Куклы, вперед

На следующей неделе после реконструкции откроется Гродненский областной театр кукол...

На следующей неделе после реконструкции откроется Гродненский областной театр кукол. Здание с почти трехсотлетней историей за год не только тщательно отремонтировали, расширили, но и вернули ему первозданный облик.


До ремонта театр буквально трещал по швам, с трудом вмещая весь громоздкий реквизит, декорации, мастерские, да и самих актеров: тех, что из плоти и крови, а также деревянных, тряпичных, металлических, из папье–маше. В самых неожиданных закутках буквально на коленке кукольных дел мастера творили действующих лиц и декорации, которые впоследствии заставляли трепетать, восхищаться, сопереживать, плакать и смеяться не только гродненских детей, но и искушенного взрослого зрителя.


Затевая реконструкцию, областные власти выделили деньги на новое звуковое, осветительное оборудование, дымовую машину и приспособление для искусственного света. В распоряжении труппы появились и прозаические вещи, без которых невозможно современное искусство: новые дерево–, металлообрабатывающие станки и сварочный аппарат. А еще промышленные моечные станки для костюмов, декораций и помещений. Традиционная театральная пыль должна остаться в прошлом.


Кое–где ради комфорта и качества пришлось поступиться количеством. Удобные широкие кресла и просторные проходы заняли немало места. Поэтому, если до ремонта спектакль могли посмотреть сразу 300 зрителей, сейчас в зрительном зале осталось 242 сиденья.


Здание театра было построено в ХVIII веке, неплохо сохранилось и само по себе является объектом восхищения. Правда, после реконструкции в 70–х годах прошлого столетия с крыши исчезли кокетливые башенки. В этом году их снова надстроили, вернув тем самым былой шарм. В основу реконструкции легли изображения на рисунках Наполеона Орды, сохранилось и несколько фотографий с изначальным силуэтом дома. Директор театра Валентина Цыганец вспоминает, что основные споры разгорелись во время обсуждения цвета стен в обновленном памятнике архитектуры:


— Проектная организация почему–то настаивала на том, что театр должен быть выкрашен в бордовый. Мы были против. Пришлось искать исторические свидетельства того, что это здание никогда в своей истории не было окрашено в кричащие тона. И мы их нашли. Оказалось, что залы и сам дом всегда были исполнены в пастельных красках.


Благодаря найденной исторической справке коллективу театра удалось отстоять покраску стен в спокойные тона.


Кованые ограждения балконов, ажурные карнизы, сверкающий паркет, изящная колоннада, бархатный занавес с тяжелыми кистями, хрустальные люстры, искрящиеся всеми цветами радуги, — все детали внутренней отделки возвращают поклонников Мельпомены в то время, когда поход на спектакль считался «выходом в свет», со всей глянцево–кружевно–помпезной атрибутикой.


На время, пока длился ремонт, кукловодам пришлось переселиться в здание драмтеатра. Стесненные условия и чужие стены тем не менее не помешали труппе ежедневно собирать полные залы. Более того, на драматической сцене прошли премьерные показы двух новых спектаклей: это исторический экскурс «Охота на зубра» по мотивам поэмы Миколы Гусовского и философская сказка «Мальчик–звезда» по пьесе Оскара Уайльда. Готова к показу еще одна постановка, детская «Сказка о волшебных часах».


Удивительно, но временное соседство как будто даже принесло удачу гродненским кукольникам. На церемонии вручения последней Национальной театральной премии спектакль «Пиковая дама» стал победителем в четырех из десяти номинаций. К слову, именно эта постановка избрана для показа в день открытия. «Дама» должна стать своеобразным талисманом, напутствием и пожеланием успеха в новой жизни старого театра. А в том, что удача ждет талантливую труппу и в будущем, нет никаких сомнений. Уже сейчас билеты на все спектакли до середины января распроданы.


В мае новую сцену опробуют зарубежные труппы. Здесь впервые пройдет фестиваль «Куклы над Неманом». Свое участие в нем уже подтвердили пять стран: Россия, Литва, Латвия, Польша и Сербия.


О перспективах обновленного театра мы поговорили с главным режиссером Олегом Жюгждой.


— С установкой нового сценического оборудования спектакли могут стать более зрелищными — это факт. Но ведь ваш театр много лет делал ставку на глубину взаимоотношений между куклой и актером, и это уже его своеобразная визитная карточка. Удастся ли сохранить свое лицо в новых, можно сказать, тепличных условиях?


— Наша профессия — создавать на сцене сказку. От того, что у нас появятся новые технические возможности, мы не станем хуже прорабатывать характеры героев или поверхностно относиться к осмыслению пьес.


— Какие эмоции у вас вызывает отремонтированный театр?


— Должен признаться, что здесь многое устроено не так, как хотелось бы. Есть претензии к качеству работ. Недавно от стены отвалился кусок свежей мраморной отделки. Почему–то свет сразу в пяти гримерках на втором этаже включается одной кнопкой с первого этажа. Это не только неудобно, но и расточительно. В преддверии Года бережливости сдавать объект с таким нерациональным использованием электроэнергии — как минимум непредусмотрительно. Кажется лишним изобилие хрустальных люстр. Рядом с ними теряется изящная и отреставрированная старинная люстра, которая осталась еще с царских времен. Пока что свыкаюсь с «евроремонтом». Мне кажется, что он выдавил живую ауру из здания. Согласен с тем, что она была пыльная и заплесневевшая, но сейчас, по моим ощущениям, ее вообще нет.


— Возможно, это только пока... Надеюсь, огрехи в ремонте не помешают вам в осуществлении творческих планов?


— Наша самая заветная мечта — переделать театральное фойе в Малый зал. С небольшой сценой и зрительскими креслами на несколько десятков мест. Есть спектакли, которые волшебно вписываются только в немноголюдную, камерную атмосферу, где есть прямой контакт с каждым зрителем. Такой небольшой уголок для театралов–гурманов. И, само собой, полным ходом идет подготовка к новым премьерам. Сейчас мы готовим яркое, красочное и веселое представление «Царевна–лягушка». На конец будущего года запланирована премьера «Фауста» по мотивам одноименного произведения Гете.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter