Куда поставить партийный диван?

Увлекшись авантюрной идеей объединения, оппозиционные политические партии до сих пор будто бы и не замечали того, что их дальнейшее будущее под большим вопросом.
Увлекшись авантюрной идеей объединения, оппозиционные политические партии до сих пор будто бы и не замечали того, что их дальнейшее будущее под большим вопросом. Еще в феврале истек срок, который Министерство юстиции отвело партиям для регистрации офисов их организационных структур в нежилом фонде. На дворе уже апрель, но предписание Минюста по–прежнему не выполнено.

Несмотря на то, что возникшая проблема лежит скорее в плоскости административно–хозяйственного права, нежели политической, ее последствия для партий могут быть самыми серьезными. А история этого вопроса такова. В октябре прошлого года Министерство юстиции уведомило партии о том, что в соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса запрещено размещение юридических адресов общественных организаций и политических партий в частных квартирах. В этой связи партиям и общественным организациям было предложено в срок до 1 февраля 2005 года перерегистрировать юридические адреса своих региональных структур в офисных зданиях или специально оборудованных частных строениях.

Ведь что сегодня представляет собой партийная «контора» в каком–нибудь районном центре? Зачастую это всего лишь арендованная частная квартира в одном из жилых домов, жильцы которого и не подозревают, что живут по соседству с людьми, ежедневно делающими, как им кажется, большую политику.

В случае неисполнения предписания Минюст «оставлял за собой право действовать согласно действующему законодательству». Гадать, что скрывается за этой формулировкой, надобности нет. «Министерство юстиции направило в адрес всех, я хочу это особо подчеркнуть, всех общественных объединений и политических партий соответствующее письмо, в котором содержались эти требования. Причем срок давался вполне достаточный — три месяца. За это время, я считаю, можно было принять все необходимые меры, — сказал в беседе со мной начальник управления общественных объединений Минюста Олег Слижевский. — Тем не менее не все организации справились с этим. И в феврале этого года всем организациям, не выполнившим это требование, были вынесены письменные предупреждения. Опять же никакого избирательного подхода при этом не было. Все, я вновь подчеркиваю это, все организации, у которых такие нарушения по данным на 1 февраля оставались, получили предупреждения».

«Если Минюст будет настаивать на выполнении этого предписания, это приведет к тому, что большинство партий просто уйдут в подполье, поскольку это приведет к их закрытию. Но с политической точки зрения это обстоятельство сыграет им только на руку. Поэтому ни одна оппозиционная партия решением этой проблемы сегодня не занимается. Зачем? Если требования, с одной стороны, для них невыполнимы, а с другой — на этом они смогут получить неплохие дивиденды, — сказал председатель Либерально–демократической партии Сергей Гайдукевич. — Что касается нас, то мы практически решили эту проблему. Численность партии, ее структура в связи с этим не изменятся, но мы лишимся права выдвигать своих кандидатов в ряде районов».

Действительно, невыполнение требований Минюста может лишить партии самого главного — участия в избирательных кампаниях. По закону они могут выдвигать своих кандидатов только в тех избирательных округах, где есть их зарегистрированные организационные структуры. А кому нужна партия, которая не имеет возможности участвовать в выборах?..

При всем этом необходимо обратить внимание на одну важную деталь. Вопрос о ликвидации партий, как подчеркивают в Минюсте, никто не ставит. Хотя и исключать того, что в ближайшее время для многих из них проблема дальнейшего существования может стать весьма актуальной, тоже нельзя. Ведь по закону партия должна иметь своих членов в большинстве областей страны и городе Минске. И если та или иная партия не сумеет найти офисное помещение для своих оргструктур, теоретически ее дальнейшее существование будет поставлено по угрозу. Впрочем, Минюст уже пошел на компромисс в решении этой проблемы. «Учитывая то, что нарушения устранены не всеми, министром юстиции недавно был издан приказ, в соответствии с которым оргструктуры общественных объединений и партий должны будут перерегистрировать свои юридические адреса в срок до 1 июня. Управлениям юстиции дано поручение до указанного срока этот вопрос окончательно закрыть. Оргструктуры тех партий и объединений, которые не представят документы об изменении юридического адреса, будут сняты с учета», — подчеркнул Олег Слижевский.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter