Куда смотрит школа

Учителя виноваты в произошедшем с Антоном Дроздовским, или просто нашли "крайних?"

Резонансное продолжение получила история 9–летнего Антона Дроздовского, которого субботним вечером на каникулах героически вытащил из Свислочи лицеист Виталий Титов. Медики поставили мальчика на ноги, но уволилась его классный руководитель, замечание получил школьный психолог. Кривотолки множатся. Кто–то говорит, что 66–летняя классная приняла решение сама. Кто–то — что ее вынудили. Кто–то — что таким образом педагог просто избавила себя от нервотрепки, ведь начался разбор полетов и крайним предсказуемо назначили учителя. И мнения теперь разделяются — от «с какой, собственно, стати?» до «и правильно, не уследили же за семьей!». Точно так же разошлись во взглядах и участники сегодняшнего спора, устроив импровизированное родительское собрание. Один считает, что именно педагоги могли бы драму, за которой наблюдала вся страна, предотвратить, другой — что слишком уж велик с них стал спрос. Чья позиция вам ближе? Ждем откликов на www.sb.by.


Макаренко не ныл
Роман РУДЬ

Хорошо помню, Люда, как мы, второклассники, целых 45 минут сидим без движения. В классе гробовая тишина. Спина прямая, руки сложены одна на другой. Нам разрешалось моргать, но не шевелиться. Шевельнулся — получай единицу. Эту обыкновенную пытку учительница называла уроком дисциплины. Искренне полагала, что таким образом формирует в детях усидчивость. Помню, как падал у доски мой одноклассник, которого не выпускали из класса, считая его боли в животе симуляцией. Регулярные удары указкой и линейкой по пальцам тоже запомнились очень хорошо, а уж про постоянные оскорбления в адрес учеников и говорить нечего — без них не проходил почти ни один урок...

В современной школе все это непредставимо, верно? Учителя научились сдерживать эмоции, боятся лишний раз повысить голос и никогда не посмеют поднять руку на школьника. Да, их поставили в жесткие рамки ответственности за тех, кого обучают. И если эти рамки порой называют чрезмерными, то я отвечу, что таким образом сегодня нивелируются последствия той, прежней модели образования. Когда учительской ответственности было меньше, а права орать и наказывать — больше. Сегодня бумеранг вернулся.

Впрочем, педагоги не вдруг оказались перед этими реалиями. У нас последовательно и далеко не первый год проводится политика усиления спроса за то, что происходит с детьми. Причем спроса не только с учителей. С родителей тоже: государству уже не все равно, как питается, в каких условиях живет и делает домашние задания каждый конкретный ребенок. Милицию по этому вопросу — где и как проводят время школьники — тоже напрягают будь здоров! И медики крайне бдительно относятся к здоровью подрастающего поколения. Оно и понятно: интересы детей объявлены в стране высшим приоритетом. Но странное дело, мы не слышим жалоб от врачей и милиционеров на то, что их заставляют проявлять якобы чрезмерное внимание к детским проблемам. Никто из них не кричит о непосильной ответственности и запредельном спросе. Зато подобные сетования регулярно звучат от тех, кто проводит с нашими детьми по 6 — 8 часов в день! От тех, кто более других обязан «принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися». Как и написано на сайте любой школы. А в Кодексе об образовании еще и подробно расписано, как именно учителя должны заботиться о наших детях. На что здесь жаловаться? На закон?

И я очень хорошо понимаю логику законодателей и авторов множества должностных инструкций для педагогов. Ведь мы доверяем школе даже не ключи от квартиры, а наше куда более дорогое достояние. Самое дорогое, что у нас есть, — собственных детей. Потому и спрос, если за детьми не уследили, столь суровый. И возможности соответствовать этому спросу тоже есть: в большинстве классов сейчас не по 40 учеников, как было когда–то давно. Появились средства оперативной связи с родителями. Есть время уделить внимание каждой семье. И если бы по поводу социально опасного положения, в котором находился тонувший в Свислочи школьник, забили тревогу раньше — то трагедии бы не произошло, и пареньку–спасителю не пришлось бы рисковать жизнью. Думаю, это прекрасно понимают все, кто понес наказание за свою невнимательность к ситуации. И вряд ли считают это наказание несправедливым.

Людмила, недавно мне пришлось рассказывать о двух неприятных случаях, произошедших в нескольких минских школах. Они очень хорошо иллюстрируют, насколько глубоко — и неверно! — понимают меру своей ответственности некоторые учителя. Сначала они на родительском собрании напустили страху на взрослых людей, сообщив, будто детей похищает некая банда педофилов на дорогих автомобилях. Это было сделано абсолютно бездумно, с целью якобы усилить родительскую бдительность. Итог получился обратный: мамаши перепугались, заодно перепугав детей, а вся история оказалась фальшивкой, высосанной из пальца одной скучающей гражданки. В другом случае педагоги проявили столь же безответственную «заботу» о детях, пустив в классы некоего самозванца, представившегося членом поисково–спасательного отряда «Ангел». Тот, проникнув в школы с попустительства учителей и с неизвестной целью, наплел испуганным детишкам небылиц о новых преступлениях в отношении школьников. Вместо того чтобы срочно позвонить в милицию и выяснить природу ужасных слухов, учителя предпочли... взвалить ответственность на родителей, обязав их отпрашиваться с работы и сопровождать детей по дороге домой.

Вот такой «заботы» нам не надо! Люди, выбравшие себе почетную, но крайне ответственную профессию учителя, должны уметь защищать детей от любых неприятных жизненных ситуаций. И держать за это ответ перед обществом, вместо регулярного нытья на тему «как нам нелегко». Макаренко не ныл, хотя ему было неизмеримо труднее справляться с сотнями беспризорников.

rud@sb.by

Имейте уважение

Людмила ГАБАСОВА
Ну сколько можно, Рома? Если следовать ущербной логике «кто тянет, тот и за двоих потянет», то можно таких глубин маразма достичь! Давай, скажем, лишим классного руководителя премии за то, что твоя дочка на отдыхе в Египте наступила на морского ежа — ведь ей наверняка недообъяснили что–то на информационном часе. Или начнем–ка штрафовать расчеты МЧС за каждый пожар — есть подозрение, где–то недопроверили. А медиков отчего не вызывать на ковер, если кто–то умер от алкогольного цирроза? ЗОЖ, видно, плохо пропагандировали! Почему сотрудников ГАИ не наказывать за всякое ДТП? Непорядок, похоже, с их профилактической работой! Скажешь, что передергиваю? Да я о подобном абсурде в контексте школы слышу отовсюду и регулярно.

Из последнего. Директору школы и нашей классной вчинили выговор за то, что сущее бедствие по имени Саша что–то украл в магазине на летних каникулах. В очередной, между прочим, раз. Первую учительницу лишали премии по такому же поводу. Пару лет назад 12–летний Саша даже угнал автомобиль... Он давно состоит на учете в ИДН и давно взял себе за правило не ходить на уроки — изредка так наведываться. Как ты понимаешь, все только и ждут, чтобы он куда–нибудь отчалил. Но ведь всеобуч, права ребенка, скандальная мама, строчащий жалобы дедушка... Так что учителей и дальше будут наказывать за разбалованного безнаказанностью и вконец отбившегося от рук мальчишку, чьи родители только и могут, что устраивать в школе дикий ор. Это справедливо, правильно? Это наставит Сашу на путь истинный? Зато кто–то поставит галочку в отчете: «Меры приняты». И сам не получит по шапке.

Да прекратится ли это издевательство над учителями? Когда уж статьи «СБ» о кипе бумаг и тонне забот, которые на них навалены, достигнут критической массы? Проверить, проконтролировать, отвести, проинспектировать, доставить, заполнить, подготовить — и все это сверх чисто педагогических задач. Учить–то когда? Когда растить своих детей? Развиваться профессионально? А почему ты бормочешь мне мантру про то, что «доверил учителю самое святое»? Да, доверил, но на 6 — 7 уроков, и с себя ответственность вовсе не снял. Более того, это у тебя она, друг мой, повышенная — за сон, быт, рацион, взгляды, привычки и склонности твоего ребенка. А также за его здоровье и жизнь, по семейному кодексу. Наше горячее желание переложить на кого–то труды по воспитанию — всего лишь фантомная боль из советских времен, когда детей растили ясли, сады, школы, кружки и пионерские лагеря. Тогда многие всецело полагались на государство. Его чрезмерно патерналистской политикой теперь оправдывают кляузников из старшего поколения: мол, проявите понимание, люди так были воспитаны. Но книксенами да реверансами перед ними, увы, добились побочного эффекта. Выросла уже молодая плеяда, тоже уверенная, что за ее здоровье отвечают исключительно врачи, за детей — садик и школа, а за квартирный вопрос — бюджет. И что с них со всех спрос должен быть больше, чем с самого себя. Причем вирус, смотрю, все глубже проникает. На днях наблюдала, как барышня делала запись в книгу замечаний и предложений крупного магазина. Из–за недовеса, просрочки, хамства? Бери круче! Расстроенная до слез предыдущим покупателем кассир не сказала ей «добрый день!». А барышня привыкла к приветствиям, а у нее теперь, видишь ли, уже не то настроение. Так что еще один ответственный появился — за наши нервы.

Глазам не верю, Рома: ты всерьез считаешь, что в педагогический идут, мечтая инспектировать чужие холодильники? А также всякий раз что–то кому–то документально доказывать? Помню, как вытянулось лицо у нашей учительницы, когда на районном торжестве дамочка–чиновница строго приказала сфотографировать всех явившихся учеников. Мол, а обеспечена ль массовость? На по–настоящему интересный праздник пришли–то почти все, да вот у классной сломалась фотокамера. И мне пришлось заниматься этой бессмыслицей! Ау, куда теперь сбросить с телефона кучу мутных кадров? Неужто это нужно кому–то для аналитического отчета?

И вообще, ты такие ужасы рассказываешь, что, кажется, мы с тобой живем на разных планетах. Мне учителям предъявить абсолютно нечего. Ни в гимназии, где учился сын, ни в обычной средней школе, где учится дочка. Только одно могу сказать: «Спасибо!» И только об одном настоятельно прошу — перестать прикрываться пафосными фразами и начать на деле уважать педагога. Антон дома, его из семьи не забрали, дали маме с папой время для работы над ошибками — чего еще? Зачем кровожадно искать постфактум крайних? К чему сие странное административное рвение, которое никому не принесет ни пользы, ни добра? Политика же — искусство компромисса. Социальная в том числе. Тем более когда речь о таких тонких материях, как счастье ребенка и престиж его учителя.

gabasova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Спасибо,Людмила.
Роману.
Смешно,когда сравнивают тёплое и мягкое.
У Макаренко воспитанники КРУГЛОСУТОЧНО находились под ответственностью.Учеников отпускают ДОМОЙ к родителям и именно ДОМА,когда с учеником чего-то происходит учителя почему-то виноваты.
Кодекс об образовании написали люди,и если они чего то туда внести "забыли",в Кодекс вносятся поправки,как и в любой другой закон.
Учителя "ноют" наверное потому,что пожарные не проверяет вместо учителей тетрадки,а учителя вместо пожарных проверяет печки у граждан.
То что ноют-действительно плохо.Нужно не ныть,а через профсоюз,юристов и прессу отстаивать свои права.
Провинциал
Среди моих знакомых есть учителя. Когда я интересуюсь их делами в школе, то раздражаются, словно я наступил на больной мозоль. Рассказывают и о бумажной писанине никому не нужной, кроме отдела образования, и о низких зарплатах, и о "трудных" учениках, портящих нервы и многое другое чем и не должен учитель заниматься. Многие физически и психологически выгорают после 15 - 20 лет работы в школе.
Вот недавно показал знакомой учительнице статью " Ещё раз об учителях" Ольги Пасияк в "СБ - Беларусь Сегодня", где автор в очередной раз написала о нелёгкой доле учителей и о той ответственности которые они несут за учеников. Так вот, знакомая учительница мне рассказала случай из своей практики. Как известно, учителя ходят в квартиры семей, находящихся в особо опасном положении ( СОП). А это семьи алкоголиков, чьи дети учатся в школе. Так вот, она посетила эту многодетную семью, провела профилактическую беседу. Родители детей пообещали ( в сотый раз) " взяться за ум". А на следующий день они снова напились. Приезжала милиция и это зафиксировала. Кого обвинили и вынесли выговор? Учительницу! Мол, она плохо с этой семьёй работала, не сумела наставить на путь истинный! Причём подобное происходит часто. Получается, учитель несёт ответственность не только за учеников, но и за их непутёвых родителей!  
Провинциал
Продолжаю дальше. Я не раз спрашивал знакомых учителей : если вам многое не нравится в системе образования, излишняя нагрузка и ответственность, несправедливые и необоснованные придирки и наказания со стороны руководства, то почему позволяете " садиться себе на шею"? В ответ слышал примерно следующее : ты многое не понимаешь, ты не работал в системе образования, нас никто слушать не хочет! Если кто - то из нас начнёт возмущаться, отстаивать свои права, то его начнут " долбать" разными проверками. Будет только хуже! А куда нам идти работать - в провинции работать с нашим образованием больше негде. Надо как - то терпеть.
Так и тянут свою лямку до пенсии, по инерции, порой, в ущерб своей семье. Сколько раз на высоком уровне говорилось о том, что нужно повышать престиж учителей, избавить их от излишней нагрузки, от несвойственных обязанностей, но всё остаётся по - прежнему!
Спасибо,Людмила.
Роману.
Смешно,когда сравнивают тёплое и мягкое.
У Макаренко воспитанники КРУГЛОСУТОЧНО находились под ответственностью.Учеников отпускают ДОМОЙ к родителям и именно ДОМА,когда с учеником чего-то происходит учителя почему-то виноваты.
Кодекс об образовании написали люди,и если они чего то туда внести "забыли",в Кодекс вносятся поправки,как и в любой другой закон.
Учителя "ноют" наверное потому,что пожарные не проверяет вместо учителей тетрадки,а учителя вместо пожарных проверяет печки у граждан.
То что ноют-действительно плохо.Нужно не ныть,а через профсоюз,юристов и прессу отстаивать свои права.
Надежда
Несколько лет назад , зайдя к знакомой , слышу разговор по телефону. Она в трубку отвечает, что пусть этот урод бежит куда хочет, не волнуйтесь  явится, я с ним разберусь, а не явится, то же не велика потеря.  Оказывается  её  пасынок, тогда ученик 7 класса
сбежал с уроков и классная  пыталась догнать. От бессилия позвонила. Для меня это было очень смешно, представив, как учитель догоняет придурка. Теперь этому чудику 21 год. Отсидел два раза в тюрьме за кражи. Пристроился к бабе с двумя детьми и не плохо себя чувствует. Учитель должен давать знания. А бегать за своими  недоумками должны родители.  Меня, например, классная  по утрам не часто, но иногда, информировала: " Ваша дочь сегодня не пришла в школу. Поговорите с ней" И я ей, за такое внимание,   до сих пор благодарна.
Учитель, 47 лет
Людмила, не надо нас, учителей, защищать. Пусть добьют окончательно. Начнут ценить нас, потерявши.
Юрий, 50, Столин
Сегодняшняя проблема образования, заключается в слишком завышенных требованиях со стороны общественности.
Все кому не лень лезут в школу со своими советами, толком даже не понимая её специфику. Уверен, что нет больше обсуждаемой профессии чем учительская.
Вот Роман Рудь вспомнил про Макаренко. Дескать он работал с беспризорниками ему было тяжело а он не ныл. Правильно не ныл, время было другое. В его методы работы ни кто не лез, ни кто не раздавал бесплатных советов. Ему не приходилось оправдываться перед родителями этих детей, так как большинство из них были сиротами. А какие воспитательные методы использовал Макаренко? Перечитайте "Педагогическую поэму" там по этому поводу кое-что сказано.
Дайте учителям заниматься своим непосредственным делом, оставьте школу в покое, хватит уже экспериментировать.
Если вы дорожите своими детьми, то будьте им родителями не по паспорту а по сути. Пора прекратить разговоры про то, кто кому должен. Школа и родители должны быть партнёрами а не противоборствующими сторонами. От этого партнёрства выиграем не только мы, но и наши дети. Спасибо. Всем добра.
Провинциал
Учитель, 47 лет, и все остальные уважаемые учителя!
Вы сами себя должны защищать! Не нужно быть жертвой! Вы - образованные люди! Не позволяйте собой манипулировать и "садиться на шею"! Научитесь законным способом отстаивать свои права! Уважайте себя и цените! Тогда и вас будут уважать и ценить! Преодолейте свой страх! Пишите о том, что вас не устраивает и хотели бы изменить, в районные и областные отделы образования, Министерство образования, в СМИ. Держитесь вместе - всех не уволят! Помните, что само по себе ничего не изменится! Спасение утопающих - дело рук самих утопающих! Удачи вам!
Александр,54,Бобруйск
........а в кодексе об образовании ещё и подробно расписано.как именно должны учителя заботиться о наших детях....Но- нешний кодекс об образовании---сиречь ветошь........Не думаю,что ваш возраст поболее моего,но я не помню по 40 детей  в классе,не было сего никогда,потому,как больше парт в класс не поставишь,как в расчёте не более,чем на 30 детей. Лю- ди,выбравшие себе такую почётную,но крайне ответственную профессию учителя должны уметь защищать  детей от  ЛЮ- БЫХ неприятных жизненных  ситуаций..........Сие утверждение и требование---полный абсурд,потому,как профессия учителя предполагает обучение навыкам и знаниям чтения,письма,счёта,мышления,логике,поведения в обществе,ОБЖ,  но ни как не подменять собой функции родителей,детской комнаты милиции,органов опеки и попечительства,органов защиты детства и медиков в придачу. Ваше утверждение об обратном---абсурдно,как и нынешний кодекс,которые попустительствуют родительской безответственности..........
Александр,54,Бобруйск
Спасибо,Людмила., менять надо кодекс об образовании,всенепременно и пусть каждый занимается своим делом,а не так,как ныне,когда директор школы отвечает за питание учеников,а не шеф-повар школьной столовой,отвечает за ремонт, однако сам не имеет к ремонту ни какого отношения,кроме контроля работ и их принятия,хотя и тут должны принимать работы спецы-контролёры-инспекторы,заменять электриков и сантехников,ходить за каждым и уговаривать, упрашивать---нонсенс!!! Форменное безобразие,когда школа должна отвечать за всё,что происходит с детьми вне школьных стен.
Александр,54,Бобруйск
Провинциал, ходить по семьям,квартирам и проверять холодильники должны инспектора детских комнат милиции совместно с службами опеки и попечительства,защиты детства,отопление и электрику МЧС и энергосбыт-инспектора,а не классные руководители со школьным,аль классным комитетом,оставив своих детей без присмотра,что опять таки абсурд.
Александр,54,Бобруйск
Провинциал, всё остаётся по прежнему и после всебелорусского съезда учителей........ Беда,прям беда и всё тут,когда не хотят слышать и слушать и учителей и родителей---оглохли и онемели в одночасье......эй вы там.наверху,не топочите,как слоны,от себя отдохните и дайте,дайте тишины,делу время,делу время,а потехе час........
Александр,54,Бобруйск
Надежда, правильно,учитель,педагог должен информировать классного преподавателя,завуча,директора по любой проблеме со своим учеником во время учебного процесса,тем более.если ребятёнок улизнул с уроков,тем паче,не явился вовсе,заболел,а те в свою очередь должны информировать милицию,медиков,психологов и прочие службы и на этом опека школы заканчивается и точка,иное---вне закона,вне конституции.
Александр,54,Бобруйск
Учитель, 47 лет,жаль,что нельзя употре-блять крепкие словечки,нецензурные,кроме,как киргуду,барбамбия,мля.......по отношению к известному руководству и не только к нему.......
Александр,54,Бобруйск
Юрий, 50, Столин, два последних предложения вашего поста должны войти в новый кодекс об образовании,в котором должны быть прописаны и новые положения об детсадах и их сотрудниках,а на законодательном уровне должно быть зафиксировано и новое положение о зарплатах учителей и воспитателей детских садов,которые должны равняться не снижаемой 100%-й средней по стране зарплатой+премии,доплаты за стаж,категории,выслугу. Всё мной указанное касаемо и медиков,кои должны работать в каждой школе не менее одной штатной единицы+зубной кабинет.
Александр,54,Бобруйск
Провинциал, стоит ли вас понимать так,что кто-то из учителей,аль целый коллектив должны написать открытое письмо президенту!? Так ведь недавно же был конгресс педагогов республики!? Побоялись сказать президенту правду!? Так вроде говорили......!? Что-то тут не то,что-то тут не так и Болонский процесс,принятый нашим минобром тому подтверж- дение,кто-то заигрался в игрульки и ,,новации,, и реформа продолжаются.....Что-то наш президент не узрел..........
Петр,пенсионер
Не помню точно в каком классе был мой внук,но где то в классе 4-м или  пятом,пришел из школы и протягивает мне дневник,где на внутренней обложке выписаны статьи,видимо,Кодекса об образовании его прав и обязанности,так вот,до сих пор он о своих правах напоминает иногда - не помню точно,но главное,он может позвонить в милицию и настучать на родителей,если,как он посчитает,к нему относятся не справедливо. И это,правильно(???), вы считаете. Да.я помню свою школу,начиная,с начальной,где наша учительница требовала полной тишины в классе и сидеть за партой нужно было положив руку на руку,иногда мы получали от ней большой линейкой пр рукам и ЧТО,и также помню,что авторитет учителя был непререкаем,и чтобы родители жаловались на учителей(???).Посмотрите,как сейчас ведут себя ученики,начиная с 1 класса,порой какой шум и гам стоит не уроках разных классов,а то,что учителя должны отвечать за детей вне школы - это полный нонсенс,учителя должны учить и только учить знаниям и навыкам жизни,все остальное только родители.
Провинциал
Александр,54,Бобруйск, Проблема в том, что мало кто из учителей открыто готов озвучивать проблемы. Между собой жалуются, знакомым рассказывают о нелёгкой учительской доле, но на педсоветах сидят опустив головы. Что касается конгресса учителей, то там были учителя, которых отобрали в районных и городских отделах образованиях и "проинструктировали" о чем можно говорить, а о чем лучше промолчать. Тех учителей, которые могли бы сказать о реальном положении дел не подпускают к высоким чиновникам! Было бы неплохо, если бы коллектив учителей хотя бы одной школы написал открытое письмо Президенту! Но пока учителей пытаются защитить кто угодно, только не они сами!
Иван г.Кричев
Учитель отвечает за ученика пока тот в школе, а дома за него отвечают родители. И нечего их вину перекладывать на всех и на каждого. Если в семье творится беспредел, то это должно пресекаться и структурами МВД и социальными
службами, если при этом страдают дети. А учитель не обязан контролировать ученика дома.
Сергей, 55, Могилев
Привет Александр, 54, Бобруйск!  Рад читать твои комментарии. Все верно и полностью с тобой согласен. Там в образовании вообще что-то творится невообразимое. И к Президенту собственно писать  им не нужно. Только в прошлом году от Министерства образования в Парламент было избрано аж 14 депутатов!!! Семь от системы  здравоохранения!!! А теперь сравните с теми проблемами в каких сферах у нас больше всего их  возникает в последние годы - ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. Отчего они идут в депутаты, а учителя и медработники стонут. Так мало того, в октябре прошлого года, аккурат перед выборами "СБ" публиковала статью начальника аналитического управления Ген. прокуратуры. И к моему удивления наибольшее количество коррупционных преступлений было зафиксировано в гос. учреждениях где хоть и не на первых позициях но как раз фигурировала система образования и здравоохранения. И если всю эту информацию  проанализировать, то какой-то парадокс у нас получается в этих двух министерствах . И на ум приходят слова Жванецкого -"Может пора что-то в Академии поправить",а?    
Сергею про космос
Сергей,в перечисленных Вами министерствах есть один недостаток:неумение посылать аргументированно "в космос" "коллег-смежников",которые пытаются переложить свои обязанности на плечи образования.

По поводу "самых коррумпированных" уже российские учителя и медики дали в клипе на подобные обвинения исчерпывавший ответ,указав что именно учителя и медики имеют недвижимость в "царских сёлах" и за рубежом,стали владельцами заводов-пароходов,оффшоров и являются самыми частыми посетителями бутиков и роскошных курортов.Клип,кстати,-сделан довольно талантливо.
Сергей, 55, Могилев
Спасибо. Если честно сказать, то я и сам не ожидал такого результата от проведения элементарного анализа. А если ко всему это еще и прибавить места проведения всех выборов, то картина получается совсем не смешная. Это оставим "за кадром". Может поэтому наши учителя так себя ведут, что не все там так просто?  
Елена, 42, Беларусь
Роману.
        Читала вашу статью и диву давалась. Такое ощущение, что у вас школа находилась в колонии. Как мне кажется, мы с вами примерно одного возраста, но не было в то время классов по 40 человек и таких учителей. Всех своих учителей я вспоминаю с огромной благодарностью.И родители мои учились в школе, где в классе не было 40 человек, никто их не избивал, но в классе была дисциплина. А когда учитель шёл по улице, перед ним снимали шапку, не из страха, а в знак уважения. Это мне рассказывают мои родители, которым уже далеко за 65 лет. Вас в школе наверное, кто то обидел вот поэтому вы и написали такую статью. А ещё хочу напомнить слова ,думаю вы их знаете, известного немецкого сатирика ХV века Себастьяна Бранта: Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему...
Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец... Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.
        К учителю приходит уже сформированная личность, сформирована она родителями. Поэтому, дорогие родители, пожинайте плоды своих трудов, а не ищите крайних.
Сергею про естественность
По поводу выборов.Не место красит человека.Школу в комиссиях украшали представители далеко не только от образования,а от различных организаций.

Проще прицепиться к месту и опять сделать учителей крайними,чем честно сказать,сколько и кого участвовало в досрочном голосовании и что проценты сути,- победителя не меняют.Потому что каждый оставшись наедине с собой в кабинке,вспомнив,откуда получает доходы,об автосе,спокойно стоящем под окном,о мирном небе,не смотря на некоторые обиды,-делал именно такой выбор,не забыв при случае обвинить учителей в "фальсификации".

Учителя ведут себя естественно.Как и другие наёмные работники в других отраслях и при любой форме собственности..Дали задание-сделали.Не сделали-свободны,от слова "совсем".  
Петр,пенсионер
Всем,кто считает,что в школах не было классов по 40 человек,были,я учился в СШ№ 2,г. Гомеля,у нас в классе училось 42 человека и парт хватало,здание школы еще построенное в довоенное время,Классы просторные и главное,учителя успевали на уроках всё и объяснить новую тему,и поднять с вопросом почти всех,но не проверяли они наши дома(квартиры).Хотя,конечно,не все так учили нас,разные были преподаватели.Окончил я школу в 1967 году,из класса более 30 человек поступили в ВУЗы,а тогда поступить было очень сложно,в инженерно морские училища конкурс до 25 человек на место,сдавалось по 5 экзаменов в живую,репетиторства не было. И вообще никакого ажиотажа,а ведь жили намного труднее,чем сейчас.
Валерий Михайлович, 64, Мозырьский р-он
Браво, Людмила! Спасибо за поддержку учителей. Рома действительно живёт где-то на другой планете. Особенно кошмар об отбитых указками и линейками пальцах «бедных» учеников.
Александр,54,Бобруйск
Елена, 42, Беларусь, браво!!!
Александр,54,Бобруйск
Что-то навеяло такую ассоциацию про наше образование,про руководство оного---солдат спит,служба идёт.......
Сергей, 55, Могилев
Учителю, 47 лет, это кого забьют, УЧИТЕЛЕЙ??? НЕ смешите. У нас учитель из класса о котором вся школа говорила что мы "самые худшие за последние 5 лет"за два года сделал лучшими. И не просто лучшими, а как позже говорили сами же учителя, которые наш класс ругали "Что такого дружного и хорошего класса не было за последние 10 лет". Мы и до настоящего времени дружны. Но как повели себя учителя похже. Они не стали изучать и распространять полученный передовой опыт, как это б сделали в нормальном учебном заведении. Они стали по бабски учителю завидовать и гнобить его. Ужовник был, а не педагогический коллектив. Скажу откровенно, что некоторых учителей, будь то моя частная школа, даже на порог бы не пустил. Они не столько учат, сколько морально калечат учеников. Одну учительницу самому пришлось выгонять прямо из кабинета. И это как оказалось была когда-то зам. директора по учебной работе. Ну после ухода на пенсию ее оставили учительницей. И я тому очевидец. Так что не преуменьшайте своих "заслуг". Есть вопросы, так и решайте их, предлагайте, добивайтесь. А чего на кого-то уповать, что за вас кто-то что-то должен сделать?
Учитель, 47 лет
Сергей, 55, Могилев, Сами же и признались, кого гнобить стали - Учителя. Не важно кто. Стали же.Добиваться, говорите? Так жизнь - одна, да и здоровье в аптеке не купишь. Перебороть эту систему невозможно.Это понимают умные, а не трусливые.Поэтому воз и ныне там.
Учитель, 47 лет
Александр,54,Бобруйск, Думаю,что такие словечки - показатель культуры говорящего и его отношение в первую очередь к СЕБЕ.И только поэтому их ,,нельзя'' говорить.Всё остальное - не причина.
Сергей, 55, Могилев
Учителю. Можно перебороть, можно. Только не смотреть на все это нужно, а заниматься. А у нас как раз такие умные, что на деле оказываются трусливые. Я ж не "постеснялся" и еще 4 года назад прямо министру написал, что только "странник" мог придумать что б на вступительные в вузы с юридическим и гуманитарным уклоном математику ввести. У этой категории людей склад мышления совершенно иной. Не сразу конечно, но убрали ведь с экзаменов в некоторые вузы математику. Потом написал, что уже давно пора  вводить электронную школу.  Техника  это позволяет сделать, в том числе и удаленный доступ. Не знаю от имени кого они  эту идею пропихивают, но она идет потиху. Для любого движения должна быть ИДЕЯ, а также импульс для начала движения. А там таких людей нет, подсказывать нужно, как в школе за партой. Проблему не только видеть и обозначать нужно, нужно еще и знать что и как предложить, что б с мертвой точки сдвинуть вопрос. Удачи и не падайте духом. Подниматься тяжело. Только вперед. Будут вопросы обращайтесь.  
Алексей Фиалковский, 35, Белыничский район
Хочу  от  имени
учителей  поблагодарить  корреспондента   СБ
Ольгу  Пасияк  за
статью,  которая  была
опубликована  в  газете
СБ  22  ноября
2017  года.

Напомню
некоторые  главные  выводы,
сделанные  в  статье
«Ещё  раз   об
учителях».

«Любят  у
нас  рассуждать  о
святой  миссии  педагога,
о  «разумном,  добром,
вечном»,  о  его
обязанности  показывать  всегда
пример  и  нести
повышенную  ответственность.
Но  зачем
доходить  до  абсурда?»

К  сожалению,  в
статье  освещена  только
вершина  айсберга  под
названием  «школа».  Школа
стонет  от  избытка
вороха  ненужных  бумаг,
которые  обещали  сверху
сократить,  устных  указаний
и  распоряжений.

Так,  например,  до
учителей  доведены  абсурдные
годовые  планы  по  сбору
вторичного  сырья:  макулатуры
по  130  килограммов,
18  килограммов   ПЭТ бутылок,
стекла,  тряпья,  металлолома,
покрышек,  отработанных  машинных
масел  и  т.п.
Абсурдность  ситуации  состоит
в  том,  что
даже  выписка  7 – 8
газет  не  решает
выполнение  «плана»,  поэтому
учителям  предлагают  покупать
макулатуру, часто  у  заготовителей,  чтобы
потом  им  же
сдать!   С  полиэтиленовыми  бутылками
вообще  полный  абсурд.
По  дороге  в
школу  учителя  собирают
стеклянные  и  полиэтиленовые  бутылки,
лазят  по  контейнерам,
как  закоренелые  бомжи,
чтобы  в  школе
не  ругали  за
невыполнение  плана.  Это
видят  и  дети,
и  их  родители,
а  мы  говорим
«о  престиже  профессии
учителя».

Обязанностью  
для  учителей  стала  
ежемесячная    покупка    лотерей
«Приднепровье»,  покупка  абонементов
в  бассейн,  выполнение
планов  платных  образовательных  услуг,
планов  туристических  услуг
и  т.п.

А  сколько  из
разных  структур,  которые
даже  не  из
Министерства  образования,  приходит
разных,  порой  абсурдных
бумаг,  конкурсов?  

От
классных  руководителей  требуют
заполнять  социальные  паспорта
класса,  акты  обследования
семей,  в  которых
надо  указывать  состояние
электроприборов,  топочных  листов
у  печей,  состояние
приборов  АПИ.  А  они  что,
специалисты?  Они  имеют
на  это  право?
А  вносить  в
акт  абсурдные  данные
о  заработной   плате
родителей,  их  доходах?
Это  нарушает  всю
правовую  базу  Республики
Беларусь.

А  сплошные  субботники
и  даже  воскресники
в  октябре – ноябре?  Такие
реалии  учителей  сельских
районов.

Вот  такой  побочный
эффект.  Молодые  учителя
в  шоке,  пожилые
ждут  поскорее  уйти
на  пенсию.  Вот
такой  престиж  учительской
профессии.

А
журналист  Роман Рудь в материале
«Куда смотрит школа»  за  25 ноября
2017 года  разглагольствует   о
повышении  ответственности  учителей.
Так  отправьте  своих
детей  учителями  в
сельский  район.  А
может,  сами  хотите
попробовать,  например,
поработать  учителем  белорусского
языка  в  сельской
школе?  Учителей-  предметников
не  хватает,  а  Ваша  специальность,  вроде
как, подходит.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?