько арендаторов: выставочное пространство «ЦЕХ», бар «Хулиган», студия йоги. После покупки банком трех помещений заволновались — не выселят ли? Так вот: выселять никто никого не будет. Да и зачем? Чем больше посетителей заглядывают на огонек по уже известному адресу, тем лучше. 

На выставках корпоративной коллекции уже побывали более 200 тысяч человек.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Еще один интересный вопрос: на какую прибыль рассчитывает банк? Ответ вдохновляет: арт-центр — это не бизнес-проект, и деньги, например, за входные билеты на его мероприятия, не пойдут в банковскую «кубышку». Все, что будет зарабатываться арт-центром, послужит его же поддержанию и развитию.

Когда же ждать открытия? Быстро все сделать, к сожалению, не получится.  Пока рассчитывают года через 3—4. Нужны полноценные обследования помещений, некоторые не ремонтировались с 1970-х. Есть серьезные вопросы по гидроизоляции и термоизоляции, которые нужно решать. Но в итоге обещают арт-центр мирового уровня, который привлечет в том числе и иностранных туристов.

В тему


У истоков моды на использование освободившихся промышленных зданий как культурно-выставочных помещений стоит лондонская «Тейт-Модерн» (Tate Modern) — галерея современного искусства, разместившаяся в здании бывшей электростанции. Парижский музей д`Орсе — бывшая железнодорожная станция. Самый большой по площади и по значимости культурный центр Финляндии, Kaapeli, расположен на территории бывшего кабельного завода. Еще одно преображение — культурный центр Барселоны, Caixa Forum, который устроился в бывшей ткацкой фабрике.

Есть примеры и у ближних соседей. После проведенной реконструкции фабрика Manufactura в городе Лодзь в Польше стала одним из крупнейших торгово-развлекательных центров Центральной Европы. В Киеве арт-кластер «Выдубичи» организован на территории большой промзоны экспериментального механического завода. В Санкт-Петербурге культурный центр «Лофт-проект «ЭТАЖИ» — одно из крупнейших выставочных пространств города — открыт в здании бывшего хлебозавода. В Москве развивается арт-квартал, состоящий из нескольких бывших промтерриторий — «Винзавод», «Артплей», «Арма», где работают многочисленные галереи, проводятся выставки, лекции и прочие мероприятия. 

Ирина СВИРКО

svirko@sb.by

Вакзал для cваіх


У культурным плане Мінск пакуль саступае Парыжу ці Санкт-Пецярбургу па колькасці і якасці музеяў, галерэй і іншых арт-аб’ектаў. Але ў горадзе яшчэ шмат месцаў, якія б маглі вабіць турыстаў. Мы прайшліся толькі па самых адметных закінутых будынках горада, каб даведацца, у што яны могуць ператварыцца.

Фота Таццяны СТАЛЯРОВАЙ

Выставачны комплекс


Апошні рэйсавы аўтобус сышоў з «Усходняга» роўна год таму. Прычына банальная — доўгі час «Мінсктранс» цярпеў ад яго адны страты. Намеснік генеральнага дырэктара прадпрыемства Віктар Тозік тлумачыць сітуацыю:

— Сёння, калі ў людзей столькі ўласных машын, няма вялікай неабходнасці ў аўтобусах. — Яшчэ тры гады таму ў Мінску было тры вакзалы, але сёння дастаткова і аднаго. «Цэнтральны» загружаны толькі на 60 працэнтаў.

Таму і вырашана было здаць «Усходні» ў арэнду. Ужо тройчы ён выстаўляўся на аўкцыён, але новага гаспадара ў яго пакуль няма. Цікавасць да аб’екта выказвалі некалькі бізнесменаў, але атрымалі адмову, бо кіраўніцтва прадпрыемства жадае здаваць яго цалкам, а не па частках. Маўляў, каб было з каго спытаць. Праўда, зараз, але гэта ўжо хутчэй ад безвыхаднасці, здалі ў часовую арэнду гандлярам трыкатажу плошчу каля вакзала.

Што можна было б размясціць у трохпавярховым будынку? Самае простае — офісы. Але сёння ў Мінску столькі бізнес-цэнтраў, што «Усходні» нікога не цікавіць. Тая ж справа і з грамадскім харчаваннем. Яшчэ адзін варыянт — размяшчэнне гасцініцы ці хостэла. Справа ў тым, што там заўсёды былі абсталяваны сорак месцаў для пасажыраў і вадзіцеляў. Калі перарабіць пад нумары іншыя памяшканні, атрымаецца прасторная гасцініца з шыкоўным холам. Хаця менавіта гэта плошча, якую некалі займалі залы чакання, і ёсць самае хворае месца для арандатараў. Чым яго займаць?

Але ўсё ж адзін цікавы варыянт ёсць. Кіраўніцтва «Мінсктранса» не без падстаў лічыць, што «Усходні» цудоўна справіўся б з функцыямі выставачнага комплексу. Асабліва актуальна гэта стала пасля таго, як знеслі БелЭкспа на вуліцы Я. Купалы. Але пакуль ніхто з такой прапановай не з’яўляўся. А вакзал тым часам выстаўлены на аўкцыён у чарговы раз.

Мастацкая прастора


Літаральна ў гэтыя дні вырашаецца лёс забудовы каля Свіслачы ў раёне вуліцы Чырвонаармейскай. 29 мая пачаліся грамадскія абмеркаванні пра­екта. Самае цікавае ў гэтай гісторыі — будучыня станкабудаўнічага завода імя Кірава. Сёння некалі адно са старэйшых машынабудаўнічых прадпрыемстваў горада «сці­снулася» да неверагодных па­мераў. Першы вызвалены будынак быў выкуплены яшчэ больш за дзесяць гадоў таму. Вось-вось з малатка пойдуць яшчэ тры карпусы, якія даўно не выкарыстоўваюцца. Прычым гаворка ідзе не пра перапрафіліраванне ці арэнду, а нават пра знос завода. Канешне, гэта вам не Кастрычніцкая вуліца з яе невысокімі карпусамі з чырвонай цэглы, таму мары пра арт-прастору тут неразумныя. Варыянт, які абмяркоўваецца зараз, — спалучэнне жылой забудовы і грамадскіх аб’ектаў. Хутчэй за ўсё Чырвонаармейская са сваёй цікавай гісторыяй ператворыцца ў суперсучасны і дарагі раён у цэнтры горада. Вядома ж, гэта куды лепш, чым прамысловая зона ў такім маляўнічым кутку, але чаму б якраз у гэтым месцы не зрабіць арт-прастору? Вынікі грамадскіх абмеркаванняў будуць абвешчаны ў канцы чэрвеня.

Культурны цэнтр


Белая дача, размешчаная на вуліцы Казінца, — адна з самых прыгожых сядзіб XIX стагоддзя, што захаваліся ў Мінску. Але пра яе існаванне вядома далёка не ўсім. Прычына якраз у тым, што такі цудоўны аб’ект архітэктуры ў апошнія дзесяцігоддзі не прыцягваў да сябе ўвагу, а зараз і наогул стаіць занядбаны.

Аўтавакзал мог бы стаць добрай выставачнай пляцоўкай.
Фота Юрыя МАЗАЛЕЎСКАГА

Версій з’яўлення гэтага будынка некалькі. Па адной з іх сядзіба належала памешчыку Курасаву, які заснаваў вёску Курасоўшчына. Па іншай гэта загарадны дом, які пабудаваў начальнік Лібава-Роменскай чыгункі Н. Ададураў. Ёсць і іншыя здагадкі, якія ў тым ліку адносяць сядзібу да пачатку XX стагоддзя. Але відавочна адно, што гэта было месца жыцця нябедных людзей. Пасля рэвалюцыі і пазней тут адпачывалі прадстаўнікі ўлады. Вядомы факт: пасля вайны мастака Вітольда Бялыніцкага-Бірулю запрасілі з Масквы ў Мінск і пасялілі менавіта на Белай дачы.

Будынак двухпавярховы, ёсць склеп. На першым паверсе пяць пакояў. Раней праз парадны ўваход жыхары траплялі ў сталовую, да яе прымыкалі спальня, гасцёўня, кабінет, верхняя веранда. Таксама ў доме ёсць кухня, памяшканні для прыслугі, зімовы балкон і нават невялікая вежа.

Апошні раз будынак рэстаўраваўся ў пачатку 80-х. Пасля ў ім размяшчаўся Цэнтр беларускага фальклору. Здаецца, лепшага прызначэння для будынка не прыдумаць. Але калі ён пачаў разбурацца, яго вырашылі прадаць. Белую дачу неаднойчы выстаўлялі на аўкцыён. Адсутнасць цікавасці да яе інвестараў у многім тлумачылася тым, што па ўмовах нельга было змяняць яго профіль. Можна было стварыць культурна-забаўляльны цэнтр, мастацкую галерэю, музей і гэтак далей. Памяшканні можна таксама пераабсталяваць пад студыю гуказапісу, дэманстрацыйныя залы, фотастудыю, аб’екты грамадскага харчавання, культурнага, відовішчнага або гандлёва-бытавога прызначэння. Словам, адкрыць там вытворчасць, скажам, дзвярэй было нельга. 

Але ў рэшце рэшт паўгода таму інвестар знайшоўся. Рамонт у будынку пакуль не пачаўся. Але вядома, што гэта будзе культурны цэнтр, хаця дакладна яго канцэпцыя пакуль не вызначана. Гавораць, што ідэй так шмат, што ім не хапае плошчаў дачы.

Музейная  вуліца


У апошнія гады сядзібна-паркавы комплекс «Лошыца» прымае тысячы наведвальнікаў. Хаця да 2014-га некалі шыкоўны будынак і флігель мелі непрывабны выгляд. За больш чым чатырохсотгадовую гісторыю маёнтак перажываў розныя часы. Асаблівы росквіт быў пры Яўстафіі Любанскім — прадстаўніку жаночай лініі князёў Прушынскіх: тады сядзіба ператварылася ў адну з лепшых губернскіх гаспадарак і стала вядомым месцам у свецкім жыцці Мінска. У пачатку XX стагоддзя там быў створаны Беларускі аддзел Усесаюзнага інстытута раслінаводства. Пазней у Лошыцы быў арганізаваны навукова-даследчы інстытут пладаводства, агародніцтва і бульбаводства. З тых часоў да старадаўняга парку прымыкаюць сады і гадавальнікі, у якіх растуць унікальныя пладовыя і кветкава-дэкаратыўныя расліны.

Але напачатку гэтага стагоддзя з’явілася ідэя вяртання сядзібе яе першапачатковага выгляду. Пасля рэстаўрацыі былі адноўлены архітэктурныя элементы, фрагменты жывапіснага дэкору, ляпніна, рэканструяваны ўнікальныя кафляныя печы і камін. Цяпер гэта музей, у якім ёсць сапраўдныя прадметы канца XVIII — пачатку ХХ стагоддзяў. У прысядзібным флігелі працуе доўгатэрміновы выставачны праект «Кола часу». Але тыя, каму даводзілася прайсці прылягаючы парк уздоўж і поперак, добра ведаюць, што непадалёку ёсць яшчэ тры закінутыя будынкі. Яны пуставалі пяць гадоў, а не так даўно былі перададзены УП «Мінская спадчына». Галоўны інжынер прадпрыемства Міхаіл Жых паведаміў, што існуе тры варыянты рэканструкцыі гэтых аб’ектаў, але пакуль не вызначана, які з іх будзе ўвасоблены ў жыццё. Найбольш верагодным лічыцца варыянт стварэння яшчэ некалькіх музеяў.

Наталля СЦЯПУРА

stepuro@sb.by


Наш товар, ваш купец


Каждое здание на улице Советской в Гродно имеет свою увлекательную историю. В большинстве строений с табличкой «историко-культурная ценность» расположены магазинчики, кафе, небольшие уютные офисы туристических компаний, агентств по продаже недвижимости. Меньше года назад в центре города появился магазин «Багач». А не так давно в нем отвели место для демонстрации уникальных коллекций, которые долгие годы их владельцы хранили дома.

Гродненский коллекционер Александр РЯБОВ

По адресу улица Советская, дом № 3 в начале прошлого века располагались банковская контора купца Тарловского, затем «Северное страховое товарищество», пекарня, фотоателье. Здание никогда не пустовало из-за своего выгодного месторасположения. Сегодня здесь работает магазин «Гроднооблсоюзпечати», а рядом свои коллекции выставляют гродненские нумизматы, филателисты и другие собиратели старины.

Два месяца назад часть магазина решили отдать гродненским коллекционерам в надежде привлечь иностранных туристов. Закупили стеклянные шкафы, стеллажи и дали возможность выставить сокровища, которые собирались десятилетиями. На первой выставке представлены коллекции марок Первой мировой войны и ранних послевоенных лет, банкнот гродненского региона первой четверти ХХ века, национальных костюмов разных стран на марках. Морские ракушки на марках и сами ракушки, оловянные солдатики, а также интереснейшая коллекция милицейских знаков — все это в свободном доступе. С одним из гродненских коллекционеров Александром Рябовым мы встретились прямо возле сотни солдатиков, которых учитель истории собирает с пяти лет: 

— Это только десятая часть коллекции. Я из семьи военных, поэтому данная тема мне всегда была близка и интересна. Раскрашенные солдатики, которых вы видите, из серии «Наполеоновские войны». Они продавались в свое время и в наших магазинах. Нераскрашенных приобретал частным образом по всей России и даже за рубежом. Тема Наполеона мне близка, потому что во время учебы в аспирантуре занимался исследованием «Беларусь в войне 1812 года». Плоские солдатики — это нюрнбергская миниатюра. Объемные солдатики появились только в конце XVIII — начале XIX века. 

Александр Рябов говорит: возможность выставить коллекцию на всеобщее обозрение ценна прежде всего тем, что его ученики могут приехать сюда в любое удобное время и лучше ее рассмотреть:

— Иногда я приношу часть коллекции в школу, но это достаточно сложно и опасно. Однажды я принес конную фигурку, а один из учеников случайно уронил ее на пол. В результате отломалась сабля. И я сказал: «Кто хочет посмотреть — езжайте в магазин и смотрите сколько хотите». 

Заведующая магазином «Багач» Ольга Гурбо довольна соседством:

— Мы ориентированы в основном на туристов. Очень много денег вложено в ремонт и оформление в белорусском стиле. Изделия из соломки пользуются спросом, сувенирные тарелки с видами Гродно, орнаменты на фарфоровых кружках, изделия из льна, хрусталь. Литовцы покупают хрусталь. На вопрос, почему именно хрусталь, они отвечают: «У нас нет такого ассортимента современной посуды именно из хрусталя: вазочек, бокалов, рюмок». Бывало, литовцы заходили и просто сметали содержимое полок с нашей косметикой. 

«Багач»: лучшей площадки для коллекционеров не придумаешь.

Выставка коллекций, без сомнения, привлекает внимание как самих гродненцев, так и гостей города. В магазине есть уютный уголок для покупателей, где они смогут расположиться на диванчике с чашечкой кофе и полистать свежую прессу. 

— Зарубежным туристам больше нравятся значки с изображением Ленина и солдатики, — рассказывает заведующая магазинчиком. — Они постоянно интересуются, можно ли приобрести что-то из представленного. Поэтому думаем над новым ассортиментом, чтобы туристам было интересно. Недавно заказали у гродненских ремесленников рюмочки с ручной росписью с изображением видов Гродно. Как только иностранцы приходят к нам, дневная выручка сделана. 

В планах у «Багача» организация музыкальных встреч, которые должны заинтересовать горожан и туристов. Появилась задумка возобновить концерты на балконах старинных зданий на улице Советской. Живая музыка на уютном кованом балконе, без сомнения, привлечет в маленький магазинчик с сувенирами и новыми коллекциями массу посетителей. 

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

tanula.K@mail.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter