Корреспондент "Р" побывала в гостях воспитанников Дивинского детского дома

Куда приходит детство

В распорядке дня воспитанников Дивинского детского дома — приятные изменения. Вчера здесь открылась сенсорная комната, куда стремится заглянуть каждый ребенок. Однако корреспондент «Р» отправилась в Кобринский район Брестской области не только и не столько, чтобы одной из первых побывать на необычных занятиях. Хотелось узнать, как сегодня живут детки, для которых государственные стены стали родными.

11-классница Алина КОТОНОС рисует на песке.

Здание Дивинского детского дома останавливает случайного прохожего своей парадностью. Местные жители объясняют: некогда тут размещался райисполком. К нему примыкает построенный в 2004 году спальный корпус. Финансовая забота государства. Сегодня Дивинский детский дом — это в прямом смысле слова дом для его 57 воспитанников. Под общей крышей мальчишки и девчонки отдыхают, едят, делают уроки, переживают первую влюбленность, радуются спортивным победам. В общем, занимаются всем тем, что обычно ребенок делает дома. Включая уборку, легкую стирку, утюжку одежды. На уроки ребята ходят в местную школу. Объединения по интересам — тоже сельские. В самом же учреждении тоже есть кружки — мягкой игрушки и соломоплетения. 

Свободное время дети проводят по-разному. Можно посидеть в комнате отдыха у телевизора, позаниматься в спортивном зале или заглянуть в своеобразный ВИП-зал, чтобы спеть караоке. В жизни детворы обязательно должен присутствовать праздник. Но что мы видим? В последние дни детишки толпятся у совсем другой двери — в сенсорную комнату. В прошлом году детский дом получил ее в подарок от минских спонсоров. Заглядывать в комнату будет каждый воспитанник. Но не для галочки, а для души, уверена Лидия Баранчук, педагог-психолог детского дома:

— Такие комнаты не мешало бы посещать всем детям, но особую потребность в занятиях испытывают те, кто меньше других ощущает теплоту материнских рук. Дети-сироты обделены тактильным опытом. Так называемая материнская депривация. Именно поэтому сенсорные комнаты особенно нужны в детских домах.

Каждый подросток должен владеть элементарными навыками самообслуживания.

В светлую комнату приходят для работы с мелкой моторикой: например, укрепить память или поставить речь. Место уникальное еще и благодаря своей универсальности: подходит для занятий с детьми любого возраста и пола. Уже в первые дни работы воспитанники определили свой любимый аттракцион — сухой бассейн с шариками. На втором месте — световая панель с песком, который здесь сугубо для рисования. Комната только-только открылась, а юные изобретатели уже вносят арт-предложения: кроме пальцев, будут рисовать природными материалами — перышками, палочками. Лидия Михайловна на все согласна, ведь цель занятия — детская радость.

Для младшеклассников занятия строят по схеме «приветствие—урок—прощание». Встречает малютку мягкая игрушка. С ней мальчики и девочки делятся эмоциями, рассказывают о прошедшем дне. Участвует игрушка во всех игровых ритуалах. Когда занятие подходит к концу, через полчаса, плюшевого медвежонка или котика кладут на место «до новой встречи». Школьники постарше выбирают, чем заняться в мерцающих сумерках, самостоятельно. Мягкие кресла, приглушенный свет, мелодичная музыка, панно с оптико-волоконным водопадом — у каждого подростка свой путь к стиранию стресса. 

Сенсорная комната далеко не единственная попытка превратить детскую среду в уютную и комфортную, не побоюсь сказать — домашнюю. Важное достижение — совместное проживание детей в группах-квартирах. В каждой квартире, обустроенной благодаря господдержке по последней моде, живут и мальчики, и девочки разных возрастов. Обычно это 10—12 человек. Семья, где с младых ногтей каждый привык считаться с потребностями ближнего, а старшие помогают младшим. Не бездушно, а по-братски или по-сестрински. Дети сами выбирают, как расселяться в блоках по 3—4 человека. Кроме оборудованных спальных комнат, в каждой «квартире» — своя прачечная, душевая, комната отдыха, кухня, учебный класс для самоподготовки.

Педагог-психолог детского дома Лидия БАРАНЧУК лучше других
в детском доме знает, как работает сенсорная комната.

Вера Пикула просит обратить внимание на другой факт. Коллектив приложил немало усилий, чтобы сегодня с гордостью говорить: абсолютно все воспитанники на каникулы и в выходные дни разъезжаются в патронатные семьи. Чаще всего — это семьи родственников детей. Когда-то среди гостевых родителей было много сотрудников детского дома. Некоторые забирали по два-три малыша. Но Вера Петровна уверена: ребенок намного лучше чувствует себя у своих родственников. Ребята узнают о себе, своих прадедах, учатся главным коммуникативным навыкам. Детский дом тоже старается укрепить эту связь: минимум четыре раза в год патронатные семьи бывают в Дивине. На праздник по случаю Дня матери, под Рождество, в мае перед последним звонком и на специальных встречах с представителями учреждений образования, куда ребята собираются поступать.

К сожалению, в нашей стране по-прежнему растут детки, которые волею судьбы или по неосторожности родителей остались без заботы родных. На начало этого года в Брестской области 260 из около 2600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут в детской деревне и в детских домах. В таких учреждениях делается все, чтобы мальчишкам и девчонкам было тепло и уютно. Хотя не будем лукавить: ощущение семейной заботы может дать только семья. Именно поэтому Брестчина уверенно переходит от традиционных школ-интернатов к семейным формам устройства деток. В прошлом году в области построили четыре одноквартирных жилых дома для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом году намерены сдать еще четыре детских дома семейного типа.

Справка

Дивинский детский дом находится в Кобринском районе Брестской области. Сегодня здесь живут 57 мальчишек и девчонок. С ними работают 15 воспитателей, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, библиотекарь, руководители объединений по интересам.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter