Кукольный в культуре —что-то вроде десерта

Он не насыщает, но дополняет обед. Можно ли обой-тись без театра кукол? Можно. Проходя в центре Минска мимо кинотеатра «Пионер», мы почти позабыли о том, что именно здесь находится самый главный кукольный дом. 4 марта Государственный театр кукол наконец-то выходит из затянувшегося ремонта.
Он не насыщает, но дополняет обед. Можно ли обой-тись без театра кукол? Можно. Проходя в центре Минска мимо кинотеатра «Пионер», мы почти позабыли о том, что именно здесь находится самый главный кукольный дом. 4 марта Государственный театр кукол наконец-то выходит из затянувшегося ремонта. Внутри театрального кукольного мира мало что меняется. Витебский, гродненский и брестский театры кукол живут по-прежнему ярко, потрясая своими спектаклями и часто выезжая за рубеж. Оттуда они не возвращаются с пустыми руками: за пределами Беларуси наших кукол хорошо знают и любят. Престижные награды тому свидетельство. Маленькое легкоподъемное кукольное хозяйство постоянно перемещается в географическом пространстве и почти десятилетиями сохраняет свои лучшие спектакли. Новые кукольные театры давно не создаются, наверное, потому, что трудное это дело. Оно требует особой, специфической подготовки, а зрителей у театра всего ничего. Да и те в основном детишки, которых ублажить сравнительно просто. Сложности экономического существования могилевского, молодечненского и гомельского кукольных театров подтверждают тот факт, что кукольная ситуация мало кого интересует. Художественные авторитеты в кукольном мире тоже давно устоявшиеся. Это известные в Европе и России Алексей Лелявский, Олег Жюгжда, Виктор Климчук. Молодых последователей-режиссеров у них как-то не наблюдается. Правда, в последнее время приходят интересные молодые артисты, но, поработав год-другой, убегают во взрослые драматические театры. Между тем возможности кукольного искусства безграничны. Здесь часто рождаются новые театральные идеи, пробуется оригинальная изобразительная эстетика и властвует особая театральная магия. Все это охотно подсматривают многочисленные режиссеры драмы. В то же время кукольные режиссеры тоскуют по большим формам и взрослому театру. Наверное, поэтому сегодня они делают очень интересные спектакли с куклами для взрослой публики. Олег Жюгжда ставит Шекспира, Алексей Лелявский – Чехова. Чеховской «Чайкой» откроется чуть запоздавший сезон у минских кукол. Мечта о своем театральном помещении потихоньку осуществляется. 800 квадратных метров пристройки решают множество проблем Государственного театра кукол. Это наконец-то полноценные репетиционные комнаты, костюмерная, бутафорский цех, административная часть. В зрительном зале появились новые кресла и ковровые дорожки, которые скрадывают шум. В антракте распахнет двери буфет-кафетерий и можно будет отказаться от надоевших поп-корна и сладкой ваты, что были годами неотъемлемым лакомством маленьких зрителей. После окончательной реконструкции сцены станут возможны многие инженерные трюки и цирковые чудеса. Сегодняшний кукольный театр приветствует не только живого актера, вышедшего из-за ширмы, но и многочисленные метафоры, волшебные превращения и видеопроекции. Для этого необходимы современные хорошо работающие механизмы. И конечно же, руки опытных кукловодов. Вообще-то, Лелявский может придумать куклу из чего угодно: из целлофанового пакета, веревочек, деталей одежды. Но в кукольном пространстве ценятся сложные формы наивного и высокого искусства со стильным обликом. Такому сложному искусству Лелявский обучает своих учеников в академии искусств. И именно они, выпускники этого года, придут почти полным составом в театр кукол. Они уже работают над «Историей одного города» по Салтыкову-Щедрину, премьерой следующего сезона. Ремонт и техническая оснащенность Государственного театра кукол позволят в ближайшем будущем возобновить в Минске международные фестивали, которые проходили с большим успехом и собирали всю кукольную элиту. А пока — здравствуйте, куклы, здравствуйте, кукольники. Пусть вам будет уютно в обновленном доме.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter