На свое 35-летие «Калыханка» получила в подарок сорок уникальных кукол

Куклы каждого дома

На свое тридцатипятилетие «Калыханка» получила замечательный подарок. Сорок уникальных кукол, в разное время развлекавших малышей с телеэкрана, обрели постоянную крышу над головой. Отныне они будут храниться в музее истории театральной и музыкальной культуры. Корреспондент «Р» побывала на открытии выставки и пообщалась с главными героями и создателями любимой детской программы.


Нина Шоба, основательница «Калыханкі»: 

— 1 января 1981 года белорусское телевидение должно было выйти на свой отдельный канал. Но чтобы работать на новой кнопке, надо было иметь какие-то свои передачи, в том числе и детскую. Стали думать. Предполагалось, что она будет похожа на «Спокойной ночи, малыши!», но со своими отличиями, иначе бы мы не смогли перетянуть детей на свою сторону. Я предложила вечернюю сказку для малышей. Мы придумали своего дедушку Бая, это был не фольклорный персонаж, а современный пожилой человек, который рассказывал детям увлекательные истории, сказки на белорусском языке. Первыми кукольными героями были Буслик, собачка Тява, «хлопчык Бульбінка», «дзяўчынка Васілінка». Сначала мы выходили по два-три раза в неделю, чтобы дети привыкали к нам постепенно. Помню, как после первых эфиров нам дети писали письма: «А почему вы так неправильно разговариваете?» Некоторые не понимали белорусского языка, но потом привыкли. 

Я уже много лет на пенсии, но по сей день смотрю эту детскую программу. Меня всегда называли мамой «Калыханкі», сейчас я уже стала ее бабушкой. Всех героев люблю одинаково. Рада, что и сейчас появляются наши национальные герои-куклы. Счастлива, что снова вернулись Буслик и «дзядуля Дабрадзей».

Елена Фурсова, шеф-редактор программы:

— В «Калыханке» я тридцать лет. На телевидение попала еще в первом классе. Детская редакция отбирала малышей для спектаклей и других проектов. Поэтому я с шести лет знала, где хочу работать. Окончила журфак, родила дочку и пришла к Нине Ивановне Шоба. Меня определили в «Калыханку», первое время была многостаночницей: и сценарии писала, и режиссировала, и вела программы. Знаете, меня сразу стали узнавать на улице: «Это вы из «Калыханкі»? Мы вас так любим! Почему так редко появляетесь в кадре?» Работы тогда было очень много. Приходилось иногда даже озвучивать героев, был такой герой «заяц Даўгавушык», он говорил моим голосом. С ностальгией вспоминаю робота Электроника, который обладал способностями телепортирования, он переносил наших героев в другие места и времена. Маляваныч, который не сходит с экранов вот уже почти двадцать лет, — это тоже моя придумка.

За тридцать лет было много разных периодов. Но, пожалуй, самый запоминающийся — когда начали делать выездные программы. Так мы непосредственно общались с детьми, видели, как они воспринимают наших героев. Причем мы не только объехали всю Беларусь, но были и в Ташкенте, и в Тбилиси, и в Киеве, и в Москве. Сейчас очень скучаю по тем временам.

Инна Гончар, исполняет роль лисички Яны:

— В «Калыханке» я девять лет. Когда у меня родилась дочка, казалось, что большего счастья мне не надо. Но буквально через несколько месяцев я получила еще один подарок судьбы: меня пригласили попробоваться на роль Яночки. Я — артистка кукольного театра, думаю, что выбор пал на меня только потому, что могла быстро войти в дело, освоить куклу и подходила по голосу. 

Ни разу не пожалела, что согласилась. Мой кукольный персонаж и дочка росли вместе, и сегодня мои близкие говорят: «Яночка — Машина копия». Наверное, я даже сама того не подозревая перенимала у ребенка какие-то словечки, реакцию на определенные действия и переносила это на куклу. 

Яночка для меня как член семьи. Не ревнует ли дочка? Нет. Она ее очень любит, может ругать Топу, который не очень красиво себя ведет, но лисичку — никогда. Более того, Маша всегда делится с Яночкой своей одеждой и украшениями, дает для записи программы свои игрушки. Можно сказать, это ее сестричка.

Елена Бикренева, Фея снов:

— Известие о том, что я стала ведущей «Калыханкі», была для меня самым дорогим свадебным подарком. Ведь об этом мне сообщили прямо в день бракосочетания. Кастинг прошел задолго до моей свадьбы, и я уже было подумала, что не подошла для детской передачи. Тогда ведущих впервые выбирали дети. Несколько претенденток записали своеобразные визитки, и их повезли по садикам. Вы не представляете, как я была счастлива. Я тогда снималась в «Утренней почте», у меня был образ легкомысленной секретарши. И мне сказали, что надо выбирать: не должен один человек утром быть с ярко накрашенными губами и в мини-юбке, а вечером перед детьми строить из себя добрую фею. В то время я еще работала и арт-директором в клубе, что мужу тоже не очень нравилось. Мы выбрали «Калыханку» и не жалеем.

За эти десять лет, что работаю в детской программе, я уже дважды стала мамой. Оба раза работала вплоть до самых родов. Сама сшила себе специальное платье, чтобы никто из зрителей не догадывался о моем интересном положении. Конспирироваться помогали и создатели программы: поднимали выше стол, набрасывали на меня плед. А через два месяца после родов я опять возвращалась на работу. Меня тянут туда теплая творческая атмосфера и этот светлый образ феи. Кстати, когда у моих девочек спрашивают, кем работает их мама, они всегда отвечают: «Феей!»

Эмилия Пранскуте, исполняет роль Буслика:

— Наверное, сама судьба привела меня в «Калыханку». Я по образованию — кукольница, хотя и работаю в Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького. Почти восемь лет назад меня пригласили стать кукловодом Сплюшика. Я с огромным удовольствием согласилась «впасть в детство» и делаю это по сей день. Скучаю без Сплюшика? Все-таки это часть моей жизни, мы были вместе семь лет. К Буслику я только привыкаю, но, думаю, мы тоже станем с ним как одно целое. Это как в театре, где практически каждый день у нас новые роли. Какое-то время мы репетируем, привыкаем к персонажу, потом с ним живем. Так и с куклами. 

Владимир Воронков, исполняет роль медвежонка Топы:

— Нынешний Топа — уже четвертая кукла. Конечно, я рад, что этот персонаж так полюбился детям, что уже почти двадцать лет не сходит с экранов. На «Калыханке» выросло уже не одно поколение детей, в том числе и мои, теперь эту программу смотрит моя внучка. Время изменилось, изменились и куклы. Раньше мой Топа никак не мог научиться складывать простые числа, а теперь уже и компьютер освоил. Но в любом случае хорошо, что дети продолжают верить в сказку, а наших кукол представляют как живых. Помню, мы приехали на «Анимаевку», собралось  много детей, они задают героям «Калыханкі» вопросы, Яна, Топа и Буслик отвечают на них. Один мальчик подходит ко мне и говорит: «Перестаньте дергать медвежонка, ему же больно».

Не устал ли я от этой работы за долгие годы? Пришли недавно к нам двое молодых актеров-кукольников на запись новой передачи. Одной рукой держатся за ножку стола, а вторая — вверху с куклой. Устали через несколько минут, все позатекало, смотрят на меня такими несчастными глазами: «И так каждый день?» Отвечаю: «Тяжело первые десять лет! Потом привыкаешь». Эту работу невозможно не любить.

Василий РАИНЧИК, народный артист Беларуси, автор музыки «Калыханкі»:

— Когда мне предложили написать эту композицию, я увлекался совсем другой музыкой: рок-н-роллом, джазом. И спустя столько лет не понимаю, почему я на это согласился. Слов песни тогда еще не было. И меня отправили к некоему Гене, который и должен был написать стихи. Оказалось, что это Геннадий Буравкин, который тогда возглавлял телевидение. Сегодня, когда меня спрашивают про самую популярную песню «Сяброў», я рассказываю не про «Малиновку», а «Калыханку». Это ведь настоящее счастье, когда на протяжении нескольких десятков лет твоя музыка ежедневно звучит с телеэкрана.

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter