72-летняя сельчанка варит варенье из петрушки, капусты, зверобоя, поет шансон и активно пользуется интернетом

Кулинар в соцсетях

Варенье из капусты, зверобоя, петрушки, пиона, калины, моркови, тыквы... Сытой к 72-летней Любови Старовойтовой ехать нельзя. Креативными консервированными десертами в ее доме в агрогородке Речица Чериковского района заставлены кухня и погреб. Но стоит пожаловать гостям, банки перекочевывают на стол — для дегустации. Необычными рецептами щедрая хозяйка делится и в интернете. «Я — бабушка в сети, — смеется Любовь Николаевна. — И мой кот уже стал звездой. Правда, не ютуба. Забавные фотки Рыжика я выкладываю в соцсетях. Их часто лайкают. Попрошу внука, научит меня и видео загружать. У меня смартфон, есть вайбер, так что я мобильная сельчанка».

В доме Старовойтовых буквально пахнет творчеством. На стенах — картины, вышитые хозяйкой, ручной работы накидки на диванах. На окне и полочках — банки с соленьями и сладостями. Варенья особенно много. От классического вишневого, малинового, клубничного до необычного — из капусты, петрушки, жасмина, розы, пиона, мелиссы и даже зверобоя.


– Многие рецепты мне от бабушки достались, — уточняет Любовь Николаевна, выставляя на стол баночки со сластями и нежные блины из кабачков. — Но большинство изобрела сама. Потому что, хоть и «хожу» в интернет, давно поняла — не всему, что там пишут, можно верить. Не раз пробовала готовить точь-в-точь по рецептам, но результат не порадовал.

Пока дегустируем лакомства, хозяйка откровенничает:

— Сама я уроженка села Журавичи Гомельской области, где жил и работал Андрей Макаенок, в молодости уехала на родину Деда Мороза — в Великий Устюг. Туда меня, активистку, окончившую текстильное училище, позвали мастером в ПТУ. Потом был кооперативный техникум, Московский кооперативный институт, перспектива остаться в Белокаменной. Но вернулась в Беларусь, потому что моему супругу, дорожному рабочему, предложили жилье на селе. И стала «москвичка» с высшим образованием дояркой. Рассудила: муж и жена должны быть вместе, иначе это не семья. В колхозе задержалась надолго, поскольку поступила в сельхозакадемию, и вскоре совмещала уже две должности: заведующей фермой и главного зоотехника.

Как-то на досуге Любовь Николаевна, мать троих детей, подсчитала, что училась в общей сложности… 22 года. Учиться и сегодня не ленится. Попросила внука помочь ей освоить компьютер, смартфон и интернет. Зарегистрировалась в сети, отправила заявку на сайт передачи «Жди меня» и осуществила давнишнюю мечту — отыскала подругу юности Нину Невзрову, с которой когда-то училась в Великом Устюге.

— Когда узнала, что она все еще там живет, сразу собралась в дорогу, — вспоминает сельчанка. — Автобусом до Москвы, потом сутки пути на поезде. Почти полторы тысячи километров преодолела. Но это расстояние ничто по сравнению с эмоциями, которые нам подарила та встреча. Теперь с Ниной общаемся постоянно: по скайпу, вайберу.

ЛЮБОВЬ Николаевна — из сельчан-активистов. Без нее в районе ни один конкурс или фестиваль не проходит.

— Плохо себя чувствую без дела, — признается Старовойтова, накладывая в тарелки густое варенье из зверобоя. — Первый раз в этом году такое варила. Рецепт нехитрый: залила цветы водой, прокипятила, процедила. А чтобы десерт не горчил, добавила в настойку сахара в пропорции один к одному. В итоге получилось желе. Очень вкусное, а главное — полезное. Еще одно мое ноу-хау — лакомство из обычной белокочанной капусты. Его готовила специально для «Дня варенья», который в августе проходит в Черикове. Пришлось повозиться, заваривать перетертую капусту кипятком, трижды сливать отвар, чтобы «не переварить» растение, не превратить его в кашу. Людям понравилось, рецепт спрашивали.

У вот у самих Старовойтовых любимое варенье — из черники форте. «Живая» ягода невкусная и твердая, как пластик. Но стоит ее соединить с яблоками, лимоном и сахаром — за уши от джема не оттянешь.

— Еще очень петь люблю, особенно шансон, — признается собеседница, зычным голосом затягивая хит из репертуара Стаса Михайлова. И, довольная произведенным на гостей эффектом, добавляет: — А вы думали, на селе только песни под гармонь популярны? Нет, я, конечно, и народные люблю, и Зыкину, и Магомаева. Но и тексты «Руки вверх» воспроизведу без подсказки караоке.

Песня «18 мне уже» обрывается на полуслове — на вайбер пенсионерки один за другим приходят сообщения. Прочитав новости и ответив друзьям, Любовь Николаевна ныряет в погреб за новой порцией угощения, по пути рассуждая:

— Чем сельский пенсионер отличается от городского? Тем, что у него вместо йоги и фитнеса два «тренажерных зала». Причем собственных — огород и погреб. Сто раз на дню наклонишься, по лестнице «попрыгаешь» — вот тебе и зарядка. И от этих упражнений, между прочим, не только мне польза. Всю родню, включая российскую, закатками обеспечиваю. И вы на следующий год опять приезжайте. Удивлю новым рецептом — вареньем из топинамбура.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter