«Все как в самолете — крылья, подкрылки»: шорных дел мастер поделился с нами секретами своего редкого ремесла

Куда вас, шорник, к счастью занесло

Владимир ЗНАК может изготовить седло целиком, однако сейчас специализируется на его крыльях.
Помните: «Сто дюжин коней под капот я запрятал, а прадед везде успевал на одном»? Безвозвратно канули в Лету те времена, но, может, оно и к лучшему, что сейчас большинство умных и грациозных животных скорее любимые питомцы и партнеры в спорте, чем средство передвижения или тягловая сила. Со сменой четырех копыт на четыре колеса стали исчезать школы, где учили мастеров по изготовлению конной упряжи. Сейчас шорники — представители редкой профессии. Корреспондент «Р» встретилась с одним из них, чтобы узнать, каково это — наряжать лошадей.

Выкройка по фигуре

Подворье в небольшой деревушке под Минском, где находится мастерская Александра Знака, можно узнать благодаря дуге, прикрепленной к двери гаража. Вальяжные коты, деятельные собаки во дворе — здесь, очевидно, любят животных. В мастерской царят запахи кожи и клея. Все горизонтальные поверхности заполнены инструментами, нитками, лекалами, фрагментами седел, каталогами.

Потихоньку возясь с седлом, которое без коня кажется чрезмерно большим и непонятным, Александр рассказывает, что с лошадьми дружит с детства. В Воронеже он выучился на тренера по верховой езде, некоторое время там жил и работал.

— В советское время многое приходилось делать самостоятельно, например чинить седла, — вспоминает он. — Получалось у меня неплохо, и однажды я решил заниматься непосредственно изготовлением упряжи. В последнее время делаю в основном седла.

Как и люди, лошади бывают разного роста, размеров и объемов. У каждой свой изгиб крупа, степень развития мускулатуры. Чтобы седло пришлось идеально впору, не создавало животному дискомфорт, при его изготовлении нужно учитывать все эти параметры. Мало того, седла отличаются размером для миниатюрной барышни и крепкого мужчины, а также фасоном в зависимости от предназначения.

— Седло для конкура отличается от седла для выездки. Человек, который собирается прыгать на лошади через препятствие, сгибается вперед, а значит, и крылья седла больше выдаются вперед. На ленчике нет козырька, чтобы всадника, который периодически приподнимается, не выбило из седла, — объясняет Александр.

Комфорт в мелочах

Получается, для создания идеального седла мастер должен знать параметры и лошади, и седока, а также чем они собираются заниматься.

— Все как в самолете: крылья, подкрылки… — смеется мастер.

Сейчас большинство лошадей скорее любимые питомцы, чем тягловая сила.
barefoot-baltics.ee

Действительно, крыло, крылышко, ленчик, подушка — из этих фрагментов собирается седло. Выделить какой-то основной не получится, комфорт и безопасность лошади и седока зависят даже от мелочей. Крылья и подкрылки нужны, чтобы ноги всадника не соприкасались с подпругой и пряжками. Ленчик — это то, на чем, собственно, и сидит человек. «Садится» это все на подушку, она нужна для защиты позвоночника лошади.

— Как только получаем заказ с необходимыми размерами, создаем выкройку, — Александр работает вместе с братьями. — Для ускорения процесса у нас есть множество самых разных лекал. В основу ленчика кладутся пластиковые или фанерные заготовки. Пластиковые заказываем на заводе, фанерные изготавливаем сами. Правда, каждую из них нужно изогнуть под конкретную лошадь, поэтому в нашей мастерской то и дело варятся в специальных формах пластиковые каркасы, распариваются фанерные.

Основания нужной формы укрепляются металлическими скобами, снизу натягивается резиновая тесьма, она пружинит, смягчая тряску. Затем в ход идет наполнитель. Наконец ленчик обтягивается специально выкроенной кожей.

Остальные части седла делают по похожей схеме, только без каркаса — за счет основы, наполнителя и нескольких слоев кожи и без него получается довольно плотно. Затем все собирается в единое целое. Подушка, то есть нижняя часть, которая и кладется на круп лошади для комфорта животного, прикрепляется в последнюю очередь. Подушки бывают набивные и ненабивные. Для набивной шьется чехол, который потом наполняют шерстью. В основе ненабивных лежат несколько слоев войлока. Они сразу изготавливаются в нужном размере, в набивных он корректируется за счет количества наполнителя.

Готовое седло примеряют на манекен в виде спины лошади. Это позволит увидеть и поправить недостатки.

Все в их руках

При изготовлении седел очень многое делается руками. Никакая швейная машинка не возьмет несколько слоев кожи. Правда, одна из них в мастерской используется для пробивания дырочек, но нити через них все равно протягивает человеческая рука.

В основу ленчика кладется пластиковый или фанерный каркас.

Владимир, брат Александра, специализируется на крыльях. Сначала кожа крепится к основе специальными скобами — вроде как черновыми стежками. Когда мастер прошьет все вручную с помощью проплетки, толстой иглы с ушком для специальной нити, скобы необходимо снять: металлические фрагменты могут поранить животное. У всех мастеров на пальцах специальные кожаные перстни: когда целый день работаешь с прочной тонкой нитью, можно серьезно травмировать руки.

Изделие получается гладким, красивым. Маленьким молоточком Александр простукивает места соединений, чтобы все части стали на свое место. В другой предпродажной подготовке хорошее седло не нуждается. Кремы для кожи могут использоваться, чтобы подправить огрехи.

— Работа наша кропотливая, требует большой усидчивости, — признается Александр. — Один человек может изготовить седло за четыре дня, у нас получается быстрее за счет разделения обязанностей. Хорошее кожаное седло стоит около тысячи долларов. Главное — найти рынок сбыта.

Кажется, с этим у братьев проблем нет. Во всяком случае, недавно они изготовили партию седел для кавалерийского эскорта Президентского полка России.

Содержание лошади — удовольствие не из дешевых. Под балконом ее не поставить, поэтому обычно при покупке коня для него резервируют место в специальных конюшнях. Немалую лепту в расходы вносят покупка корма, тренировки и, конечно же, наряды. Тем не менее эти благородные грациозные животные пользуются любовью. Так что профессия шорника хоть и редкая, но не должна стать исчезающей.

nevmer@sb.by

 Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter