Культура — матрица нации

Борис Светлов: Сейчас в культуре идут сложные перемены - мы вынуждены искать новые модели экономической поддержки функционирования нашей сферы

Культура производства, земледелия, семейных отношений, быта, обустройства населенных пунктов — все это наряду с творческими мероприятиями будет в центре внимания на протяжении всего года. Словом, 2016-й обещает быть насыщенным и интересным. Планами и проблемами отрасли поделился министр культуры Борис Светлов.

— Борис Владимирович, в понимании большинства людей Год культуры — это новые или обновленные фестивали, выставки, спектакли и так далее. Но при чем здесь культура производства? Объясните, что подразумевается под этим понятием?

— Вы правы, первая ассоциация возникает у людей именно в связи с художественной культурой. Но если исходить из самого понятия «культура», то это и творчество, и некий образец поведения, деятельности. Индикатор чего-то очень хорошего, высокого, качественного. Поэтому уместно говорить про культуру и быта, и отношений, и производства. В этом году особое внимание будет уделено не только достижениям в сфере искусства.

Давайте рассмотрим ситуацию на примере одного из производственных предприятий Министерства культуры — Национальной киностудии «Беларусьфильм». Съемки кино — это достаточно сложный технологический процесс. Все начинается с идеи. И если у писателя она появляется, он тут же воплощает ее в жизнь, сев за пишущую машинку или компьютер. В кино все сложнее. В создании фильма сегодня работают люди более ста профессий: монтажеры, гримеры, костюмеры, осветители, водители и так далее, не говоря уже о режиссере, операторах и актерах. Поэтому здесь очень важно, чтобы этот сложный коллектив слаженно работал. Каждый цех должен конкретно и четко выполнять свои функции. И если это не будет сделано на самом высоком уровне, фильм не выйдет. То есть сломалось одно звено — произошел сбой во всем съемочном процессе. Вот поэтому так важна культура производства, в данном случае — фильма. Так же и в музыкальном коллективе: один не настроил свой инструмент, а плохо звучит весь оркестр. И пока на производственном уровне не достигнут высокого качества, настоящего творчества не получится.

— Вы очень кстати вспомнили про кино-  производство. Давайте продолжим эту тему. В начале года Президент традиционно вручает специальные премии деятелям культуры и искусства. Отрадно, что их в том числе получают и небольшие коллективы из райцентров, но вот уже несколько лет из этого поля выпадают такие серьезные направления, как, например, кинематограф, на который тратятся огромные деньги. Почему так?

— Ответ простой. Премии даются за высшие достижения, и если коллектив за определенный период не смог создать достойный кинопродукт, то ни о какой награде не может быть и речи. В кинематографе у нас есть определенные проблемы. Мы поменяли систему отбора кинопроектов и их финансирования, надеемся, что это поспособствует появлению интересных, качественных фильмов.

— В этом году все культурные мероприятия, можно сказать, будут рассматривать под увеличительным стеклом. Какие еще болевые точки есть в вашей сфере, на что приходится тратить много времени и ресурсов?

— Сейчас в культуре идут сложные перемены: мы вынуждены искать новые модели экономической поддержки функционирования нашей сферы. Если хотите, должна быть создана новая конфигурация экономики культуры. Сегодня нельзя рассчитывать только на государственную поддержку, надо широко привлекать средства со стороны. Речь не только о спонсорах и меценатах, но и о зарабатывании денег собственными силами. Постоянно подчеркивается, что культура выполняет социальную функцию. Но сегодня учреждения и организации культуры привлекают дополнительные финансы и решают задачу их правильного вложения. В первую очередь — с целью воспитания подрастающего поколения. В новых условиях нужны новые подходы и новые кадры. И как продолжение этого вопроса — оптимизация. Количество населения не уменьшается, но происходит его перераспределение между городом и деревней. В результате внутренней миграции оно происходит неравномерно. В итоге в конкретной деревне мы закрываем Дом культуры. Но важно не потерять молодежь, уехавшую в город, не дать ей выпасть из сферы культурного взаимодействия. 

— Заработать в сфере культуры всегда было непросто, но есть надежда на спонсоров. Скажите, частный бизнес охотно отзывается на культурные инициативы государства? 

— Я очень доволен, как у нас развивается наше государственно-частное партнерство. На сегодняшний день можно назвать достаточное количество банков и фирм, а также отдельных граждан, которые помогают культуре. И это очень хорошо! Мы благодарны всем им за участие и поддержку наших мероприятий. Конечно, нельзя останавливаться на достигнутом. Хотелось бы это сотрудничество расширять. Тем более что мы не просто принимаем эту помощь, но и благодарим за нее. Уже второй год проводится церемония «Меценат года», где мы отмечаем коммерческие структуры, частных лиц, внесших лепту в развитие культуры.

— Это здорово, когда спонсоры помогают покупать раритеты, дают деньги на создание спектаклей и других мероприятий. Но уж очень напрашивается аналогия со спортом, где благодаря частным компаниям игроки имеют достойные зарплаты. В культуре это возможно?

— Приведу вам конкретный пример. В ночь на старый Новый год в Большом театре оперы и балета уже в седьмой раз состоялся новогодний бал. Одним из спонсоров этого мероприятия выступает ЗАО «БелСвиссБанк», и в этот праздничный день ведущим солистам театра руководство банка вручило денежные подарки. Это персональная поддержка конкретных людей. Не могу сказать, что на такое поощрение может претендовать каждый, но лучшие у нас никогда не остаются незамеченными. В том числе и со стороны государства, которое выделяет специальные гранты. Вспомню здесь и фонд по поддержке талантливой молодежи, который уже много лет поощряет молодых деятелей культуры. 

— Борис Владимирович, расскажите, чем Год культуры будет примечателен?

— Опять же надо помнить, что это не только год художественной культуры. Исходя из того, что есть экологическая, политическая культура, культура производства, культура общения и так далее, были разработаны соответствующие мероприятия, которые мы объединили в один план. Мы составили календарь памятных дат, куда включили все большие и маленькие юбилеи наших выдающихся деятелей, а также мероприятия, которые привлекут к себе внимание. По принципу «Никто не забыт, ничто не забыто». Первым в этом списке было 75-летие Владимира Мулявина, которое мы уже начали отмечать. Кондрат Крапива, Иван Мележ, Максим Богданович, Иван Шамякин, Леон Бакст — это далеко не полный список имен тех, кого будем вспоминать и чествовать в этом году. 

— Зрители всегда с нетерпением ждут вестей о «Славянском базаре в Витебске». В этом году фестивалю двадцать пять лет, как будем праздновать?

— Фестиваль действительно юбилейный, поэтому обещает быть масштабным. Уверен, что он пройдет на очень высоком уровне. В списке гостей — громкие фамилии, но пока не буду их озвучивать. Мы пригласили людей, которые стояли у истоков  фестиваля и из начинающих артистов превратились в настоящих звезд. Обязательно позовем тех, кто на протяжении двадцати пяти лет был рядом, помогал создавать «Славянский базар в Витебске».

— Этот фестиваль хорошо известен за пределами нашей страны, но подобных белорусских культурных брендов не так и много. Очень бы хотелось, чтобы имена наших исполнителей и названия коллективов звучали громче. На ваш взгляд, как этого можно добиться и может ли этому поспособствовать Год культуры?

— Культура — визитная карточка любого государства. Наши дипломатические представительства, открываясь в той или иной стране, всегда сначала устанавливают культурные мостики, на основе которых уже потом решаются экономические, политические и прочие вопросы. У нас есть такая форма работы, как проведение Дней культуры Беларуси за рубежом. Ежегодно мы организуем три-пять таких мероприятий, которые можно назвать экспортом культурных ценностей. Надо сказать, что наше искусство очень тепло принимают за границей. В   2016-м запланированы Дни культуры Беларуси в таких странах, как Российская Федерация, Республика Индия, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.  В то же время надо понимать, что Европа давно перенасыщена различными культурными проектами и удивить ее очень сложно. Но, к примеру, ту же Францию усилиями нашего посольства в этой стране мы постоянно знакомим с нашими культурными достижениями. И такую работу проводят практически все наши дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом.

Что касается ярких творческих личностей, то  они тоже громко заявляют о себе за пределами нашей страны. Это и Оксана Волкова, и Владислав Хандогий, и Тимур Рашков и многие другие.  У нас создана система отбора талантливой молодежи, в этом нам очень помогают и наши телеканалы. У нас есть много победителей различных престижных конкурсов, мы стараемся обеспечивать их хорошими музыкальными инструментами, и они уже сейчас прославляют нашу страну. Но настоящие таланты — товар штучный. Личности подобные Шагалу, Купале, Мулявину рождаются не каждый день. Но мы их ищем, поддерживаем и верим, что они о себе еще заявят.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Татьяна СТОЛЯРОВА
Загрузка...