Куда вас перевезти?

У грузоперевозчиков много работы и большие запросы
У грузоперевозчиков много работы и большие запросы

Бизнес этот прибыльный и популярный. Откроешь любую могилевскую «рекламку» — и выбирай что нужно. Грузовики бортовые, самосвалы, рефрижераторы. «Газели» и «Мерседесы», МАНы и ЗиЛы, скромные микроавтобусы и серьезные двадцатитонники. Хозяева авто готовы выехать в рейс по любым дорогам и в любую погоду, за наличный и безналичный расчет.

При таком выборе и стоимость услуги должна быть доступной. Увы, ничего подобного.

По воскресеньям около рынка не протолкнуться: продавцы, покупатели, любители пройтись по торговым рядам и, конечно, транспорт.

Вот «безлошадные» старичок со старушкой накупили садового инвентаря, удобрений, рубероида, полиэтиленовой пленки. Как им везти все это домой? Бабушка осталась стеречь добро, ее муж отправился искать микроавтобус. Вернулся дед расстроенный, чуть не плачет: «Меньше чем за 30 тысяч рублей два квартала ехать не соглашаются!» Услышав разговор, продавец рубероида попытался успокоить: «Надо было сразу сказать, что машина нужна, я своих покупателей за пятерку везу!»

Только так бывает нечасто. На двери магазина стройматериалов — броское объявление: «Погрузка, доставка в пределах города». Продавцы разочаровали: услуга не бесплатная, надо заплатить 10 процентов стоимости груза.

Значит, с того, кто купил несколько мешков цемента, водитель возьмет тысяч 20 — 30. Зато если надо оттранспортировать более дорогие доски — готовься выложить в 10 — 15 (!) раз больше?! Абсолютно нелогично.

Впрочем, магазин открылся недавно, есть надежда, что там научатся работать с покупателями.

У ворот Могилевского комбината силикатных изделий грузовики выстраиваются изо дня в день. Эти водители — не работники предприятия, они сами по себе и охотятся за посетителями магазина. Кирпич, силикатные блоки, раствор в руках не унесешь, и потому с середины весны до середины осени заказов для грузовиков хватает.

Правда, с ценами полнейшая неразбериха: один водитель соглашается везти раствор за 60 тысяч рублей, другой запрашивает 90, а третьему подавай все 120. Доставка кирпича еще дороже — от 110 до 180 тысяч, причем без разгрузки. И это в пределах города! Тот, кто покупает стройматериалов немного, иногда платит за груз меньше, чем за его доставку с разгрузкой. Вроде и услуга нужная, но, когда за нее приходится отдавать ползарплаты, настроение все равно портится.

Иногда частники хотя бы обосновывают расценки: столько–то за километр, столько–то за час. Но таких мало.

Могилевчанин Максим Ефимов в этом бизнесе 5 лет. Говорит, до сих пор переживает о сделанной когда–то «глупости»: открыв счет в банке, обрек себя на хождение по кабинетам, согласование цен, в то время как коллеги, работающие за наличные, назначают цены, ни у кого не спрашивая.

— По идее, и те и другие должны иметь прейскурант, но перевозчики, обслуживающие физических лиц, действительно определяют стоимость своих услуг сами, — подтвердил начальник инспекции по контролю за ценами управления ценовой политики Могилевского облисполкома Вячеслав Пикус. — Если же обслуживаешь юридические лица с оплатой через банковский счет, нужно составлять калькуляцию, регистрировать цены у нас.

Вячеслав Сергеевич считает: чтобы не «разорять» покупателей, каждому магазину или базе не мешает подумать о собственном перевозчике. Лучше, если это будет какая–нибудь автобаза. В противном случае, что толку обижаться на частников, пользующихся моментом?

Специалисты отдела перевозок могилевского «Облавтотранса» стоимостью услуг частных грузоперевозчиков не интересуются. Более того, считают, что, если ввести ограничения, можно отпугнуть владельцев грузовиков. Тогда машины, как 10 лет назад, окажутся в дефиците, а цены вырастут еще больше. Дескать, как и среди представителей любой профессии, среди водителей есть люди хорошие и не очень. Вряд ли чрезмерный контроль сможет превратить бесчестного человека в порядочного.

Транспортная инспекция контролирует соблюдение перевозчиками законодательства по лицензированию. Ценами не занимается. Сами же водители уверены, что клиенты многого хотят: при такой дороговизне бензина, дизтоплива, запчастей не получается возить их «бесплатно». И вообще, по мнению тех, кто занимается перевозками, конкуренция рано или поздно заставит самых «ненасытных» покинуть бизнес.

Да, возможно, когда–нибудь так и случится. Но что порекомендуете делать, если строиться, ремонтироваться или переезжать нужно сейчас?!

Все говорят о конкуренции, только есть ли она на самом деле? В «рекламках» предложений действительно много — целые полосы и развороты. Но попробуйте отыскать водителя, согласного перевезти холодильник из одного квартала города в соседний. Десятка или двадцатка вряд ли заставят перевозчика сдвинуться с места. Даже если заказов на тот момент нет вообще. «Лучше уж сделать выходной, а назавтра смотаться за «нормальные» деньги в Минск или Оршу», — рассуждают водители.

Лет 15 назад при одном из автопарков Могилева работали грузовые такси с таксометрами и рациями. В любом мебельном магазине заказы на автоуслуги принимали агенты. Машины с утра до вечера развозили грузы, всем было выгодно. Сегодня, когда «мелочевкой» не занимается никто, опыт прошлых лет мог бы пригодиться. Но на организацию работы грузотакси требуется время, а у вечно занятых транспортников не доходят руки.

В городе тем временем появились целые династии грузоперевозчиков. Частники расширяют бизнес, обзаводятся второй и третьей машинами, сажают за руль сыновей. Предприимчивость — это прекрасно. Но при условии, что прибыль экономически обоснована, иначе из–за чьих–то непомерных аппетитов неминуемо будут расти цены на жилье, сельхозпродукцию, товары и услуги.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter