Куда приводят мечты

Можно ли повысить качество макроэкономических прогнозов?

Можно ли повысить качество макроэкономических прогнозов?

Правительство Беларуси занимается стратегическим планированием работы экономики в 2014 году. Обычно к концу октября все показатели уже были готовы, бюджет сверстан, а основы денежно-кредитной политики обозначены. Однако экономические реалии нынешнего года оказались настолько далеки от прошлых прогнозов, что делать новые с традиционным для этого дела оптимизмом стало очень сложно. Минэкономики представило уже несколько вариантов проекта Указа «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития на 2014 год». И, похоже, эта работа далеко не окончена…

Такая ситуация — следствие объективных сложностей, которые в настоящий момент испытывает наша экономика. Об этом много говорилось на прошедшей в Минске XVI Международной научной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития».

Сходится — не сходится

Как уверен помощник Президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый, в условиях нестабильности мировых и региональных рынков проблемы прогнозирования становятся основными. «Поскольку если не делать выводов из уроков прошлых периодов, то все наше прогнозирование будет приобретать форму оглядывания, — отметил он. — И мы будем смотреть на то, что произошло, и, исходя из этого, в пожарном режиме принимать решения». По наблюдениям Кирилла Рудого, за последние пять лет ни один прогноз социально-экономического развития страны так и не сбылся. В 2009 году прогнозировался прирост ВВП 10—12 % — получилось 0,2 %, в 2010-м загадывали на 11—13 %, но по факту получили 7,7 %. В 2011 году при планах 9—10 % экономика выросла на 5,5 %. В прошлом году прогнозировали 5 %, но вышли на 1,5 %. В нынешнем по итогам января—сентября ВВП составил 1,1 %, хотя годовой рост экономики ожидался на уровне 8,5 %. «Конечно, можно говорить, что виной всему кризис, что есть колебания на мировых рынках, но разрыв между прогнозами и фактами год от года практически не меняется — 4—5 %. Поэтому очевидно, что есть вопрос не только к мировым рынкам, но и к качеству прогнозов», — подчеркнул Кирилл Рудый. Помощник Президента выступил и с конкретным предложением, как можно избегать «неудачного» планирования. Для этого, по его словам, следовало бы разработать механизм корректировки прогнозов, чтобы иметь возможность пересматривать их раз в полгода, исходя из реальной ситуации, и вносить изменения в указы главы государства.

Точно так же вызывает нарекания в Администрации Президента и качество внешнеэкономических прогнозов. «Прогноз привлечения прямых иностранных инвестиций у нас часто носит бухгалтерский характер. Мы смотрим на платежный баланс, оцениваем разрывы и, исходя из дефицита текущего счета, определяем, какую сумму надо заполнить ПИИ. И с 2011 года ни разу не попали в цель: в 2011 году привлекли $ 4 млрд. против планируемых $ 6,5 млрд., в 2012-м — $ 1,3 млрд. против $ 3,7 млрд. В нынешнем при планах привлечь $ 4,5 млрд. по итогам первого полугодия имеем всего $ 1,7 млрд. Но качество прогнозов повысить сложно», — посетовал Кирилл Рудый. Он выступил с предложением: для более грамотных оценок привлечения ПИИ прогнозы строить снизу вверх, исходя из наработок исполкомов, министерств, отдельных предприятий.

Что мешает экономике расти?

Строить планы сегодня трудно потому, что в 2013 году в Беларуси ситуация начала развиваться в сторону усиления дисбалансов. «Основная причина сложившегося положения — существенное сжатие основных внешних рынков, что ограничило рост экономики», — рассказал директор Научно-исследовательского экономического института Минэкономики Александр Червяков. По словам ученого, к числу негативных тенденций можно отнести невысокую конкурентоспобность белорусской экономики и невостребованность отечественной продукции на рынках в развитых странах, что особенно проявляется в условиях снижения внутреннего спроса. «Проведенный нашим институтом опрос руководителей промышленных организаций показал, что на внутреннем рынке могут конкурировать порядка 95 % предприятий, на рынке России — 77 %, стран СНГ — 70 %. Что же касается рынков промышленно развитых государств, то там могут себя спокойно чувствовать только 28 % наших предприятий. Так что не стоит удивляться тому, что экономика продолжает развиваться за счет внутреннего потребления», — отметил Александр Червяков.

Заместитель министра экономики Александр Ярошенко в качестве одной из главных проблем называет планирование и нестыковку роста зарплат с ростом производительности труда и эффективностью производства. «В большинстве зарубежных фирм каждый процентный пункт повышения производительности труда обеспечивает увеличение заработной платы работников на 0,6—0,7 %. А в нашей стране заработная плата растет быстрее производительности труда: в январе—сентябре темпы роста составили соответственно 119,5 % и 102,2 %, — пояснил замминистра. — Сегодня более 80 % своей чистой прибыли руководители отечественных предприятий направляют на материальное поощрение работников и только 20 % — на развитие производства. В мире данное соотношение — 40 к 60». Понятно, что в условиях жесткой конкуренции наши предприятия вынуждены уменьшать свою рентабельность, чтобы компенсировать расходы на зарплату и оставаться конкурентоспособными по цене. При этом снижение рентабельности идет параллельно с наращиванием складских запасов готовой продукции, ведь из-за сужения емкости зарубежных рынков упали объемы экспорта. «Реальный сектор должен развиваться в большей степени за счет использования собственных заработанных средств. А сегодня субъекты хозяйствования в своем развитии зависят от субсидий государства либо от кредитов банков. Недостаток и высокая стоимость заемных ресурсов ограничивают возможности организаций по финансированию инвестиций в обновление производства. А недофинансирование ставит под угрозу их модернизацию и перспективы развития», — конкретизировал замминистра.

Снижение сейчас ради роста потом

Выводы из всего вышеперечисленного можно сделать простые. Фактически недавно глава государства Александр Лукашенко, рассматривая итоги работы белорусской экономики за девять месяцев, их и озвучил. Беларуси для исправления ситуации срочно нужны нетривиальные подходы, в том числе и кардинальные реформы экономической системы государства.

Но тут есть своя сложность. Поддержка ускоренного экономического роста возможна за счет подхода, которым пользовались в течение последних лет. Речь идет о росте преимущественно за счет внутреннего спроса. Но стоит помнить: для реализации такого подхода с каждым годом экономике требовались все большие объемы внешних ресурсов. В условиях ограниченности внешних рынков это и привело к росту внешнего долга. «Применение такого подхода крайне рискованно, поэтому Минэкономики в 2014 году в своих расчетах и предложениях делает упор на макроэкономическую стабилизацию и структурные изменения», — говорит Александр Червяков. По мнению эксперта, в ближайшее время рост экономики должен быть умеренным и сбалансированным в первую очередь с внешними рынками сбыта отечественной продукции. Это обусловлено и тем, что Беларусь наконец-то решилась на проведение экономической модернизации. План, обнародованный правительством и Национальным банком, в целом позитивно скажется на национальной экономике в среднесрочной перспективе.

В НИЭИ Минэкономики уже сделали раскладку роста ВВП в сопоставимых ценах на несколько ближайших лет. «В среднесрочной перспективе начиная с 2016 года рост экономики составит не менее 5—6 %. Развитие более медленными темпами вызовет отставание от наших соседей, что приведет к снижению привлекательности белорусской экономики для инвесторов и при этом сведет к минимуму эффект от вложенных ранее государством ресурсов», — пояснил Александр Червяков.

Интеллект как альтернатива торговле калием

Но рассчитывать на «сжимание» одной только монетарной политики неразумно. «Финансовые ресурсы и возможности государства ограничены. Для ускорения модернизации, как технологической, так и организационно-экономической, нам нужны прямые иностранные инвестиции в виде современного оборудования и технологий, а также тесно увязанные с интересами производства научные разработки, которые в республике либо отсутствуют, либо не используются», — подчеркнул Александр Ярошенко. Но недостаточность инвестиций для финансирования модернизации экономики в полном объеме в свою очередь обусловливает потребность во внешних и внутренних заимствованиях в условиях и так значительных выплат по внешнему государственному долгу. «Мы должны сделать все необходимое, чтобы устранить существующие дисбалансы и сформировать фундамент для устойчивого качественного экономического роста, — говорит замминистра экономики. — Но очевиден тот факт, что без структурных преобразований мы не сможем занять новые ниши на мировом рынке. В течение последних десяти лет основные доходы от экспорта наша страна получала в трех отраслях: нефтепереработке и нефтехимии, торговле калийными удобрениями и черной металлургии. Именно они формируют почти половину экспортных потоков. И именно их искажающее влияние на общий экспорт мы чувствуем сегодня».

Такая же картина без структурной перестройки производственного сектора экономики будет наблюдаться и в долгосрочной тенденции: условия работы по калию, нефтепродуктам, нефти будут предопределять экспортные возможности. Так что в стране, небогатой природными ресурсами, главной движущей силой экономического роста должна стать наука. «Продолжение экономического роста возможно только на основе широкомасштабной модернизации экономики. Однако сегодня одной технической модернизации производства недостаточно. Этот процесс должен быть расширен до системных преобразований всей экономики, ее организационно-экономических механизмов и институтов. Модернизация экономики должна носить не догоняющий характер, а обеспечить радикальные структурные преобразования в направлении расширения производства высокотехнологичной наукоемкой продукции», — говорит Александр Ярошенко. По его словам, реальные перспективы качественного роста экономики и повышения уровня благосостояния наших граждан во многом будут зависеть от прагматичности экономической политики как в системе государственного управления, так и в реальном секторе экономики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter