Куда уехал цирк

Самая любимая Золушка нескольких поколений Янина Жеймо родилась в Волковыске
Самая любимая Золушка нескольких поколений Янина Жеймо родилась в Волковыске

«5 — Жеймо — 5» — эту афишу в начале прошлого века можно было увидеть во многих городах, куда приезжала польская семья бродячих цирковых артистов.

В 1912 году цифру «пять» в анонсе аккуратно исправили на «шесть». Состоялся дебют младшей дочери Янины, которой в то время исполнилось только два года и девять месяцев! Через 35 лет малышка сыграла свою судьбоносную роль незабываемой Золушки.

Семья Вацлава Мартыновича Жеймо, дедушки Яни, колесила с представлениями по Сибири и Уралу, сама Янина Болеславовна впоследствии жила в Ленинграде, затем переехала в Варшаву. Но отсчет ее жизненной географии начался в 1909 году с города Волковыска. Ни в одном справочнике, ни в одной энциклопедии не рассказывается о подробностях рождения будущей великой советской актрисы–травести, пишется скромно и немногословно «родилась в Волковыске в семье цирковых артистов».

Отправляясь в город на реке Россь, я, конечно, не рассчитывала отыскать очевидцев тех лет. Директор Национального исторического архива Беларуси в Гродно Татьяна Афанасьева с сожалением отметила, что не дошло до наших дней никаких дореволюционных волковысских газет, но кое–что из сказанного ею мне все–таки показалось любопытным:

— Сохранились документы, рассказывающие о гастролях цирков по городам Гродненской губернии еще с 1881 года. Располагались шапито чаще всего в садах или на самых людных площадях. Остались в архиве даже планы временных помещений, которые в начале XX века строились для цирковых выступлений. Интересно, что включали они тогда арену, аванложу, губернаторскую ложу, буфет, гардероб.

Среди перечисленных в документах трупп, как правило, иностранцев — итальянцев, шведов, швейцарцев — артистическая семья Жеймо не упоминается. Наверное, потому, что по сравнению с другими была малочисленной. Например, об одном из заезжих в Гродно цирков сказано, что состоял он из «50 персон мужского и женского пола и 30 хорошо дрессированных лошадей». Так вот, в семье Жеймо, рассказывала в своих интервью дочь актрисы, тоже Янина только Жеймо–Костричкина, сначала, согласно афише, было пять человек, потом — 14 и всеобщие любимцы: конь Орлик, поросенок Амурчик и шимпанзе.

Пересказывая мне воспоминания своих родителей, бабушек и дедушек, некоторые жители Волковыска действительно отмечали, что когда–то цирки шапито составляли особое удовольствие для публики и непременно являлись в любом городе настоящим событием.

Чаще всего артисты жили в своем цирковом вагончике, но когда позволяли деньги, снимали квартиру или гостиницу. Именно на этот, не единожды отремонтированный и даже, наверное, перестроенный дом по улице Жолудева указали мне, когда я спрашивала, где могли снимать жилье гастролеры. Здесь же недалеко и центральная площадь. В начале прошлого столетия на ней располагался базар. Возле него обычно разбивали свой «шатер» циркачи. Сегодня тут красуется недавно воздвигнутый символ города — бронзовый волк.

— В начале 70–х я переехала в Волковыск и запомнила, как хозяйка квартиры, коренная жительница города Регина Петровна Миклашевич, неоднократно пересказывала интересный случай из детства ее матери, — говорит Надежда Тякало, которая сейчас работает заведующей отделом в центральной библиотеке. — Однажды в город приехал цирк шапито. Одна артистка была беременной, и роды у нее начались прямо после выступления. Родила она девочку!

Понятно, что в больницу заезжая артистка рожать не поехала, значит, Янина Жеймо родилась в цирковом вагончике или же в этом доме, который сдавали приезжим лицедеям. Через несколько дней труппа «с пополнением» отправилась веселить публику в другой город.

Известно, что в день, когда юная артистка впервые вышла на сцену среди музыкальных эксцентриков Жеймо и, не попадая в такт, отчаянно била в барабан, ей не было и трех лет. В четыре года она стала выступать со своим отцом в джигитовке, а в десять лет уже преподавала танцы в Доме культуры. Дочь Янины Жеймо впоследствии рассказывала об этом: «Когда за «педагогом» после занятий заходила мама, ученики (взрослые девушки и парни) жаловались ей, что поблажек никому не делается и не разрешается опаздывать на урок».

Вообще, возраст артистки часто не совпадал с реалиями жизни. В 1923 году Жеймо приняли в ленинградскую киномастерскую «Фабрика эксцентрического киноактера», несмотря на то, что ей едва исполнилось 15 лет. В фильме «Разбудите Леночку» 25–летней Янине предстояло сыграть маленькую девочку. На съемках она скрывала свой возраст, и дети простодушно принимали ее за сверстницу! И, наконец, в 37 лет Жеймо блестяще сыграла юную Золушку. На эту роль пробовали также 16–летнюю балерину, но никто не мог на экране выдержать соревнования с феноменом самой искусной травести. Золушка на самом деле была старше обеих «сестер» и даже «принца» Алексея Консовского. Она могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо выглядело уже не таким юным. Во время войны декорации «Ленфильма» были практически полностью разбомблены или сожжены. Платья для героинь, в том числе и главной, шили из занавесок и обрезков, вот только хрустальные туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь тридцать первого «золушкиного» размера не смогли. Актеры вспоминали, что в павильонах не топили и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но, как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко.

В послевоенную разруху людям так хотелось мира, счастья, благосостояния, что чудесная экранная история и ее герои сразу стали любимыми и очень популярными. Жеймо приходили мешки писем от детей и взрослых.

Последнюю роль Янина Болеславовна сыграла в 1954 году в фильме «Два друга». Через три года вместе с третьим мужем польским режиссером Леонидом Жанно (первым был актер Андрей Костричкин, вторым — режиссер Иосиф Хейфиц) она вернулась в Польшу, где прожила 30 лет. Умерла Янина Болеславовна 29 декабря 1987 года в Москве, где и похоронена на Востряковском кладбище.


Интересно:

Дочь Янины Болеславовны рассказывала, что род цирковых артистов Жеймо начался с Вацлава Жеймо — деда Янины. Как–то в Варшаву, где он жил, приехал цирк. Юный гимназист не пропустил ни одного выступления и исчез вместе с бродячими артистами.

Вацлав Жеймо женился на цирковой артистке. До девятого месяца беременности (!) она выступала на шаре, придумав себе специальное платье, которое скрывало ее особое положение. Получается, рожать на арене — оригинальная традиция этой семьи.

Первым фильмом, который принес огромный успех Жеймо, была картина «Подруги» (1935 год). После премьеры Янину, как и ее героиню, стали звать Пуговицей, некоторые на письмах любимой актрисе так и писали: «Ленфильм», Пуговице».

«Спасибо Гитлеру! Без него так не похудела бы», — это одна из известных фраз оптимистки Жеймо, пережившей блокаду Ленинграда.

Среди фильмов, в которых снималась Жеймо: «Мишки против Юденича» (1925), «Шинель» (1926), «Новый Вавилон» или «Штурм неба» (1929), «Одна» (1931), «Разбудите Леночку» (1934), «Подруги» (1935), «Леночка и виноград» (1936), «Шел солдат с фронта» (1939), «Доктор Калюжный» (1939), «Приключение Корзинкиной» (1941), «Два бойца» (1943), «Мы с Урала» (1943), «Золушка» (1947).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter