Старейшая российская актриса — о жизни, творчестве и любви

Культ Веры

Вере Кузьминичне Васильевой — 96 лет. Она каждый месяц выходит на театральную сцену и больше двух часов блистает в моноспектакле. Эта сцена Московского академического театра сатиры остается для нее родной с 1948 года. Она помнит Васильеву деревенской девчушкой с озорными ямочками на щеках, а сегодня — боготворит обаятельную гранд‑даму советского и российского искусства. О чем думает, мечтает и сожалеет сегодня одна из самых ярких актрис современности?

В музыкальной комедии «Свадьба с приданым» Вера Васильева сыграла бригадира колхоза Ольгу Степанову.
МОСФИЛЬМ

Босиком к «Царской невесте»

Я похожа на папу. Его звали Кузьма Васильевич Васильев, он был из деревни Сухой Ручей Тверской губернии. В этой деревне папа встретил мою маму и влюбился в нее сразу и безоглядно. Мама была городской и не приняла деревенский уклад жизни, он ее тяготил. И мама все время мечтала вытащить нас в город, что у нее в итоге получилось. Мы переехали в столицу, в самый центр Москвы, на Чистые пруды.

Помню, в Гусятниковом переулке стоял большой семиэтажный дом, у входа в который возвышалась красивая статуя рыцаря. А рядом, в двухэтажном домике, жили люди, которые обслуживали обитателей того знатного дома. Вот в этой двухэтажке и была наша комната. По соседству с нами жила дама из «культурных», так тогда называли интеллигенцию. Мама моя тянулась к таким людям, и они дружили. Однажды соседка зашла к нам в комнату и говорит маме: «Александра Андреевна, я хочу вашу Верочку пригласить на оперу «Царская невеста» в театр имени Станиславского». Вот так первый раз в жизни я переступила порог театра.

Боже! Я обомлела от красоты и великолепия. Вышла из театра потрясенная. Театр стал моим магнитом, я искала малейшую возможность, чтобы туда сходить. У меня была подружка Катя, мы с ней ходили в театр. И после одного из спектаклей дали клятву, что обязательно станем артистками. Все почти по нашей клятве и получилось: я стала артисткой, а Катя окончила театроведческий факультет.

Моя война

Война раскидала всю нашу семью, мою старшую сестру, только что окончившую медицинский институт, забрали военврачом в госпиталь. Мама с младшими эвакуировалась в Башкирию. Как же я плакала, боялась, что мы никогда больше не увидимся. Она меня гладила по голове и говорила: «Верочка, война кончится, и мы будем с тобой вместе...» (Да, после войны мы вновь воссоединились!)

Мы с папой остались в Москве, он работал на заводе и меня туда устроил фрезеровщицей. Там давали рабочую карточку на продукты, с которой можно было выжить. ...Удивительно, но военный 1943 год для меня оказался счастливым — в этот год я поступила в театральную студию при Театре Революции. При поступлении меня спросили: «Девочка, ты школу закончила?» Я честно сказала, что нет, но дала слово обязательно закончить. Однако слово свое, грешница, не сдержала, стала народной артисткой Советского Союза, не имея среднего образования. 

Помню, в училище возле гардероба стояло большое зеркало. Однажды возле него я заметила женщину, которая очень внимательно смотрела на всех девочек, раздевавшихся в гардеробе. Помню, поймала на себе ее пристальный взгляд. Женщина позвала меня и велела завтра найти ее на киностудии «Мосфильм». Сказала, что там меня будет ждать режиссер Иван Александрович Пырьев. Сам Пырьев! Я задохнулась от услышанного. Ночь не спала, страшно хотела ему понравиться... Меня взяли. Иван Александрович даже распорядился купить мне платье, пальто. «И все, что полагается под платье» — эти его слова я никогда не забуду! Вот так я попала в съемочную группу, которая поехала в Чехо­словакию на съемки фильма «Сказание о земле Сибирской». 

Я приехала в Прагу, когда в ней цвели каштаны. И даже после войны она была сказочно красива. До сих пор вспоминаю то время как волшебное. 

У картины «Сказание о земле Сибирской» был потрясающий успех. Ее купили 86 стран, в том числе и поверженная Япония. Меня часто узнавали на улице. Люди спрашивали: «Ну как там жизнь в Сибири?» Помощник режиссера мне рассказывал, что когда Сталин на даче смотрел этот фильм, он, увидев меня, воскликнул: «А где нашли эту прелесть?..» 

Съемочную группу выдвинули на Сталинскую премию. По регламенту можно было подавать десять человек. Я была одиннадцатая в списке. Молодая, студентка. Решили меня не вписывать. Но когда услышали, как Сталин обо мне отозвался, — вписали. Так я стала лауреатом Сталинской премии первой степени, как писали в газетах — самым молодым лауреатом. Я не помню, сколько мне досталось денег с той премии, но мама была очень довольна. Она говорила: «Слава Богу, теперь Верочке купим пальто...» 

И все‑таки Раневская

Я осталась в театре сатиры, меня ввели в спектакль «Лев Гурыч Синичкин». Вообще меня в театре ласково приняли, стали называть «душенькой», «цветочком».

С 1948 года и по сей день я актриса театра сатиры. Сама не верю в эти цифры. Однажды в нашем театре появился молодой и красивый актер Володя Ушаков. Немыслимо для того времени: у него была своя машина, он ее купил в Германии. Володя там служил после войны в армейском театре. 

Мне к тому времени дали крошечную комнатку недалеко от Белорусского вокзала, на седьмом этаже, там протекал потолок. Но это было неважно. Иметь свой угол тогда считалось великим счастьем. Володя за мной ухаживал. Однажды я ночевала у мамы, и туда утром приехал Володя. На своей машине, с бутылкой шампанского и цветами. Он приехал просить моей руки. Неожиданно для себя я приняла его предложение. Мы начинали жить в крошечной пятиметровой комнатке. Там помещались только кровать и шкафчик.

Помню, в театр сатиры пришел молодой актер Андрей Миронов. Который безумно понравился тогдашнему худруку театра Валентину Николаевичу Плучеку. Так случился заме­чательный спектакль «Женитьба Фигаро», где Андрюша играл главную роль, а я играла графиню и была счастлива от актерского ансамбля с ним. Костюмы шил Слава Зайцев. До сих пор этот спектакль показывают по телевизору.

...Однажды я увидела на доске приказов, что начинаются репетиции постановки «Вишневый сад». Читаю и глазам не верю: напротив роли Раневской написана фамилия Васильева. Сердце от радости выпрыгнуло из груди. Еще раз внимательно перечитываю и понимаю, что это Татьяна Васильева. Спустя время Татьяна ушла в театр имени Маяковского. И я первый и последний раз в жизни иду просить за себя. Прихожу к Плучеку и говорю: «Валентин Николаевич, роль Раневской свободна. Эта роль — мечта всей моей жизни...» Он ответил, что каждая актриса мечтает об этой роли. И отказал. 

Но судьба! От нее не уйти. Через некоторое время я еду в поезде в Чебоксары, в вагоне чувствую на себе пристальный взгляд. Поднимаю глаза, а на меня смотрит женщина с умными глазами. И неожиданно спрашивает: «А вы бы не хотели сыграть Раневскую?..» У меня слезы брызнули от этого вопроса. Женщина с умными глазами оказалась Верой Ефремовой, главным режиссером Тверского драматического театра. И у меня было десять лет настоящего счастья! Я все эти годы два раза в месяц ездила в Тверь, где играла свою любимую роль. Спектакль был чудный, поверьте. Средние спектакли по десять лет не идут... Труппа там была потрясающая, с редким актерским единством.

...А с Володей Ушаковым, Ушечкой, как я его называла, мы прожили 55 лет. Брак зарегистрировали только в день нашей золотой свадьбы. Володя сильно болел в последние годы своей жизни. Однажды я вечером шла к нему в больницу, темно, март на дворе. Жуткий лед под ногами, еле‑еле бреду... Неожиданно ко мне подходит молодая девушка и предлагает помочь донести тяжелую ношу. Это была Даша Милославская, которая для меня сегодня самый родной человек. У меня нет своих детей, а Даша и ее семья стали для меня родными и бесконечно близкими людьми. Я счастливая и в этом моменте жизни.

Знаете, судьба мне подарила роскошные роли. Через которые можно выразить те чувства, которые часто бывают у женщины закрытыми от посторонних глаз.

То, что отзывается болью в актерском сердце, находит отклик в зрительских душах. И это для меня самое большое счастье. 

Все свои жизненные переживания я несла на подмостки. Это мой культ. Именно театр дарил и еще, слава богу, дарит мне самую большую радость в жизни.

Александр Ярошенко

Yaroshenko68@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter