«Куда отходы? К нам!»

В  Пинске  обходятся  без  контейнерных  площадок  для  мусора

В  Пинске  обходятся  без  контейнерных  площадок  для  мусора

Помните ситуацию в Италии, когда один из ее живописных городов чуть не превратился в помойку? К счастью, в Беларуси таких проблем нет. Тем не менее ежегодно в стране образуется около 2,5 миллиона тонн коммунальных отходов. Вклад в эту общую свалку вносит каждый из нас. По некоторым подсчетам, в год человек производит до 300 килограммов твердых бытовых отходов. Часть из них вывозится на полигоны. Но любая свалка, говорят экологи, мина замедленного действия: никто не знает, как повлияет выброшенный мусор на экологическую обстановку в дальнейшем. Да и ресурс полигонов не бесконечен… 

Можно сказать, «мусорный вопрос» в Пинске не стоит. К слову, это единственный город, где уже около 20 (!) лет нет контейнерных площадок — ежедневно в определенное время машина объезжает дворы и забирает мусор. И плата за такую услугу щадящая — всего треть от реальной стоимости вывоза. «Сделано это для того, — поясняет начальник спецавтохозяйства КУПП ЖКХ Пинска Дмитрий Федоров, — чтобы не создавать антисанитарную ситуацию в городе. Когда мусор стоит, это — сборище беспризорных животных, рассадник заболеваний. Мы обслуживаем 1860 частных домовладений. В целом нашими услугами охвачены многоквартирные дома на 100, частный сектор — на 97,9 процента». 

Но даже своевременный вывоз проблему с отходами, количество которых с каждым годом растет, может решить не всегда. Так, вспоминает собеседник, подошли к необходимости организации переработки вторсырья. «Начиналось все со строительства перегрузочных станций, — уточняет Дмитрий Григорьевич, — поскольку полигон должен был располагаться в 45 километрах от города. Но время подсказало другое решение — сырье нужно извлекать. Случилось это лет 10 назад. Уже тогда мы работали с одной фабрикой, которой сдавали макулатуру». 

В 2005 году в Пинске в эксплуатацию ввели сортировочно-перегрузочную станцию (СПС). Первый год работы после переработки дал 190 тонн вторичных материальных ресурсов. Их сырьем послужили макулатура, ПЭТ-упаковка, стекло, текстиль. Постепенно объемы наращивались, совершенствовалась техника. «Многие машины мы придумывали сами, — рассказывает собеседник. — Например, чтобы не делать этого вручную, изобрели станок, который прорезает ПЭТ-бутылки для дальнейшей прессовки. Теперь операция занимает считанные секунды». 

В минувшем году конечный продукт составил почти 710 тонн, в нынешнем предприятие планирует достичь показателя в 1000 тонн вторичных ресурсов. Только вот мощности СПС не резиновые. Уже сейчас станция работает в две смены, без выходных. Предвидя ситуацию, в марте 2008 года ЖКХ направило в ГПТО «Белресурсы» заявку на необходимое оборудование и бизнес-план с соответствующими экономическими расчетами. Теперь предприятие ждет два дополнительных пресса. 

Тем не менее есть вопрос, который пока остается без ответа. «Как бы ни старались, работаем с убытками, — подытоживает Дмитрий Федоров, — поскольку цена вторсырья сегодня не оправдывает затраты на его извлечение. Одно из решений проблемы — поднимать на него цену». Впрочем, немалые надежды возлагает собеседник на новое законодательство по вторичной переработке. И вносит предложение: «Было бы замечательно, если бы сами предприятия везли нам отходы. Появилась бы возможность сэкономить на доставке, а значит, сократить затраты». Собственно, почему бы и нет? Ведь предприятия платят, если хотят захоронить на полигоне мусора больше, чем положено. Или тратят средства на организацию собственной переработки. А так, как говорится, и мусор с возу, и СПС легче.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter