Куда плывет ладья?

В истории ограблений музеев есть и трагичные, и курьезные страницы
В истории ограблений музеев есть и трагичные, и курьезные страницы

За недавним скандалом в петербургском Эрмитаже пошли разоблачения в других хранилищах. Белорусские музеи, как выяснилось, также не избежали ограблений. И многие ценности до сих пор не найдены...

Кража экспонатов в музее — не просто ЧП. Это ставит под сомнение престиж галереи. Наверное, поэтому директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов согласился побеседовать о музейных пропажах, но... только довоенного времени. А его заместитель Надежда Усова с гордостью добавила: «Подобных случаев на моей памяти у нас не было. К слову, в прошлом году художественный музей проверял госконтроль и все ценности оказались на местах». А «проинспектировав» самостоятельно крупнейшие белорусские музеи, я убедился: в ограблениях наших хранилищ старины, пожалуй, больше курьезного, чем серьезного...

Рога и копыта

Когда из музея деревни Устье Оршанского района пропали бивни мамонта, это событие осталось почти незамеченным. Собрание деревенской старины нигде не числится, поэтому даже не было заведено уголовное дело.

Как потом выяснилось, «заказ» поступил из Риги. И двое предприимчивых жителей Устья взялись за его исполнение. Прямо во время экскурсии они прихватили ископаемые фрагменты животных да еще пластинку китового уса, не позарившись, однако, почему–то на рассыпанные в витрине кусочки янтаря и самоцветы...

Музею в Устье уже 20 лет. Бивни обнаружили в песчаном карьере. И хоть предлагали прибалтийские заказчики за них 200 условных единиц, для устьевских краеведов кости значили больше, чем деньги, — это древнейшие следы жизни в их районе...

В 1997 году в Турове случилось самое крупное ограбление краеведческого музея. Грабители взломали фондохранилище и унесли 900 серебряных и медных монет прошлых веков, а также несколько икон.

— У нас тогда проходила выставка, по радио много рассказывали о ней. На следующий день после закрытия экспозиции мы пришли на работу и увидели, что дверь со стороны фондохранилища открыта... — вспоминает Валентина Карась, главный хранитель музея.

Количество унесенного впечатляло. А иконы, поговаривают, просто «вернули» себе бывшие владельцы, у которых их имущество отобрали на таможне во время пересечения границы. Прослышав о выставке, они под покровом ночи направились в музей и... «восстановили справедливость».

Сувенир «высокой пробы»

Самые популярные у музейных грабителей трофеи — медали и ордена. Правда, в последние годы все оригиналы с драгоценными металлами в экспозициях музеев заменили муляжами из папье–маше и жести. На них и наталкиваются зачастую грабители.

И хотя, как уверяет Галина Бабусенко, ученый секретарь столичного музея истории Великой Отечественной войны, здесь гордятся отменной охранной системой, это не помешало 17–летнему жителю Марьиной Горки в ноябре прошлого года украсть из экспозиции три медали. Неудачливого преступника поймали в Бобруйске, и он сразу во всем сознался. Разыскать удалось лишь две боевые награды, припрятанные грабителем... в подъезде жилого дома. Самое интересное, что паренек оказался вором «с биографией». Два года назад он уже выносил из музея грамоты Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, принадлежавшие П.М.Машерову.

Но самое курьезное похищение — кража камней с монумента на площади Победы в Минске. Осенью 2003 года некий гражданин позарился на стекляшки, имитирующие бриллианты в ордене «Победа». А расположена награда на высоте 40 метров. Туда даже монтажники со страховкой лишний раз не решались забираться. Каким образом было совершено это преступление, доставившее, впрочем, больше хлопот, чем ущерба, осталось загадкой до сих пор.

Маленькая и бесценная

Шахматная фигурка — ладья с воинами на палубе еще с 60–х годов считалась одним из символов Гродно. Хранилась она в историко–археологическом музее в Старом замке. Ее снимок публиковали в каждом альбоме по белорусскому искусству: крохотная скульптура по праву считается вершиной декоративной пластики средневековья. Считалась... В августе 2004 года ее похитили.

— Она стояла в витрине под стеклом без сигнализации, — рассказывает Юрий Китурко, директор гродненского музея. — Кто–то из посетителей похитил ее прямо во время экскурсии. Заметили пропажу через несколько часов. Незадолго до этого в журнале «Вокруг света» был напечатан материал из истории шахмат и опубликовано фото нашей ладьи. Возможно, это и послужило «наводкой»...

Исследователь Гродно Юзеф Йодковски еще до войны высказал мнение, что ладья принадлежала местному княжескому семейству и входила в богатый шахматный набор. Ее стоимость оценивают от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.

— Конечно, ладья не золотая и не украшена драгоценными камнями, но как редкая работа древнего мастера для отечественной культуры она бесценна, — подтверждает Юрий Китурко.

Утраченное «Умиление»

4 декабря 1991 года случилось единственное за всю его историю ограбление Музея древнебелорусской культуры Академии наук. Грабили прицельно — в музее хранилась икона начала XV века «Матерь Божья Умиление» из Малориты Брестской области. Это самый древний образ из всех белорусских музейных собраний. Впрочем, говорить о нем теперь можно только в прошедшем времени — он существует сегодня лишь на фотографиях. Одна из них была опубликована в первом номере за 1992 год журнала «Спадчына». Как некролог...

Несмотря на большое количество улик, преступников не нашли. Икона, бесспорно, уникальна. В мире всего три подобных образа.

Преступник вооружен... экспонатами

В 1997 году Витебский областной краеведческий музей представил выставку в своем филиале — музее частных коллекций на самой окраине старого города. Собрание холодного оружия прежде долгое время хранилось в фондах.

По словам замдиректора областного музея Валентины Кучеренко, на все про все преступнику хватило четырех минут. К моменту прибытия милиции он уже скрылся. Пропали западноевропейские и российские сабли, ножи, шпаги. Клинки прошлых столетий эксперты оценили примерно в 30 тысяч долларов.

Позже грабителя поймали, но случайно, в связи с другим преступлением. Вор оказался профессиональным антикваром, промышлял кражами из церквей. Награбленное уже было передано заказчику...

Система пропуска

Что же сделать, чтобы экспонаты не пропадали из музейных сейфов? По мнению Валентины Кучеренко, для полной надежности необходима электронная система пропуска, камеры слежения. Однако подобное оборудование может обезопасить наши сокровища лишь в том случае, если будет соответствовать достижениям современной технической мысли. Но пока одни думают, как защититься, другие изобретают способы взлома... Или действуют по старинке. Так, в августе 2003 года в шотландском замке Друмланриг злоумышленники, притворившись любознательными туристами, оглушили экскурсовода и уехали из крепости на белом «Фольксвагене» с картиной Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном». «Лежащую фигуру» Генри Мура — шедевр абстракционистского искусства 60 — 70–х годов прошлого века весом две тонны (!) воры затянули на грузовик и скрылись под покровом ночи. Странно, как еще уцелели от таких проворных «мастеров» скульптуры Церетели, месяц «сторожившие» вход в минский художественный музей... А трюк с переодеванием в полицейского или охранника можно считать банальным. Так была похищена в Бостоне из частного музея картина Рембрандта «Шторм на Галилейском море».

Конечно, совершенствовать систему охраны надо. И не только в столичных музеях. Это факт. Но произведения искусства крали, крадут и будут красть — это тоже факт. Так что борьба с ворами, по определению, идет с переменным успехом. Кстати, есть такой парадокс в музейном деле: чем больше экспонат на виду, тем меньше вероятность, что его украдут. Слишком много сложностей потом будет с его реализацией. Так что для нас, посетителей, в нынешней ситуации, когда скандал в Эрмитаже всколыхнул музейную общественность и заставил «пересмотреть» закрома, есть свои плюсы. Возможно, многие экспонаты, давно уже не появлявшиеся в залах музеев, будут чаще выставляться. Ведь немало произведений белорусской живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства до сих пор спрятаны за семью замками. И не пора ли наконец выставить их в музейных залах?

Интересно

Самое громкое ограбление, связанное с белорусским искусством, произошло в... Нью–Йорке. 7 июня 2001 года там была похищена картина Марка Шагала «Над Витебском» стоимостью миллион долларов. Полотно экспонировалось в Еврейском музее на выставке произведений искусства из российских собраний — Третьяковской галереи, Русского музея и провинциальных коллекций. Кража обнаружилась утром 8 июня. Накануне вечером был устроен прием для меценатов и прессы, и всем было «не до того». Вскоре похититель объявился сам. Он потребовал взамен за шедевр... мир на Ближнем Востоке. Но мир не настал, а вот картина обнаружилась 13 января 2002 года... на почте. В отделении связи городка Топек штата Канзас работа нашего земляка лежала, пока сотрудники почты не вскрыли никем не востребованную посылку и не заметили на оборотной стороне картины музейных штемпелей.

Кстати

Многие преступления военной поры до сих пор нераскрыты. Хотя из музеев похищали экспонаты не только оккупанты, но и местные жители. Напасть на след одной из краж того времени удалось сотрудникам Национального художественного музея. Дело касается 32 слуцких поясов. Перевезенные в 1939 году из несвижского дворца Радзивиллов в Государственную картинную галерею БССР (ныне это здание «Белтелекома» и Музея связи по улице Карла Маркса), в 1941 году они пропали.

— Мы считаем, пояса оказались в Германии, но найти их невозможно было бы, не знай мы, как точно они выглядят, — рассуждает Надежда Усова. — Недавно исследовательница Ольга Лобачевская обнаружила их фотографии в Москве. Дело в том, что там в 1940 году проходила белорусская художественная выставка, на которую привозили и изделия слуцкой мануфактуры, и даже издали каталог с их перечнем. Теперь эти материалы обнародованы в Интернете и поданы в Интерпол. В их розыске участвует и Министерство иностранных дел Беларуси. Если где–нибудь они найдутся, мы сможем потребовать их безоговорочного возвращения.

Любопытно

Самое первое ограбление белорусского музея, зафиксированное официально, было в Гомеле.

— В 20–е годы прошлого века, — поделилась преданием Татьяна Шода, главный хранитель фондов гомельского музея, — с каминных часов во дворце Румянцевых–Паскевичей был похищен бронзовый мальчик, о чем сохранилась пометка карандашом в инвентарной книге.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter