Культура в живом отражении

Бережно собрать и передать следующим поколениям бесценный опыт и многовековые традиции народа Беларуси – цель исследователей...

Бережно собрать и передать следующим поколениям бесценный опыт и многовековые традиции народа Беларуси – такова цель исследователей, обеспечивающих научное сопровождение национальной культуры. О том, как выполнить эту миссию наилучшим образом, говорили участники круглого стола, организованного Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси при участии министерств культуры и информации, вузов, учреждений культуры и мастеров искусств.

Говоря о достижениях, участники круглого стола отметили и множество нерешенных или возникающих проблем в области культуры и образования. В частности, заместитель директора Института искусствоведения, этнографии и фольклора Валерий Жук обратил внимание на ужасающий, по его словам, уровень графической грамотности сегодняшних школьников. Это связано с тем, что в школе сокращен и переведен в факультатив художественный раздел учебной программы.

Ученый коснулся также проблемы сохранения памятников искусства в культовых сооружениях. Церковь по-прежнему не доверяет профессиональным реставраторам иконы, которые ветшают и подвергаются лишь варварскому подновлению, в результате чего бесценные произведения древних мастеров теряются навсегда. Плоды такой самодеятельной «реставрации» продемонстрировал кандидат искусствоведения Борис Лазуко, представивший фотографии так называемого феретрона «Архангел Михаил», находящегося в одном из храмов. После недавнего примитивного подновления это старинное произведение искусства пострадало больше, чем за всю свою многовековую историю.

В то же время не всегда качественно выполняют работу и те, кто обязан делать ее профессионально. На это обратил внимание директор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцов, касаясь, в частности, реставрации Несвижского парка. Например, дорожки там почему-то выложили современной тротуарной плиткой. Выглядит это аккуратно, но крайне нелепо в историческом контексте. По словам Владимира Ивановича, нашим реставраторам старинных реликвий нужно еще многому учиться. Например, у литовских коллег. Возможно, проблему удастся решить, создав на базе Национального художественного музея республиканский реставрационный центр. Такие попытки сейчас делаются.

Поднятую тему развил декан архитектурного факультета Белорусского национального технического университета Армен Сардаров, который заметил, что при реставрации пора переходить от понятия «памятник истории и культуры» к понятию «национальный ландшафт», к чему подталкивает и принятие Европейской ландшафтной конвенции. Это поможет раскрыть еще одну привлекательную черту Беларуси, которая во многих местах, окружающих исторические памятники, сохранила почти первозданный фон. Наша республика, кстати, и позиционируется на мировом туристическом рынке как страна с хорошим природным потенциалом, а вовсе не как край с богатым культурно-историческим наследием, хотя интересных для гостей объектов старины — тысячи. Их нужно только восстановить и должным образом преподнести.

Солидарен с Арменом Сардаровым заведующий кафедрой Белорусского государственного университета профессор Вячеслав Рогойша. Как председатель Международного фонда Янки Купалы, он противостоит попыткам построить ресторан в минском парке, названном в честь великого поэта. Ведь парк, где находится музей песняра, подчеркнул оратор, это тоже памятник и в нем не место подобным заведениям.

Среди поднятых на круглом столе проблем – отсутствие энциклопедий, справочников и словарей в области музыкального искусства. Отмечалось, что 93 процента современной белорусской музыки не издано, так как в стране нет нотных издательских мощностей. Шеститомная «История искусства Беларуси», изданная в начале 80-х годов прошлого века и отмеченная в свое время Государственной премией, нуждается в новой редакции, которая соответствовала бы сегодняшним взглядам на историю белорусского изобразительного искусства ХХ века. Для художников-практиков, дизайнеров, искусствоведов, преподавателей иметь такое пособие крайне важно, поскольку даже самый хороший альбом никогда не заменит аналитическую оценку специалиста, его интерпретацию тенденций и течений художественного творчества.

По словам директора—художественного руководителя Республиканского театра белорусской драматургии Валерия Анисенко, отечественное театральное искусство остро нуждается в квалифицированном взгляде со стороны, в зеркале, которым должен быть Институт искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси. По его образному выражению, зеркало это сегодня в неком тумане и не дает живого отражения сценического искусства и его проблем.

В принятом итоговом документе участники заседания круглого стола призвали обратить особое внимание на нужды культуры, на популяризацию белорусского искусства и творческих достижений деятелей искусства, образования и науки, на поддержку научных исследований в области гуманитарных знаний, широкое распространение настоящих национальных духовных ценностей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter