Куда уходит детство

Родители! Остановитесь и подумайте! То, что современные тинейджеры выглядят в свои 12—13 лет так, как вы выглядели в выпускном классе, еще не значит, что они сформировались умственно и способны на продуманные взрослые поступки.

Моя десятилетняя дочка Ксюша перешла в четвертый класс. И за эти три года, которые она провела в школе, я поняла, как сильно изменился мир с тех самых пор, как ее мама со своими одноклассниками коллекционировала “мультики” от жвачек и на день рождения подружке дарила набор юного парикмахера.
Современные сорванцы, по сути, вчерашние детсадовцы, вовсю стремятся перещеголять друг друга, демонстрируя новенькие модели смартфонов, серебряные колечки и золотые сережки, фирменные маечки и сумочки.

На прошлый День святого Валентина дочка принесла домой открытку в форме сердечка с признаниями в любви и заколку для волос с украшениями Сваровски.
Поклонник подарил, ровесник. После этого случая Ксюша настояла на том, чтобы мы с отцом начали давать ей больше карманных денег, которые она теперь активно тратит на косметику. На 23 февраля она подарила этому мальчику чехол для мобильного телефона за триста тысяч рублей, на 8 Марта получила букет из пяти красных роз и билет на выступление какой-то рок-группы. Причем Ксюша со слезами на глазах отпрашивалась на ночную дискотеку, которая должна была состояться в клубе сразу после концерта. Разумеется, мы не отпустили ее.

Беда в том, что пример дочери — далеко не единичный случай! У них в школе, кстати, далеко не элитной, а самой что ни на есть обыкновенной, так общаются между собой все дети. Мальчики с девочками уже целуются в губы, десятилетние модницы носят туфли на каблучках. Самое поразительное, что учителя смотрят на это сквозь пальцы, ничему не препятствуя. Да и многие родители охотно поощряют демонстрацию материальных благ и до смешного несвоевременного взросления. Не заигрались ли все в какую-то опасную игру?

Мария К., Минск

Cовременная ранняя сексуализация детей — действительно серьезная проблема, о решении которой приходится задумываться все большему количеству родителей. Дорогие подарки, парфюм, наборы косметики, каблуки, признания в любви от мальчиков и благодарные поцелуи от девочек — подобные явления, уверены психологи, результат пагубного воздействия масс-культуры с многочисленными молодыми певицами, выступающими в одном нижнем белье, актрисами и светскими львицами, пропагандирующими с экранов телевизоров, компьютеров и журнальных полос мысль о том, что главное сегодня — красота, гламур, сексуальность. Современные девочки уже задолго до начала подросткового возраста стремятся вести себя как “роковые женщины”, а мальчишки искренне считают, что завоевать понравившуюся девочку можно только при помощи дорогих подарков.

Британский психолог доктор Райт обращает внимание и на такой тревожный звоночек: эти детские стремления не только не пресекаются, но и активно поощряются их родителями, которые разрешают совсем еще маленьким дочерям щеголять в коротких маечках и шортиках, активно пользоваться макияжем и даже делать татуировки. Современные девочки стремятся стать моделями, подругами футболистов или звездами реалити-шоу и свято уверены в том, что для того чтобы преуспеть на любом из этих поприщ, требуется обладать ярко выраженной сексуальностью.

— Если ребенок в семь лет получает мобильник, в девять — страничку на Facebook, а в одиннадцать думает о собственной сексапильности, то не надо негодовать, если спустя всего два-три года он сделает свою маму бабушкой, — предупреждает доктор Райт. И настоятельно советует родителям ограничивать своих детей в просмотре определенных телепередач и интернет-страничек.

Вот, что говорит психолог Анна Неглинная:

— Однако, как это нередко у нас бывает, хотели как лучше — получилось как всегда. В итоге сейчас мы все чаще наблюдаем совсем еще несмышленых школят, которым ничего не стоит выложить за покупку какого-нибудь гаджета кругленькую сумму. А что дальше? Что захочет купить этот пресыщенный паренек, когда станет чуть постарше? Однажды ко мне на прием пришла мама четырнадцатилетней девочки, пристрастившейся к так называемым легким наркотикам. Выяснилось, что примерно с десяти лет она получала от своих родителей в месяц около полумиллиона рублей. Сначала тратила деньги на всевозможные детские развлечения, водила подружек по кафетериям, покупала глянцевые журналы, потом им захотелось попробовать сигарет, дорогого вина. И наконец пришла очередь психотропных веществ, предложенных тринадцатилетней Анечке на одной из “гламурных” дискотек, куда она, выглядевшая лет на пять старше своего возраста благодаря рано сформировавшемуся телу и тонне косметики, свободно проходила. Все это время ее отец и мать были уверены в том, что поступают правильно: они ведь дают дочке деньги, не требуют отчета, на что она их тратит. А то, что куда-то уходит с подружками до поздней ночи, — что ж тут поделаешь, мы тоже были такими в свои шестнадцать, а сейчас сплошная акселерация...

Родители! Остановитесь и подумайте! То, что современные тинейджеры выглядят в свои 12—13 лет так, как вы выглядели в выпускном классе, еще не значит, что они сформировались умственно и способны на продуманные взрослые поступки. Скорее, наоборот, — раннее физическое взросление сегодня обратно пропорционально взрослению духовному.

В воспитании ребенка одинаково пагубную роль играют как отстраненность родителей от времяпрепровождения их сына или дочери, так и чрезмерно жесткий контроль над ними.

— Разумеется, можно понять озабоченность Марии поведением своей маленькой дочери. А тем паче более чем лояльным отношением к тому, что происходит, других родителей и администрации школы. Для начала женщине следует поднять этот вопрос на родительском собрании, — советует Анна Неглинная. — Вполне возможно, что у Марии есть единомышленники среди других отцов и матерей, просто они по каким-либо причинам боятся заявить об этом первыми. Не будем забывать, что всем нам свойственен стадный инстинкт: как другие, так и я.
Однако менять ситуацию можно постепенно: чтобы процесс пошел, бывает достаточно одного возмущенного голоса.

Затем необходимо поговорить с ребенком. Объяснить девочке, что поцелуи в губы и дорогие подарки — все это еще обязательно будет в ее жизни, но только тогда, когда станет по-настоящему заманчивым и интересным. Дети ведь в сущности сами не отдают себе отчета, зачем им эти красные розы, дорогие туфли на каблучках, смартфоны и колечки. Да, круто. Да, красиво. Но, по сути, нужно только для поддержания имиджа среди ровесников, не более.

Очень важно приучить ребенка советоваться с вами перед тем, как он или она решит потратить приличную сумму из своих карманных денег. Не нужно задавать четкие и порой навязчиво-командирские вопросы: “А на что ты просадил двести тысяч? Откуда этот чек в твоем кармане?” Поинтересуйтесь так, как поинтересовались бы, приобрети что-то новенькое ваш знакомый. Похвалите ребенка за хороший вкус. Завоюйте доверие. Это необходимо для того, чтобы в вас видели не цербера, а союзника. А уже после этого осторожно приступайте к советам и рекомендациям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter