Можно спорить о системах, но любой спор всегда сводится к разговору о деньгах

Кухонные дебаты

Кухонные дебаты — это отнюдь не разговор с женой у суповой кастрюли. Почти 60 лет назад, в июле 1959–го, в Москву для участия в выставке американской промышленной продукции приезжал вице–президент США Ричард Никсон. И принимал его первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. И пришли они вместе посмотреть на выставку, и остановились у одного из образчиков американского домохозяйства, где уже тогда были и плита, и посудомоечная машина. И начали спорить, где жить лучше — так, собственно, и появился термин «кухонные дебаты». И это там Никита Сергеевич со свойственной ему афористичностью заявил, «что мы тоже, знаете ли, не мух ноздрями бьем, а за 42 года (после Октябрьской революции. — Прим. ред.) так шагнули, что скоро догоним и перегоним вашу Америку».

1959 г. «Кухонные дебаты» в Москве

История, конечно, давно дала ответ, что является истинными ценностями, а что — обыкновенными словами, пытающимися заполнить пустоту. И сегодня люди, и политики в том числе, если и спорят, то не о капитализме с социализмом, а о вещах, более приземленных. Например, о спорте. Давеча вот на нашей редакционной кухне, коей мы испокон веков величаем курилку, заспорил с одним коллегой, который во весь голос аплодировал решению Американского антидопингового агентства дисквалифицировать на 14 месяцев знаменитого пловца Райана Лохте. Смотрите, напирал он, дескать, как они могут учить нас уму–разуму, если у них самих подлинные иконы спорта сидят на капельницах?!

Недавний случай с 33–летним проказником Лохте (помните, как он чудил на Олимпиаде в Рио?! — как обманул всех, сообщив, что его вместе с товарищами по команде якобы ограбили, а позже выяснилось, что на самом деле американцы выпили, нахулиганили на заправке и нахамили сотрудникам службы безопасности, которые попросили их возместить ущерб) действительно не лезет ни в какие ворота. Величественный, как его еще принято называть за заслуги перед плаванием (тридцатидевятикратный чемпион мира, шестикратный олимпийский чемпион), Лохте попался на... инстаграм. Он сам выложил в социальную сеть фото, на котором, улыбаясь, уютно расположился в креслах с женой под капельницей. Когда дело получило огласку, удалять снимок уже было поздно: Лохте признали виновным в проведении запрещенных инъекций объемом более 100 мл в течение менее чем 12 часов и вынесли наказание — год и два месяца дисквалификации.

А теперь о главном. Лохте на самом деле погорел даже не на допинге (хотя ничего нельзя исключать), а прежде всего на желании заработать. У американца в инстаграм почти миллион подписчиков. И эта страничка приносит ему хороший доход за счет рекламы. Когда прошлым летом Райан опубликовал злосчастный пост с капельницей, то не упустил возможности поставить указания на восстановительный центр, где все происходило, и витаминный препарат, который якобы помогает ему справляться с тренировочными нагрузками.

Райан Лохте на «процедурах»

Коллега в гневе тыкал в смартфон пальцем...

Ну что ж, я тоже тыкнул. И почти сразу же наткнулся на новость об Александре Крушельницком, который, дескать, со дня на день может признаться в употреблении допинга на Олимпиаде в Пхенчхане. Крушельницкий — конечно, не Лохте, и керлинг, в котором он выступает, не чета плаванию. Однако все ж российского Александра должны были запомнить, ведь это он вместе с красоткой женой Анастасией Брызгаловой принес нашим соседям первую медаль Игр–2018, а спустя всего пару дней выяснилось, что в его анализах нашли следы злополучного мельдония. Россияне, помнится, сразу уповали на злые козни керлингистов — конкурентов на сборе в Японии, однако спустя полгода сменили линию защиты на прямо противоположную. И сегодня президент Федерации керлинга России Дмитрий Свищев ничуть не стесняется, когда говорит, что «Всемирная федерация керлинга предложила во внесудебном порядке подписать соглашение с федерацией и спортсменом о том, что мы признаем вину и соглашаемся на дисквалификацию сроком на два года. Мы проконсультировались с адвокатами и решили, что смысла упираться, наверное, нет».

Анастасия Брызгалова и Александр Крушельницкий в Пхенчхане

А потом я тыкнул в Google еще раз и нашел большой материал на sports.ru, где говорилось, как отстраненного за допинг Александра Крушельницкого абсолютно неожиданно и во многом противозаконно (кодекс WADA запрещает отстраненным спортсменам участвовать в соревнованиях и другой деятельности, связанной со спортом; нельзя выступать, тренироваться с клубом или сборной, тренировать и вообще появляться на одном льду со спортсменами; за отступление от правил — строжайшие наказания) включили в состав сборной России в качестве личного тренера супруги Брызгаловой. Конечно, и здесь во всем виноваты деньги — в московских офисах многие хотели помочь «хорошему человеку», поддержать его в трудной ситуации, вот и включили его в реестр, чтобы он мог получать выплаты, пособия etc. Когда же история получила нехорошую огласку, дело спрятали, как будто и не было, а головы засунули в песок. Стоят теперь, как страусы, ждут пинка.

И еще одна околоспортивная и околофинансовая история. Только что закончился срок дисквалификации олимпийской чемпионки–2012 по прыжкам в высоту россиянки Анны Чичеровой. Она уже выступила в чемпионате своей страны, заняла в нем второе место, претендует на попадание на августовский чемпионат Европы в Берлине, однако, прочитывая новости о ней, внимательный читатель не может обойти вниманием тему денег.

— Есть правила проведения соревнований IAAF, в том числе и правила выхода из дисквалификации. Помимо срока истечения дисквалификации, спортсмену необходимо еще вернуть завоеванные медали и призовые суммы. Что касается медалей, насколько мне известно, Анна вернула медали. Остался вопрос с призовыми. В федерацию не приходила информация о сумме, она поступает непосредственно спортсмену. Как только переводятся деньги и в федерацию приходит информация из департамента финансов IAAF, что деньги возвращены и поступили на счет, то спортсмен буквально уже на следующий день может участвовать в соревнованиях, — говорила в начале месяца антидопинговый координатор Всероссийской федерации легкой атлетики Елена Иконникова.

Полет Анны Чичеровой
ФОТО РЕЙТЕР

А это уже сама Чичерова, но чуть позже:

— Если бы от меня потребовали стопроцентно выплатить все суммы призовых, это было бы совершенно неподъемно. Но в этом вопросе ситуация сложилась в мою пользу: многие директора соревнований пошли навстречу и прислали письменные уведомления, что не имеют ко мне претензий. Это целиком и полностью заслуга моего агента Павла Воронкова. Все эти письма я уже отправила в Международную федерацию легкой атлетики, но на сегодняшний день никакого ответа пока не получила. Соответственно останется компенсировать только те призовые, что я получала непосредственно от IAAF за чемпионат мира в Берлине и два финала Гран–при. Скажу честно, денег, чтобы погасить эту задолженность одномоментно, у меня пока в полном объеме нет, но есть надежда, что мне предоставят возможность рассрочки — такая опция в правилах IAAF существует. Как быстро я сумею получить ответ на этот вопрос, пока не знаю: дальнейшая ситуация уже никак от меня не зависит.

∗ ∗∗

С ненавидящим Криса Фрума (только за то, что этот британский супервелогонщик столь сильно страдает от астмы, что ему понадобилось специальное терапевтическое исключение) и проклинающим организаторов «Тур де Франс», которые допустили проколовшегося на сальбутамоле британца до проходящей сейчас гонки, товарищем мы спорили несколько дней. Искали аргументы, доказывали, чертыхались. Он говорил, что в мире спорта давно существуют двойные стандарты, а я призывал всегда искать, кому это выгодно.

Позже выяснится, что мы говорили об одном и том же, а спорили только потому, что смотрели на ситуацию с разных колоколен. Так, собственно, часто бывает на кухнях. Так, собственно, было и у Хрущева с Никсоном. Оба улыбались, когда спорили. Когда первый секретарь ЦК попробовал пепси, то сказал, что напиток отдает гуталином. Никсон, даром что слыл хорошим адвокатом, на это вроде как ответил: «Зато мы богатые, а вы бедные. Мы едим мясо, а вы едите капусту!» А услышавший такое Хрущев, тут историки дают два прочтения, либо послал американского президента на три веселых буквы, либо попросту грязно выругался (без посыла).

С товарищем мы тоже посылали друг друга пару раз. Но ничего — по–прежнему работаем вместе.

А Хрущева после выставки в Москве с удовольствием принимали в США. И он рассказывал фермерам штата Айова о кукурузе. И посылал немало приветов своей стране.

Кухонные дебаты — дело такое... С чего начнешь, тем и не закончишь.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter