Наталья Ковалева показала уникальную коллекцию елочных игрушек

Кукуруза на елке

Если бы кто-то лет десять назад сказал преподавателю французского языка, что она начнет собирать елочные игрушки, она бы рассмеялась от несерьезности такого предположения. А теперь Наталья Ковалева может часами говорить о каждом экспонате своей уникальной коллекции, в которой насчитывается около трех тысяч елочных украшений. Хозяйка небольшой квартиры, расположенной в сталинке на окраине Витебска, широко распахивает передо мной дверцы корпусной стенки. Там сверху донизу все уставлено коробками. Коллекция разделена по темам, все картонные «хранилища» подписаны. Читаю: «Корзиночки», «Мужички», «Репка», «Символика», «Космос» «Дед Мороз и Снегурочка». А еще «Коты», «Хрю-хрю», «Барашки» и многое другое.

В просторной гостиной стоит нарядная елка. Такая, которую вы вряд ли где найдете даже при большом желании. На ней — вся история Нового года страны и мира. 

— Вот, смотрите, клоуны, дрессированные животные, — поднимает еловую веточку хозяйка. — Этим игрушкам более 70 лет. А модными они стали после выхода на экраны советских кинотеатров фильма «Цирк». С Любовью Орловой в главной роли. Фильм очень понравился зрителям, в том числе руководству страны. Наверху был сделан однозначный вывод: цирк — это хорошо. Производители елочных игрушек тут же бросились проявлять фантазию. И в вате, и в стекле. Стал популярным хоккей — хоккеисты незамедлительно «оседлали» нарядные елочки. Да и вообще производство елочных украшений как нельзя лучше передает историю страны, очень чутко реагирует на новые веяния и пристрастия политиков. Создание воздушного флота и первые полеты в космос. Освоение Северного полюса и агрономические опыты. Да-да, овощи, фрукты, орехи, колосья тоже стали украшениями новогодней елки. Интересна история кукурузы. Побывал Никита Хрущев в 1959 году в США и потребовал резко увеличить кукурузные площади в СССР, чтобы догнать и перегнать Америку. Пока земледельцы еще только отводили поля под царицу полей, она уже гордо красовалась в самых разных игрушках на новогодних елках в домах советских граждан. В магазинах прилавки пустые, а на зеленых ветках — блестящие гроздья диковинного винограда. 

Я смотрю на ракету с надписями «СССР» и «Мир». Она золотится в тени иголок и выглядит как настоящий раритет. А ведь кто-то из тогдашних детишек во время отсутствия «сплошного телевидения» именно по елке начинал знакомиться с космонавтикой. Рядом с ней — необычный для нас светофор. Красный свет у него не сверху, а снизу. Так выглядели светофоры до 1949 года. А потом СССР присоединился к Женевской конвенции о дорожном движении. Зеленый и красный свет сразу же поменялись местами.

Но это мы уже далеко вперед шагнули. Самые старинные игрушки в коллекции Натальи Ковалевой датированы серединой 30-х годов прошлого века. Это ватные украшения. Они были созданы способом ручной и веретенной намотки, а также прессовки. 

— Многочисленные артели Москвы и Ленинграда выпустили тогда огромное количество таких игрушек, — хозяйка берет в руки запеленатого младенца. — Видите, это штучные изделия, изготовленные и расписанные вручную. У них не существовало двойников. А оживился рынок игрушек после потепления в отношении новогодней елки, которую после смерти Владимира Ленина причислили к религиозным пережиткам. Вот и ввели запрет. Даже стихотворение такое было: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» Одним словом, на радость детворе елка вернулась в 1936 году. Да еще и с триумфом. К 20-летию Октябрьской революции был выпущен огромный прозрачный шар с портретами Маркса, Энгельса, Сталина и Ленина на фоне красного полотнища. 

Мы перекладываем игрушки с места на место, весь ковер уже переливается огнями, а конца-краю богатству нет. 

— Во сколько бы вы оценили свою коллекцию? — перевожу разговор из исторической плоскости в материальную.

— Не знаю. Для меня она бесценна. Началось-то все с того, что я решила вернуть свои детские игрушки. Помню, что у мамы был огромный ящик, где бережно хранились шары, зайчики, шишки, бусы и другие теперь уже для всех нас покрытые толстым слоем ностальгии украшения. Когда я выросла, мама подарила игрушки соседке, у которой было двое детей. Вот я и нашла двоих этих, теперь уже взрослых, наследников. А вместе с ними — три свои старые игрушки. Бывшие соседи с пониманием отнеслись к моей просьбе. Так и началось хобби. Теперь мне несут старые игрушки все знакомые, друзья, друзья друзей и просто неизвестные люди, которые хотят поделиться с другими кусочком своих давних воспоминаний. Мне елочные украшения в подарок даже коллеги из Франции привозили. Многие экспонаты приходится реставрировать, восстанавливать. Начинала с фигурки охотника из серии «Серая шейка». У него была разбита голова. Зашла в интернет. Убедилась, что это стеклодувная игрушка 50-х годов. Под лупой сделала голову заново — теперь не отличишь от настоящей. Реставрация — очень тонкое и непростое дело. Так что ценность украшений не в деньгах, а в художественном, историческом смысле. Хотелось бы, чтобы коллекцию увидело как можно больше людей. Сейчас вот открылась моя выставка в Витебске, скоро игрушки уедут в Бешенковичи. Я же их не для хранения в шкафах собираю. Хотя от показа во Франции отказалась — для них это скорее экзотика, а не история. В отличие от нас.


Пока мы увлеченно разговариваем в свете елочных гирлянд, многочисленные украшения переливаются, заманчиво сверкают на деревце у окна. Шутя, интересуюсь у хозяйки: почему в доме нет кота, который бы мог по достоинству «оценить» всю эту красоту?

— Да жила, жила здесь кошка. Боней звали, — улыбается Наталья. — Сын тогда уже взрослым был, моя коллекция потихоньку росла. Вот и соблазнилась я устроить первый показ. Разве можно, имея такой запас игрушек, елку не нарядить? Вот только недолго лесной красавицей любовались. 

— Самая интересная игрушка для меня? Сыщик Моркоу из «Чиполлино» — у него зеленые очки, пояс, а на поясе — часы. Выяснилось, что было несколько серий таких игрушек, так вот моя, кажется, из неизвестной пока белорусской серии. На привычного питерского Моркоу он совершенно не похож! Обидно, что сейчас очень мало новогодних игрушек с белорусской пропиской, прилавки магазинов ломятся от китайских изделий. 

Интересно, а какая мечта у моей собеседницы? Чего хотела бы Наталья Ковалева как коллекционер в следующем году?

— Мечтаю собрать полную серию «Сказки о царе Салтане». У меня уже есть все персонажи, а вот самого царя найти не могу. Надеюсь, что он обязательно появится. А еще очень хотелось бы, чтобы новогодние игрушки современных детишек были столь же разнообразными и содержательными, как те, наши. Из такого далекого и такого незабываемого детства.

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter