Куда в машинах везут снег?

Проблема снежных свалок в столице должна «растаять»

Проблема снежных свалок в столице должна «растаять»

Помните фразу из известного стишка Ирины Токмаковой: «Куда в машинах снег везут?» Тот, кто учил его в детстве, в шутку ответит: «наверно, в странах жарких его ребятам раздают на Новый год в подарках…» Оно бы, конечно, хорошо, но ведь белым и искристым снежок бывает только поначалу. После он впитывает в себя противогололедные смеси, соли, тяжелые металлы, нефтепродукты и превращается в грязную массу, которую срочно нужно куда-то вывозить. Разумеется, не в жаркие страны…

— Грязный снег нельзя сваливать где попало, — пояснил мне Петр Прудников, начальник производственного отдела унитарного предприятия «Горремавтодор» Мингорисполкома. — Для этого в Минске выделено 19 временных участков складирования снега. Каждый – по 4—5 гектаров.

Из Центрального района, например, снег везут в карьер на улице Светлой, из Октябрьского – в низину на улице Кижеватова, из Московского – в окрестности деревни Дружба. Причем эти и другие участки никак специально не оборудованы. Здесь нет ни водонепроницаемых подстилок, ни очистных сооружений. По данным «Горремавтодора», этой зимой на улицы Минска высыпано более 47 тысяч тонн песчано-соляной смеси и более 10 тысяч тонн чистой соли. Как только начинается оттепель, все это рано или поздно оказывается в почве.

— Проблема довольно серьезна и волнует нас не первый год, — замечает Елена Сытник, заведующая сектором гидроэкологического прогнозирования Центрального НИИ комплексного использования водных ресурсов (РУП «ЦНИИКИВР»). — В октябре—ноябре 2005 года мы исследовали химический состав почвогрунтов и пород на глубине до 15 метров на участках складирования снега. Почти везде превышены допустимые концентрации нефтепродуктов. Наиболее загрязнен участок № 9 в районе Лошицкого водохранилища, куда свозится снег из Московского района в течение 6 лет. В почве мы обнаружили превышения предельно допустимых норм меди в три раза, цинка – почти в два раза, нефтепродуктов – в 79 раз. В грунтовых водах концентрация хлоридов выше нормы в 350 раз. Если не принять меры, то, по математическим расчетам, через десять лет вся эта «химия» может попасть в питьевые воды.

Специалисты РУП «ЦНИИКИВР» разработали рекомендации по обустройству снежных свалок для «Гор-

ремавтодора». Предлагается оснастить участки водонепроницаемыми покрытиями и очистными сооружениями, то есть, по сути, сделать их постоянными «пристанищами» снега.

Петр Прудников замечает:

— Сегодня Минск быстро застраивается, и вскоре в столице не останется пустырей. Нам незачем строить стационарный снежный полигон на том месте, где по плану реконструкции города через пять-десять лет вырастут новые жилые кварталы. А везти снег за город слишком далеко, поэтому и накладно.

Как тогда решать проблему? В Москве, например, дорожные службы сбрасывают снег прямо в канализацию, где он тает от тепла сточных вод. Но в Минске иная коллекторная система, которая не справится с такими нагрузками. В городах Америки и Европы работают снегоплавилки на колесах. И от этого варианта в «Горремавтодоре» отказались: машины одинаково прожорливы не только к снегу, но и к бензину.

Есть другой вариант. В Мингорисполкоме о нем активно заговорили после летних ливней 2004 года. Тогда приняли решение о прокладке под Минском нового типа дождевой канализации высокой пропускной способности. В придачу планируется построить несколько снегоплавильных пунктов, где снег будет растапливаться и далее по новой коллекторной системе выводиться за город на поля фильтрации для очистки. Таким образом, новой системе отводится двойная задача: летом — предотвращать подтопление центральной части города во время дождей, а зимой – справляться с лишним снегом. Большой плюс системы – она не будет сообщаться со Свислочью. Все стоки обойдут реку стороной. Сегодня реализуется только первый этап большой программы. Она рассчитана до 2010 года. Когда все работы завершатся, проблема снежных свалок в Минске просто «растает», считают в «Горремавтодоре».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter