Мы раскадрированы и готовы к ежедневному фотоотчету...

Куда приводит инстаграм

Возраст одних из древнейших сохранившихся на Земле рисунков — 35 — 40 тысяч лет. Эта наскальная живопись найдена в испанской пещере Альтамира. На рисунках изображены бизоны, лошади, кабаны и отпечатки человеческих ладоней. Словно автор или авторы хотели «запостить» свою жизнь.


Смотри, мол, вот моя лошадка, а этого бизона убил папа, у соседского кабанчика модная щетина. А это мои руки! Посмотри, какие у меня руки. Не руки, не ручища, а рученьки! Не хватает отпечатков губ, а то бы получилась страничка в инстаграм.

Это сверхпопулярное приложение захватило современные телефоны. Да какие уже там телефоны? В 1992 году в каком–то журнале я видел фото японских часов, в которые инженеры вмонтировали телевизор. Для меня это казалось технологией из далекого будущего. И вот оно наступило. Часы уже никто не носит. Телефоны не только показывают, но и снимают. Развернул свой андроид, включил режим видео: «Привет, это я. Пишу текст про инстаграм. Так работают современные журналисты».

Нажатие сенсорной кнопки — и мои подписчики видят меня на работе. И так во всем. Пью кофе. За окном снег. Рядом с орхидеей. За моей спиной концерт. Иду на обед. Свежая газета.

Вся жизнь в картинках и видеороликах. Мы раскадрированы и готовы к ежедневному фотоотчету. Общение происходит на визуальном уровне. Говорить или даже писать (что еще недавно популяризировали социальные сети) уже не модно. Выставляем себя красивого как факт, из слов — комментарии к фото. Это весело. Эта новая форма общения. Одновременно и массовое изменение коммуникации, а значит, и сознания.

Посмотрим на эволюцию человеческого общения. Если мы не знаем языка в чужой стране — общаемся знаками и рисунками, выучили два десятка слов — спросили у аборигенов, умеем читать — вооружились путеводителем. Чем больше знаешь, тем больше возможностей. Человечество тысячелетиями занималось усложнением языков, для описания полноты картины мира. А письменность произвела настоящую культурную революцию, позволила сохранять мысли, исследования, общаться на расстоянии, развивать мышление.

Мир картинок незаметно будет менять сознание людей, уверена психолог Елена Кравцова. Рассуждает она так. Когда мы читаем, пишем, слушаем, рассказываем, общаемся — мы фантазируем, додумываем. Мозг работает креативно — творчески. Когда мы видим информацию, у нас нет времени о ней размышлять. Мы получаем реальную картину — 90 процентов информации об объекте или процессе. Как только переключаемся на зрительное восприятие, мы не соавторы, а зрители. Если это происходит каждый день, то, безусловно, влияет на мыслительные процессы. Мозг привыкает, что может все увидеть. Страдает аналитическое мышление. Мы рисуем на стене, это интересно, но это не жизнь, а всего лишь стена.

Безусловно, это не критика популярного приложения инстаграм. Браво разработчикам. Они ломали головы, креативили, как бы заинтересовать нас самими собой. Получилось.

Мы готовы показывать себя и смотреть на себя. Будь у Кирилла и Мефодия айфоны, стали бы они размениваться на алфавит?

Мы шутим над модными тенденциями. Наслаждаемся технологиями. Но процессы в человеческом мозгу, особенно в развивающемся, формируются под задачи. Если бежишь — от кого, куда, по какому маршруту? Пишешь — подбираешь буквы, слова, обличаешь в предложения мысли. Пилишь — вымеряешь, точишь, рассчитываешь силы. А если полдня смотришь картинки — остаются картинки. Создается параллельный мир с цифровыми формами, но сутью пещеры Альтамира. Бизоны, кабанчики, лошадки, отпечатки рук — наскальная живопись возвращается. Упрощается язык комментариев: «спс», «ДР», «пжст». Все упрощается. Мы упрощаемся. Хорошо это? В биологии этот процесс называют дегенерацией. Ничего обидного, просто научный термин.

В общем, вот так дегенерируем потихоньку, перемещая сознание в параллельные миры будущего...

sb_gomel@mail.ru

Фото www.iphones.ru

Советская Белоруссия № 25 (24907). Среда, 10 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter