Идея строительства разделительных стен и заборов между странами-соседями привлекает все больше сторонников

Куда плывет лодка глобализма

Двери и стены незаметно стали новыми символами эпохи. О дальнейшем расцвете глобализма можно забыть: вместо общего дома — национальные квартиры, вместо единых ценностей — ориентация на кондовые, посконные и домотканые традиции, вместо континента без границ — попытки вернуться к доглобалистскому статус–кво. Экуменизм умер, не успев выбраться из детских пеленок, слова о «мире без границ», разного рода движениях «без границ» выглядят насмешкой. И не потому, что это в принципе невозможно, а в связи с общим неудовлетворением состоянием глобалистской философии и практики.

Фото РЕЙТЕР

Не помню, кто первым в нашем подъезде поставил металлическую дверь. Но дальше — понеслось, двери рождались, как грибы. Прочные, с системой невиданных замков, с тиснением и без, от них веяло устойчивым положением владельцев и их нежеланием, чтобы кто–то совал нос в чужую жизнь. Апогей дверного зодчества — водружение металлических дверей в межквартирном пространстве, в закоулках лестничных площадок и утверждение входной двери внизу — с кодом и на века.

Но то же самое — в Европе (как минимум). Уже не раз писалось о многочисленных стенах против мигрантов, да ладно мигрантов, вообще всех тех, кто представляет угрозу национальному благополучию. Стена между Литвой и Калининградской областью, которую собираются соорудить, — из этого же смыслового ряда. Д.Трамп набрал немало сторонников, заявив, что построит стену на границе с Мексикой, причем за деньги либо мексиканского правительства, либо на средства спонсоров. Судя по всему, об этом обещании он не забыл. Как получается, «стеновое» мышление стало данностью, как практической, так и философской. Причем это мышление завоевывает все большее число сторонников во всем мире.

Это связано, во–первых, с неискоренимым эгоизмом как конкретных людей, так и целых народов, существующих в национально–государственной форме. Эту констатацию нет смысла подводить под категории «хорошо» или «плохо», это просто данность, биологическая, социальная. Один человек появляется на свет, один уходит из этого мира, что к этому нужно добавлять? Государство самим фактом своего существования «заточено» на защиту национальных интересов и своего собственного бытия. Оно, конечно, может быть государством «для всех» —– в случае имперской формы или завоевательной политики. Впрочем, это процессы пересекающиеся. Все нынешние и многочисленные разговоры о выдвижении пограничников и таможенников на «старые» европейские границы ведутся ведь с точки зрения защиты именно национальных интересов и именно конкретных людей, проживающих на данной территории. Когда ныне во Франции кандидаты на пост президента страны твердят, например, о приверженности голлистским идеям, то ведь во главу угла ставятся не глобалистские цели и идеалы, а именно национальные интересы, защита суверенных прав жителей страны. Достаточно в этой связи вспомнить классика политического жанра, генерала де Голля с его оппозицией США в послевоенные годы. Когда сегодня в Великобритании идет жесткая борьба о перспективах выхода страны из Евросоюза (процедуре, сроках, условиях), то на первом месте апелляция все к тем же национальным интересам. И «железная дверь» в форме таможенных, пограничных ограничений уже выстраивается.

И не надо думать, что трещины по зданию глобальной модели мира налицо исключительно далеко, где–то на Западе. В нашей стране идеологическая, политическая риторика основана главным образом на подчеркивании приоритета именно национальных ценностей, ряд юристов вот до сих пор переживает, что в Конституции страны не отмечена особая роль православия в цивилизационном развитии страны. Упорные поиски национальной идеи — из этого же смыслового ряда. Надо ведь создать идеологему, внятную и понятную именно в национальном контексте. В этом смысле известный слоган, связанный с движением «в Европу», вызывает закономерные опасения: а как обобщенное сама Европа, что она думает по этому поводу и каким видит свое будущее? Ответы не очень вразумительны и понятны для самих европейцев, не говоря уже о тех, кто мечтает о такой судьбе.

С другой стороны, посмотрите, какие имена все чаще повторяют лидеры России во время произнесения важнейших заявлений, речей: это Иван Ильин, Николай Бердяев, Илья Мечников и иные мыслители прошлого. И ведь все цитаты, если прислушаться, из числа национально ориентированных. В этом солидарны и монархист Ильин, и борец за метафизическую свободу Бердяев, и физиолог Мечников. Т.е. предлагается двигаться вперед, но с ориентацией «назад»... 

Ну, Россия — это особая статья, особая, как считают в России же, цивилизация, культурно–исторический тип и так далее. Может, именно поэтому, приоритет национальных ценностей здесь всегда был на первом месте...

Сложно сказать, насколько успешным будет развитие европейского проекта в нынешнем уже году, несомненно одно: у этого проекта должно быть будущее, так как плюсы единой Европы очевидны для многих и «железные двери» и прочие стены на границах здесь не оптимальны.

Советская Белоруссия № 16 (25151). Среда, 25 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter