Отчего в Гомельской области самая низкая рентабельность молока?

Кукуруза: во зло или во благо

Отчего в Гомельской области самая низкая рентабельность молока? Как достичь в структуре объемистых кормов оптимального соотношения кукурузы и трав? Что такое пайза и почему ее можно назвать палочкой-выручалочкой? Почему исчезает сыропригодность?


ПОХОЖЕ, известный хрущевский посыл «Кукуруза — «королева полей» воплотился в жизнь только через полвека и только в одной отдельно взятой республике бывшего СССР — Беларуси. Без экономического обоснования, учета физиологических потребностей скота во многих хозяйствах отдают предпочтение именно ей. С 1986—1990 годов ее посевы к сегодняшнему дню возросли вдвое, а в Брестской и Гомельской областях — в 2,6 раза. Страна стала мировым лидером по количеству кукурузы на гектар пашни, чем совершенно не следует гордиться. Пропорционально росту этого показателя обостряются проблемы полноценного кормления животных. В результате пять лет не можем перешагнуть пятитысячный рубеж по надоям, а затраты и себестоимость производства молока растут, особенно на Гомельщине, в геометрической прогрессии. Как снизить затраты и повысить продуктивность, нужно ли ставить заслон кукурузной экспансии? 

Об этом дискутируют начальник отдела растениеводства и кормопроизводства главного управления растениеводства Минсельхозпрода Василий ЯДЛОВСКИЙ, заместитель начальника управления интенсификации промышленного животноводства и птицеводства Минсельхозпрода Сергей ЛАШУК, заведующий отделом кормопроизводства, кормовых добавок и биопродуктов РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», кандидат сельхознаук, доцент Александр ЗИНОВЕНКО, ведущий научный сотрудник РУП «НПЦ НАН Беларуси по земледелию», кандидат сельхознаук  Николай НАДТОЧАЕВ и начальник участка отделения № 1, зоотехник ГП «Совхоз-комбинат «Заря» Мозырского района Виктор ВИТКОВСКИЙ.


Виктор ВИТКОВСКИЙ

Александр ЗИНОВЕНКО

Сергей ЛАШУК


Николай НАДТОЧАЕВ

Василий ЯДЛОВСКИЙ

«СГ»: — Василий Михайлович, изменилась ли в этом году структура посевных площадей? Области прислушались к рекомендациям ученых-аграриев о снижении посевов кукурузы? 

В.Я.: — Кукуруза на силос посеяна на 819 тысячах гектаров — 15 процентов в структуре посевных площадей.  По областям эта цифра разнится существенно: в Гомельской области — 25, Гродненской — 12, Минской — 15, Могилевской — 13, Брестской — почти 18 процентов. Наука рекомендует иметь  максимум 657 тысяч гектаров кукурузы на силос. 

Но будем объективными: если бы Гомельщина сеяла столько кукурузы, сколько мы рекомендуем, то два последних засушливых года она была бы вообще без кормов. Поэтому сегодня здесь формируются особые условия и требования к ведению сельского хозяйства, но  насколько оправданы эти 25 процентов площадей кукурузы, это вопрос. 

Н.Н.: — Из-за изменения климата в южном регионе стало проблематично получать высокие и стабильные урожаи даже кукурузы. С мая по сентябрь, например, в Гомельской области выпало на 20 процентов осадков меньше, а сумма температур на 13 процентов  выше, чем в целом по стране. Это соответственно увеличивает потребность растений во влаге, а преобладающие там рыхлые песчаные и супесчаные, подстилаемые песками почвы не обеспечивают достаточных влагозапасов. В таких условиях только засухоустойчивые культуры имеют преимущество, и поэтому кукуруза может быть гарантом получения хоть каких кормов.

В.Я.: — Конечно, за последние 5—10 лет благодаря этой культуре мы накормили скот. Но биологию животных никто не изменил. Рекомендации науки остаются прежними: силос и сенаж в пропорции 1:1. Понятно, что такие травы, как клевер, люцерна и им подобные, на этих землях и при такой температуре выгорают. Но на песках никто и  не рекомендует ими заниматься. Здесь следует организовать семеноводство и вводить в севообороты пригодные для легких почв донник, лядвенец, эспарцет.  Кстати, последний имеет и другое литературное название — клевер песчаный. Почему мы не сеем их в достаточном количестве  на той же Гомельщине? Семян нет. 

«СГ»: — Почему не купить у наших соседей?

В.Я.: — А за что? Они семена кукурузы забирают, но не рассчитываются, Мозырский кукурузокалибровочный завод практически загубили. Некоторые хозяйства годами за них не платят. Кстати, и  Витебская область, где плотность скота невысокая, земли и климат подходят, не прислушивается к рекомендациям по производству семян трав. Поэтому семеноводство многолетних трав — одна из больных тем, которая влияет на  результат работы с травами. Но особенно в Гомельской области. В прошлом и нынешнем годах они сеяли 300 тысяч гектаров. Поздними сортами сеют долго и поздно — где-то в июне, а на некоторых полях даже в августе, а в октябре порой убирают  несозревшую кукурузу. 

С.Л.: — Кто сегодня не знает, что продуктивность и здоровье животного зависят от качества кормов, от слаженности работы всей зооветеринарной службы? Во многих хозяйствах дойное стадо получает рационы, основанные на концентратах и кукурузном силосе, качество которого часто не соответствует зоотехническим требованиям, в том числе по активной кислотности. В нем подавляется развитие полезной микрофлоры, что ведет к нарушению синтеза микробиального белка, а также — в связи с необходимостью нейтрализации избыточной кислотности корма — к возникновению ацидоза и накоплению в тканях недоокисленных продуктов обмена.

Конечно,  увлеченность кукурузным силосом объяснима. Но это сильное молокогонное средство оправдано тогда, когда  нужно любыми судьбами  обеспечить молочный вал. Сегодня  нужно  думать  не только о необходимости выжимать из коровы молока по максимуму, но и  как можно дольше сохранять ее здоровье.  Иначе  рискуем остаться без перспективного поголовья. Ведь ветврач лечит  не животное, а бесхозяйственное отношение к нему. 

А.З.: — Несбалансированное кормление ведет к эндометритам, кетозам, маститам и многим другим заболеваниям. Эндометрит — это хроническая патология коров, которая ведет к нарушениям полового цикла, уменьшению продуктивности. Хотя клинические признаки ее выражены не особо ярко, но экономические потери огромны: понижение продуктивности, ухудшение качества молока, дополнительные траты на оплодотворение, неполучение телят. Или почему корова заболевает ацидозом? Мелкоизмельченные корма, угнетенный процесс жвачки, уменьшение слюноотделения. Недуг распространен по всему миру и обычно встречается в хозяйствах, где уровень концентратов и углеводов в рационе завышен. Острый ацидоз дает о себе знать уже через несколько часов после употребления корма. У коровы возникает апатия, частично пропадает аппетит или же полный отказ от пищи. Появляются такие сопроводительные осложнения, как анорексия, атония, перебои с дыханием, тахикардия. Животное ощущает резкую слабость и жажду, поднимается с трудом, тело коробит от дрожи и судорог, но температура при этом в рамках нормы. Вот что такое несбалансированность кормов. 

«СГ»: — Некоторые говорят, что вся Европа и Америка кормят коров кукурузой. Это так. Но весь силос, в том числе и кукурузный, там в рационе занимает 50 процентов, а остальное — люцерновый силос из подвяленных трав, то есть то, что мы называем сенажом. Кроме того, в рационе обязательно 5 килограммов люцернового сена. А посмотрите, что нередко у нас на кормовом столе одна кукуруза. И мы хотим, чтобы корова была здоровой и давала много молока, да еще и дешевого? В прошлом году наибольшая себестоимость тонны реализованного молока  сложилась именно в Гомельской области: на 289 тысяч рублей  выше, чем в среднем по республике. С учетом объемов произведенного в 2015 году  молока потери области составили  256 миллиардов рублей.  За эти деньги можно было бы купить  более 100 тракторов  мощностью 300 лошадиных сил. Но в той же  Гомельской области есть хозяйства, которые решили проблему засилия кукурузного силоса. 

В.В.: — Еще 10 лет назад у нас в «Заре» применялся силосный тип кормления. Как результат — выбытие коров процентов на 30 шло из-за гинекологических болезней. И это при том, что в хозяйстве всегда были деньги, в том числе и на ветпрепараты. Но бывшего руководителя было трудно переубедить в пагубности такого кормления. И только с приходом нового директора многое изменилось. Начали серьезно работать с травами, сенажом и использовать премиксы. Мы приняли хозяйство, которое от коровы получало в среднем 900 килограммов, а количество лактаций не превышало 2,2. Спустя год от каждой доили по 4 тысячи килограммов, а количество лактаций увеличилось в два раза.  Сегодня в структуре объемистых кормов оптимальное отношение кукурузы и трав — 60 на 40. От коровы получаем свыше 9 тысяч килограммов. 

Но год на год не приходится. В прошлом проблемном из-за засухи вообще ничего не могли заготовить. Но спаслись пайзой. Это нетрадиционная для нас однолетняя трава.  Пайза, или, как ее еще называют, просо японское, — растение многоплановое. Ее можно возделывать на крупу, зерно, сенаж, зеленый корм и силос, а можно использовать и как пастбищную  культуру. При благоприятных условиях урожайность ее достигает 760 центнеров с гектара зеленой массы, сена — 140 центнеров на круг, зерна — до 40 центнеров. После скашивания или раннего стравливания пайза хорошо отрастает, и можно получить 2—4 укоса. Культура нетребовательна к почвам, хорошо растет как на связных, так и на легких почвах. А высокая облиственность и не желтеющие до конца вегетации листья позволяют использовать ее на зеленый корм до глубокой осени. В фазе полного выметывания метелки пайза отличается высокими кормовыми достоинствами с переваримостью сухого вещества зеленой массы не ниже 70 процентов, в котором содержится 10—13 процентов сырого протеина, до 3 — жира, до 11 — сахара. А вообще, выращиваем многолетние травы, в основном люцерну. В этом году сняли 4 укоса. 

«СГ»: — А мне говорили во многих хозяйствах Гомельщины, что люцерна в этом регионе малоурожайна.

В.В.: — Не согласен. Наоборот, некоторые хозяйства получают до 6 укосов. 

В.Я.: — Получается, ваше хозяйство сначала было примером того, как не надо работать, а затем сами исправили свои ошибки. Но другие  по вашему пути пока не пошли… 

Н.Н.: — Повышение эффективности кормопроизводства возможно только при снижении себестоимости производимых кормов. Для конкретной культуры она будет тем ниже, чем благоприятнее почвенно-климатические условия. В Гомельской области они, естественно, лучшие для кукурузы, а, например, в Витебской — для трав. И нельзя в полной мере ставить  в вину  специалистам области высокую  их себестоимость. Наши исследования на супесчаной почве в Калинковичском районе и связносупесчаной почве в Смолевичском показывают, что при одинаковых материальных вложениях урожайность кукурузы в среднем получается в 1,5 раза выше на связной почве, а следовательно, на столько ниже ее себестоимость. Несмотря на это, резервы снижения себестоимости в Гомельской области огромные. Взять хотя бы структуру гибридов по скороспелости. Преобладание скороспелых собственного производства уменьшает сбор сухого вещества и зеленой массы в 1,5—2 раза. Таких гибридов в области должно быть не более 35 процентов, хотя сейчас высевается вдвое больше, а остальное — закупаться по импорту, предпочтительно в Украине, России, Молдове. Это позволило бы на треть снизить площадь под кукурузой и занять ее травами. Если почвы совсем бедные и травы не растут, то может подойти вариант посева озимой ржи, убираемой на силос или сенаж в конце фазы выхода в трубку с последующим посевом кукурузы на силос. Это позволит пополнить кормовую базу, потому что рожь весной всегда даст хороший урожай, и подстраховаться на случай непогоды за счет более растянутых сроков сева.

Мы говорим о грамотном рационе, но какие травы сеять на таких почвах и при такой засушливой погоде? К тому же, чтобы их выращивать, нужна соответствующая оснащенность хозяйств. А это уже вопросы экономики. 

А.З.: — Гомельская область не перешагнет 4-тысячный рубеж, если останется на одной кукурузе. Это цепляет ворох проблем: больные животные, высокая себестоимость молока. Но зачем долго спорить. Возьмите и сравните два хозяйства Гомельщины. То, которое доит 6—7 тысяч килограммов, и то, которое выше 3 тысяч не поднимается. Сельхозпредприятия, грамотно балансирующие кормовой рацион, имеют и рентабельность гораздо выше. В прошлом году при правильном рационе рентабельность производства молока достигала 75 процентов.  Мы, к сожалению, не задаем вопрос: с какой рентабельностью производят молоко в хозяйствах, где преобладает кукурузный силос?

Да, кукуруза — один из основных факторов формирования продуктивности. Но единственным быть не может! Только вкупе с травами можно получить полноценный рацион. И потом, кому молоко «на силосах» надо? Оно ведь полностью  несыропригодное. 

«СГ»: — Мировая практика показывает, что немало хозяйств с аналогичными в Беларуси климатическими условиями используют травяные корма и зерносенаж. При этом они вообще не работают с кукурузным силосом, имея высокую продуктивность коров и откармливаемого поголовья. Например, в концерне «Детскосельский» Ленинградской области на основе силоса и сенажа из бобовых трав и зерносенажа и вообще без кукурузного силоса в прошлом году от коровы получили по 9400 килограммов молока при его рентабельности 50 процентов.

У нас, к сожалению, мало кто обращает внимание на то, что себестоимость кормовой единицы зеленой массы кукурузы в 2,5 раза выше, чем многолетних трав. А с учетом  затрат на обогащение белком — в 4—5 раз. Как можно говорить о снижении затратности, базируясь на таком корме? 

В.Я.: — Мы все вместе вскрыли множество тому причин. Все важны, все имеют ярко выраженный знак минус, но самая большая проблема связана с семеноводством. Семян трав не хватает, а по некоторым видам  вообще нет.  

«СГ»: — Это серьезная тема для отдельного разговора. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter