Премьера «Кукольный дом» в Новом театре как манифест латентного феминизма

Кукла Нора, не плачь!

На сцене Нового драматического театра состоялась премьера психологической драмы «Кукольный дом» по пьесе классика норвежской драматургии Генрика Ибсена. Поставил ее Артем Пинчук, который выступил и в качестве художника-постановщика.


Главная героиня пьесы Нора — один из самых знаковых женских образов мировой драматургии, такой же сложный и увлекательный, как Офелия, Джульетта или Раневская. Не каждая труппа решится сегодня на нее замахнуться, но в Новом драматическом театре замахнулись с бесшабашностью подлинных эстетов. В спектакле две исполнительницы Норы в двух составах. На премьере ее сыграла лауреат Национальной театральной премии ведущая актриса театра Надежда Анципович.

Роль Торвальда, мужа Норы, исполнил сам режиссер Артем Пинчук. Их слаженный дуэт, который мы видели во многих спектаклях («Варшавская мелодия», «Человеческий голос»), опять заиграл новыми красками. Конфликт супругов нарастает постепенно, до поры до времени чинно идет в фарватере взаимных претензий, а в финале взрывается полным разрывом. Вначале их буржуазный дом — вполне себе кукольные апартаменты Барби и Кена, а потом — разоренное гнездо. Мещанская идиллия разбилась о стену подозрения и неверия. Нора, побуждаемая самыми благими намерениями, оказывается жертвой шантажиста и карьериста Крогстада (Эдуард Вайнилович). Торвальд не проявляет в критический момент должной чуткости, навлекая на Нору гнев и упреки…

Наблюдать за этими психологическими «кружевами» легко и увлекательно. Костюмы Лидии Малашенко не отвлекают от главного — эмоциональной и наполненной игры актеров. История духовного пробуждения и обретения внутренней свободы с намеком на здоровый феминизм, рассказанная простыми и выразительными средствами, всегда смотрится выигрышно. Зритель любит, когда с ним разговаривают всерьез.

Художественный руководитель Нового театра Сергей Куликовский не скрывал восторженных эмоций по поводу спектакля, и его можно понять: пьеса Ибсена в репертуаре любого театра — будь то БДТ, Малый или простой белорусский храм Мельпомены — делает ему честь. Если зрители видят в афише имя этого драматурга, нейронные связи в головном мозге сразу выстраивают беспроигрышную реверберационную цепь: значит, здесь работают не лоботрясы и очковтиратели, а люди серьезные, высокодуховные.

Это третья режиссерская работа Артема Пинчука в Новом драматическом театре. Ранее выходили спектакли «День» и «Кукла. Фикус. Магазин». Постановки совершенно разные по стилистике и темам. Нам остается лишь пристально наблюдать за творческим ростом этого интересного белорусского режиссера и актера, а он, судя по нынешней премьере, безусловно, движется вперед и по нарастающей.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter