Что поможет активизировать продажи прудовой рыбы

Кухни в чешуе, рыбхозы на мели

Сегодня в столице развернутся рыбные ярмарки и продолжатся по выходным до середины декабря. Потребителям раздолье в выборе. Вот бы эти цены и ассортимент перенести в нашу повседневность! Недавно эту тему обсуждали с председателем Любанского райисполкома Сергеем Казецким.

Фото pixabay.com

Рыбокомбинат «Любань» при поддержке бюджета модернизировали, запустили консервный цех. У предприятия большие планы, в том числе снижать себестоимость продукции. Для чего, помимо комбикорма, преимущественно закупаются местные виды кормов — отходы спиртового и крахмального производства. В хозяйствах приобретают зерно и его отходы, органику. В точках продаж предлагают сваренную тут же уху. Мелочь, а на два бензовоза денег набегает. В этом году своевременно провели зарыбление и надеются на хороший «урожай». Здесь произведут 1600 тонн товарной рыбы. Для пущей наглядности: это 40 вагонов. Но складывается парадоксальная ситуация. Себестоимость карпа 2 рубля 59 копеек, но продают его по-прежнему по четыре пятьдесят. Где логика? Можно ведь скинуть рубль, и продажи пойдут быстрее, и выручка за счет оборота увеличится, поднял этот вопрос на исполкоме глава района. Но не тут-то было — рыбокомбинат не самостоятелен в ценообразовании.

Увеличили бы продажи и разнообразные полуфабрикаты. Покупатель ведь часто отворачивается от карпа, да и другой рыбы, не только из-за цены, но и неприятной процедуры ее приготовления.

Рыбная отрасль давно сидит на мели. Еще один парадокс: потребности внутреннего рынка — 120—130 тысяч тонн в год, а производим в разы меньше. Не хватает собственного сырья для перерабатывающих предприятий. За пять лет промысловый улов сократился на 42 процента. По прогнозам, в этом году путина должна больше порадовать и принести до 11 тысяч тонн водной продукции. В 2017-м выловили 10370,2 тонны. Потенциал для производителей десятикратный.

К слову, в белорусской прудовой рыбе еще ни разу не обнаружено опасных для здоровья человека паразитов. Радионуклидов в ней в сотни раз меньше, чем допустимо нормой. Нет никаких вредных веществ. Подтверждают это и европейские лаборатории. А белорусы недоедают рыбы, на пару-тройку килограммов не дотягивая до медицинской нормы. Рекорд потребления принадлежит 1990 году — 19,6 килограмма на человека. Правда, тогда и выращивали ее свыше 20 тысяч тонн.

Можно сколько угодно твердить, что рыбоводство — отрасль ресурсозатратная. Да, в структуре себестоимости корма занимают 40—45, стоимость посадочного материала — от 10 до 30 процентов. Отсюда высокая среднемноголетняя отпускная стоимость карпа, поясняют специалисты. Но если не активизировать продажи, рыбохозяйства и вовсе уйдут на дно.

Большой резерв для сбыта — общепит. В рыбных ресторанах нечасто встретишь изысканное блюдо из карпа. Все сибас, лосось да форель. В меню одного даже увидела морского волка. Явно маркетинговый ход — чем больше экзотики в названии, тем больше разгорается аппетит, несмотря на кругленькую сумму ценника. Почему бы не испечь, сварить, поджарить на гриле филе какой-нибудь пресноводной рыбки, всем знакомой, но поданной под овеянным флером соусом? Можно придумать тысячу вариантов — полезных, вкусных и более дешевых. Но, очевидно, как рыба ищет, где глубже, так и рестораторы, где понаваристей. И среднестатистический белорус рыбный день пока не позволит себе в общепите. Мы по-прежнему будем стоять у бочек, откуда сачком вылавливают плещущийся товар, а потом везти домой в трепещущейся авоське. А после семейной трапезы хозяйки с усердием будут отмывать кухню от чешуи. Ну а рыбхозы по-прежнему сидеть на мели.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter