2017–й объявлен ООН Международным годом устойчивого развития туризма

Куда ведут нехоженые тропы

Минувшим летом я ездила в гости к подруге в Германию. Глядя на толпы многоязычных туристов в узких улочках и на живописных площадях небольших колоритных немецких городков, думала: чем же мы можем привлечь путешественников? Для чего и за чем приезжать к нам зарубежному туристу? Что такого предложить ему, чего нет у других? А если и есть, то наше — лучше, интереснее, выгоднее.


Если добавить сюда отсутствие пляжей–морей и не очень длинный список достопримечательностей мирового уровня, становится понятным, насколько сложная задача ставилась и ставится. Казалось бы, спектр современной туристической деятельности весьма широк, но все привлекательные ниши давно заняты и уступать свои позиции никто не собирается. Поэтому возникает вопрос не только и не столько о тактике, сколько о стратегии развития отрасли. Есть ли четкий ответ на него?

Недавно публиковалась информация о том, что Национальное агентство по туризму предложило в соцсетях всем желающим поделиться мыслями на тему «100 вещей, которые стоит сделать в Беларуси». Прозвучали самые разные, в том числе весьма любопытные идеи. Но они скорее из списка внутреннего туристического меню. Мы же ищем варианты не «для себя», а «на продажу». Вот ставшие популярными вечера классической и джазовой музыки под летним открытым небом на городских площадях. Действительно, культурный прорыв. Для нас. А для зарубежных туристов? Поедут ли они в Минск специально ради такого концерта? Или: туристам советуют зайти в Минске в магазин «Лакомка»; попробовать «настоящую панскую крамбамбулю»; отправиться на сбор клюквы на болото (может, включить в турпакет и торговое место на рынке?)... И даже покататься на лодке по реке, чтобы посмотреть на умирающую полесскую деревню (здесь уже плод какой–то не совсем здоровой фантазии).

Апофеоз: подоить корову в деревне!

Однако может пора расстаться с местечковыми представлениями о том, будто лес растет и куры водятся лишь в наших просторах, и попытаться взглянуть на мир другими глазами? Ведь пока мы остаемся в святой уверенности, что заграничный турист спит и видит, как бы ему, сердешному, у нас на подворье сенца накосить, в хлеву коровку накормить, в погребе бульбу перебрать, сала белорусского поесть, пощипать лучку на грядке, так и будем обиженно сетовать на непонимание: чего это к нам мало едут. Нет, все вышеперечисленное вполне годится для туристических «заманух». И я вовсе не против агроэкотуризма. Направление уверенно заявило о себе, добилось заметных успехов, хотя строилось, что называется, в чистом поле. Но события последнего времени показывают: и оно сегодня нуждается в определенном переформатировании и ребрендинге. Ведь доходность такого агроэкотуризма не столь уж высока, да и вряд ли туристы возьмут за правило проводить свои отпуска из года в год в агроусадьбе. А вот в недорогих, полустационарных кемпингах — почему бы и нет. Видела их в Германии. Прекрасный вариант для молодых, мобильных семей. Благо живописных речных и озерных берегов, лесных опушек в Беларуси хватает. Обеспечить такое место электроэнергией, водоснабжением и интернетом — не столь уж неразрешимая задача. А белорусские продукты питания, несмотря на все нынешние наезды на них со стороны, — дополнительный привлекательный бонус для нормальных, адекватных путешественников. А если вернуться к идее турбаз? Или создать «международные дачные поселки» для сдачи в аренду? И тогда уже реально рассчитывать, что люди приедут снова и снова, и не на нынешние среднестатистические пять дней. В любом случае наш туристический конек должен быть максимально практичным, доступным по цене для обычной семьи с детьми из России, Литвы, Украины, Польши... Да хоть бы и из того же Китая!

Стоит прислушаться к мнению бывшего посла Израиля в Беларуси И.Шагала. На его взгляд, вполне перспективно организовать образовательно–познавательные поездки израильской молодежи в Беларусь — чтобы увидели землю, где на протяжении столетий жили многие поколения еврейских семей. Причем в историческом плане разговор должен идти не только о трагических событиях периода нацистской оккупации, а куда шире. И снова же: таким группам пятизвездочные отели ни к чему. Также жизнь показывает, что вполне осуществима специализация на недорогом, качественном санаторном, оздоровительном и реабилитационном туризме. Но именно — недорогом и качественном.

2017–й объявлен ООН Международным годом устойчивого развития туризма. Хочется надеяться, мы наконец уверенной ногой нащупаем свою туристическую тропу, которая выведет страну на столбовую дорогу мирового туризма. А в Беларуси народ гостеприимный! И накормит вкусно, и напоит щедро, и спать уложит мягко. А коли кто захочет — тому доверим и буренку подоить, и бульбу перебрать. Не проблема...


ulitenok@sb.by

Советская Белоруссия № 1 (25136). Вторник, 3 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter