"Кукушки" и дети

Факт, который меня потряс: ежегодно в стране рождается около 500 детей, обреченных никогда не узнать своих родителей.
Факт, который меня потряс: ежегодно в стране рождается около 500 детей, обреченных никогда не узнать своих родителей. Примерно каждая двухсотая женщина бросает новорожденного в роддоме.

Оказывается, переложить ответственность за судьбу своего ребенка на государство очень просто. Достаточно только заполнить форму N 9, которая стыдливо именуется "Согласие родителей на усыновление", а по сути является обыкновенным отказом от воспитания и содержания ребенка. "Случайная" мамаша отмечает в бланке свои паспортные данные, рост, цвет волос и глаз (для возможных усыновителей), ставит подпись... Дело сделано - еще одним сиротой стало больше. Сегодня брошенных новорожденных на 100 больше, чем 5 лет назад.

Практически всегда отказываются от детей-инвалидов. Таких родителей винить сложно - если рождается ребенок, к примеру, с синдромом Дауна, он не может обходиться без постоянной медицинской помощи. Условия нашего быта не позволяют содержать такого ребенка дома, и жизнь его близких превращается в сплошной кошмар. Так что другого выхода, как отправить его в дом ребенка для детей-инвалидов, у несчастных родителей зачастую нет. Но речь, естественно, не о них.

Собирательный портрет мамы-кукушки выглядит примерно так: незамужняя молодая женщина 26 - 30 лет, при этом она может быть вполне обеспеченной, но чаще - с материальными и жилищными проблемами. Среди семейных пар - неблагополучные семьи, в которых нормой жизни считается отнюдь не трезвость. Им по необъяснимой причине легче выносить и родить ребенка, чем использовать противозачаточные средства.

Хотя деньги не всегда играют решающую роль. Однажды юрист, занимающаяся вопросами усыновления и отказа от родительских прав, рассказала мне историю материально обеспеченной 50-летней женщины, которая специально родила, а потом оставила ребенка только потому, что "стара для абортов". "И почему у нас держатся в тайне имена таких женщин? Да на их дверях это нужно писать огромными буквами!" - возмущалась моя собеседница. Может, оно и так, но, с другой стороны, неужели сможет стать нормальной матерью ребенку женщина, которая не отказалась от него только из страха перед всеобщим порицанием? Именно поэтому юристы и стараются не вмешиваться в принятие решения. А оправдание всегда находится.

Случается, причиной нежелательной беременности становится изнасилование или супружеская измена. В последнем случае, кстати, старания неверных жен напрасны - если роженица замужем, для отказа необходимы заявления от обоих родителей. Так что скрыть не удается... Некоторые дамы, правда, пытаются хитрить - указывают в документах неверный адрес. Приходится искать сведения через адресную справку, а то и объявлять мамашу в республиканский розыск. Другие просто убегают из больницы, не оставив никаких координат. Такие женщины лишают своего ребенка надежды на скорое усыновление. Без документов об отказе процедура усыновления тормозится неимоверно. А ребенок растет, и приемные родители уже не имеют возможности выдать его за родного...

Вообще на усыновление на территории Беларуси могут рассчитывать исключительно здоровые новорожденные. Обязательны анализы на сифилис, СПИД, гепатит, значение имеет и наследственность - биологические родители не должны состоять на учете как наркоманы. Быстро усыновляются дети несовершеннолетних мам (их, кстати, на самом деле не так уж и много). Они обычно здоровы, а отказываются от ребенка или по настоянию бабушек и дедушек, или испугавшись ответственности.

Если маме нет еще 18, отказ от ребенка, кроме нее, должны подписать и оба ее родителя. Вот тут-то и возникают противоречия. Случается, что родители категорически против того, чтобы их чадо "испортило всю свою жизнь", а девочка-мама хочет забрать ребенка домой. Бывает и наоборот, когда юные особы даже думать не хотят о том, что у них есть ребенок, а родители ради всего святого просят не бросать его.

Недавно в 7-й клинической больнице, в которую привозят "отказничков" со всего Минска, рожала 15-летняя школьница. Тихая, спокойная, с прекрасными характеристиками, отличница. Но после родов была в шоке, замкнулась в себе, почти не разговаривала... Отец ребенка, тоже несовершеннолетний, тут же открестился: мол, сама виновата, а я и знать-то ничего не знаю. В общем, от сына она отказалась. Не помогли и уговоры родителей, которые умоляли забрать ребенка. Мальчика готовили на усыновление: подобрали приемных родителей, оформляли документы. Но через месяца полтора (а примерно столько длится усыновление) юная мама вернулась, чтобы забрать сынишку. В таких случаях закон всегда на стороне матери, и усыновителям, естественно, отказали. Ребенок остался в родной семье.

Но такие хеппи-энды скорее исключение. В жизни чаще случается наоборот. Подобная ситуация пару лет назад закончилась не так радужно - юная мама спохватилась, когда ребенок уже был усыновлен, и ей предстоит теперь всю жизнь мучиться от того, что по свету ходит ее родное дитя, которое она не узнает, даже если встретит на улице.

Социальных сирот с каждым годом становится все больше. Но не стоит грешить на низкий уровень жизни и тяжелую экономическую ситуацию. Они тут ни при чем. Если и есть что-то низкое, так это в нас самих.

А пока в 7-й минской больнице ждут решения своей судьбы еще 10 новорожденных, которых оставили родители. Будут ли в их жизни любящие мамы и папы?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter