Специалисты не исключают, что многие «серые» схемы мясных поставок в Россию берут начало там же

Куда ведет говяжий след

Мы уже писали («СГ» от 7.02.2017 г.) о вероломном закрытии Россельхознадзором говяжьего коридора для всей Минской области. Неслыханно недружественный поступок! Причем сделанный как будто не объективности ради, а в отместку за что-то. Мы еще тогда пытались разобраться, из-за чего и кого огулом пострадали десятки добросовестных предприятий-экспортеров. Теперь продолжаем свое журналистское расследование.


Более чем странную причину переноса визита для инспектирования наших складов и хранилищ с овощами и фруктами назвал Россельхознадзор: специалисты-де боятся провокаций. Это сообщение, растиражированное в интернете, набрало тысячи постов. От шутливых, что, мол, опасаются листерий, до возмущенных: наша страна все-таки правовое государство, а белорусы — гостеприимный народ.

Есть и другая, более конструктивная, новость от федеральной надзорной службы. Россельхознадзор организовал полный контроль за перемещением нашей животноводческой продукции по территории России — с момента пересечения границы до поступления на прилавок. Попросила отслеживать весь путь товара в информационных системах «Аргус» и «Меркурий» именно белорусская сторона, чтобы исключить возникновение спорных вопросов, связанных с подтверждением происхождения продукции и ее качества. И чтобы исключить проникновение фальсификата. 

Ведь торговые пути неисповедимы. Источник, пожелавший остаться анонимным, недавно открыл мне, далекой от коммерции, интересные сведения. Россияне, оказывается, сами предлагают белорусским партнерам украинскую говядину. «Откуда она там, где беспристрастное ветфитонадзорное око строго бдит за тушами, полутушами и прочими отрубами в свежем и замороженном виде, с недавних пор ставшими камнем преткновения?», изумится такой же непросвещенный читатель. Как мне пояснили сведущие в торговле люди, кордонов с Донецкой и частично Луганской областями практически не существует, мясо беспрепятственно поступает с их территории. 

Наши мясокомбинаты от греха подальше, не желая в очередной раз быть уличенными в реэкспорте продукции, запрещенной к ввозу в Россию, отказываются: можно больше потерять, чем получить.


Но фирмы, торгующие мясным сырьем, может, и ловят момент. Да и статистика говорит в пользу этого предположения. Ведь нарастила в прошлом году экспорт говядины в нашу страну не только Украина, но и Россия. В 4,5 раза больше ввезла охлажденной и свежей продукции, на 124 процента больше замороженных туш и полутуш. В меньших, правда, объемах, чем украинская сторона. Кстати, и свинины из России поступило больше в 6,6 раза. В общем, деловые люди активизировались. 

Если уж говорить о схемах поставок, легальных или не совсем, то ни одна из них не осуществима без наличия, с одной стороны, продавца, с другой — покупателя. Ну не повезу же я товар, как Ванька Жуков, на деревню дедушке. В бизнесе главное — партнерские связи. Так что, как мне объяснили опять же сведущие люди, многие схемы начинаются в России, а у нас открыты своеобразные представительства. Так что у говяжьего коридора, словно в лабиринте, много скрытых ходов. 

Частные фирмы, между прочим, активно скупающие КРС у сельхозпредприятий, перебивают цену нашим крупным производителям. Именно они в большей степени и пострадали от введения запрета для Минской области на поставки в Россию говядины. «СГ» попросила некоторых из них высказаться по этому поводу:

Николай РАДОМАН, член Совета Республики, председатель СПК «Агрокомбинат Снов»:

— Ситуация сложилась очень сложная. Мы 100 голов в день бьем скота, и говядину в Беларуси всю не продадим. Страдают в первую очередь крестьяне, которые выращивают скот, потому что животные перестаивают, тратятся корма, и в итоге все это ложится нам на убытки.  Конечно, Россельхознадзор из-за нескольких недобросовестных поставщиков несправедливо наказал всех остальных. Но проблему необходимо рассматривать масштабно. И назрела она давно. Необходим контроль за частными структурами, которые занимаются ввозом и дальнейший вывозом говядины с минимальной переработкой.  Ведь они занимаются чисто коммерческой деятельностью, а страдают в итоге крупные производители. Когда аттестуют наш мясокомбинат, нам, по сути, выкручивают руки, придираясь к каждой мелочи, а частным структурам позволено иметь маленькие цеха, выпускающие некачественную продукцию. Но никто не обращал на это внимание. 

Алексей БАРЦЕВИЧ, исполняющий обязанности заместителя директора по коммерческим вопросам Слуцкого мясокомбината: 

— Наше предприятие не работает на сырье из стран, которые находятся под санкциями России, поэтому наказано несправедливо. Мы можем поставлять продукцию и на другие рынки, помимо России, но цены там ниже. Сейчас экспортируем ее в Казахстан, Туркменистан, планируем наладить поставки в Азербайджан, пытаемся выходить на Китай, хотя существует проблема сертификации. Конечно, закрыли предприятия в самый неподходящий момент. Дело в том, что сейчас в России большой спрос на говядину, и, несмотря на конкуренцию частников, мы свободно проходили в индикативные цены. Несомненно, потеряем, и не по своей вине, значительные объемы оборота. Считаю, чтобы разрулить ситуацию, необходимо наводить порядок среди частных структур в их поставках мяса в Россию.

Ромуальда БУРДУКЕВИЧ, директор Столбцовского мясоконсервного комбината:

— Решение Россельхознадзора о вводе временных ограничений на ввоз говядины из Минской области, конечно, сказалось и на работе нашего комбината. Временно приостановили покупку скота у сельхозпредприятий, берем только для колбасной продукции. Есть намерения 200 тонн говядины отправить в Казахстан, у нас есть договоры, но индикативные цены выше, чем предлагают казахские партнеры. Берем в Минсельхозпроде разрешение на снижение цены, ведь все равно выгоднее работать, чем ожидать.

klimovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter