Национальный исторический музей ежегодно пополняется 2–3 тысячами экспонатов

Культурная поступь истории

Роль исторических музеев в нашем мире, который совершенно очевидно ощущает на современном этапе дефицит духовности, переоценить невозможно. Как бы пафосно это ни звучало, но будущее любой страны и новых поколений во многом зависит от нашей способности сохранить и приумножить богатейшее духовное и материальное наследие национальной культуры, нашедшей отражение в исторических артефактах.

Минск. Этнографический музей. 1920-е годы.

Родоначальником исторических музеев большинство исследователей считают вовсе не Британский музей в Лондоне, который был открыт в 1753 году, а музей Эшмола в Оксфорде, созданный в 1683 году и благополучно существующий до сих пор. Первый общедоступный музей на территории Северо‑Западного края Российской империи, в состав которого входила и Беларусь, был открыт в 1856 году в Вильно, но история отвела ему на существование недолгих 7 лет.

Куда более завидная участь ожидала Минский областной музей, созданный в 1919 году. Его правопреемником стал Белорусский государственный музей, который с 1992 года носит название Национальный исторический музей Республики Беларусь.

Он основан практически сразу после провозглашения белорусской государственности. В его распоряжение было предоставлено здание бывшего дворянского собрания на пересечении улиц Маркса и Энгельса, увы, не сохранившееся до нашего времени. Основой первой базовой коллекции стали вещи состоятельных горожан и владельцев шляхетских усадеб.

Здание, где располагался Минский областной музей. 1920-е годы.

После советско‑польской войны, изрядно потрепавшей запасники музея, экспозицию восстанавливали и пополняли всем миром: экспедиция, направленная по случаю в Слуцкий уезд, доставила коллекции тканей, одежды и исторических зарисовок. Фонды музея пополнили рукописные книги, нумизматические находки и церковная утварь из Рязани. Центральный исполнительный комитет ­БССР пожертвовал раритетную коллекцию старинных монет, Совет народных комиссаров — подборку акварелей XIX столетия, наркомат земледелия — картины и работы оружейников. Свою лепту в формирование новой коллекции вносили и частные лица.

В 1923 году учреждение получило статус государственного и продолжило активно пополнять музейное собрание. Из Мстиславля, Горок, Слуцка и Бобруйска в Минск были перевезены ценнейшие экспонаты. С разной степенью успешности руководство прилагало мыслимые и немыслимые усилия для возвращения в Беларусь памятников национальной культуры. Реституция исторических ценностей из ­РСФСР шла со скрипом: московские музеи неохотно расставались с предметами, имевшими белорусское происхождение.

Минский государственный музей. Скульптура «Лирник». 1920-е годы.
Одной из несомненных удач белорусских искусствоведов (во многом благодаря Вацлаву Ластовскому, с 1927 по 1937 год занимавшему должность директора музея) стало возвращение на родину национальной святыни — Креста Евфросинии Полоцкой. 

Разорительное бремя оккупации

Невозможно измерить тот ущерб, который понес исторический музей за время фашистской оккупации. Имущество и ценности не удалось эвакуировать вовремя, и уже в начале войны все самое ценное было разграблено. В июне 1944‑го фонды были перевезены в баварский замок Хёхштадт, в котором хранились музейные ценности, вывезенные оккупантами из Беларуси, России, Украины, Польши. И только в октябре 1947 года часть похищенного удалось вернуть — всего было возвращено около 15 тысяч экспонатов.

Минский зоологический музей. 1920-е годы.

В послевоенные годы деятельность по возрождению былого величия национального хранилища древних артефактов и предметов искусства была активизирована. Огромную помощь в этом оказывали государственные учреждения, организации культуры, частные коллекционеры. И 2 ноября 1967 года Государственный музей ­БССР гостеприимно распахнул свои двери посетителям в здании по улице К. Маркса, которое занимает и поныне. 

Историческое наследие: сохранить и приумножить

За годы независимости один из крупнейших национальных музеев стал позиционироваться не только как место знакомства с раритетами прошлого и настоящего — он стал неотъемлемым фактором нашей духовной жизни, центром сохранения историко‑культурного наследия, институтом формирования исторического сознания.
Ежегодно музейное собрание пополняется в среднем 2—3 тысячами экспонатов и на сегодняшний день обладает коллекцией в 400 тысяч единиц. 
Минский государственный музей. Антирелигиозный отдел. 1920-е годы.

Ряд предметов входят в Государственный список историко‑культурных ценностей 1‑й или 2‑й категории, среди них клад монет римской чеканки I—II вв. н.э., уникальный памятник торевтики первой трети XV в. — «Пояс Витовта», царские врата из иконостаса Георгиевской церкви Давид‑Городка XVIII в., портрет Иосифа Прозора работы неизвестного художника второй половины XVIII в. и другие. Кроме того, в фондах находятся уникальные коллекции кладов из разных уголков Беларуси, ценного фарфора из Италии, Германии, России, слуцких поясов, важные документы, старопечатные книги, часы, оружие, национальные костюмы, мебель, живопись, иконы.
За годы существования Национальный исторический музей Беларуси обзавелся и собственными филиалами — Дом‑музей I съезда ­РСДРП, Музей современной белорусской государственности, Музей истории белорусского кино, Музей природы и экологии Беларуси, Музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси и отдел филиала «Гостиная Владислава Голубка». 
Минск. Сельскохозяйственный музей. 1920-е годы.

Деятельность сокровищницы неоднократно отмечалась самыми высокими наградами и премиями. Также, по версии авторитетного портала «ТурСтат», Национальный исторический музей Республики Беларусь входит в топ‑5 лучших музеев СНГ. 

Основной миссией крупных национальных музеев продолжает оставаться сохранение социальной памяти и преемственности поколений. Но особенно важной и актуальной для общественности в современном мире становится задача прививать подрастающему поколению неподдельное чувство любви к Родине и уважение к ее истории. И с этой задачей Национальный исторический музей справляется блестяще.

Минский государственный музей. Скульптура «Восставший раб». 1920-е годы.

prso@sb.by

likchodedov@mail.ru

Фото из личной коллекции Владимира ­ЛИХОДЕДОВА. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter