Куда направят молочную реку?

К 2010 году в Беларуси планируется произвести до 8 миллионов тонн молокаХотя на первый взгляд кажется, что полки магазинов заставлены разнообразными молочными продуктами, в последние годы на столе у белорусов они появляются реже, чем раньше. Почему так происходит? Что предлагают наши производители и почему им непросто пробиться на зарубежные рынки? Какова ситуация на рынке молочных продуктов сегодня? Рассказать об этом специально для “Народной газеты” согласилась заместитель начальника управления продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Людмила Сафроненко.

— Сколько молока в целом и на душу населения было произведено в Беларуси в прошлом году (и в сравнении с 2007 годом)? Будет ли эта цифра увеличиваться в ближайшие годы?
— По данным Министерства статистики и анализа, за 2008 год на душу населения в нашей стране произведено 664 килограмма молока (в 2007 году — 609 килограммов). Потребление же составило 233 килограмма на душу населения в 2007-м и 252 килограмма в 2008 году. В России, к примеру, на каждого гражданина в год приходится около 240 килограммов молока. Цифра эта меняется год от года, но все же не достигает рекомендуемых медицинских норм (393 килограмма на душу населения), белорусы стали покупать меньше молока и молочных продуктов. С чем это связано? Возможно, с уменьшением покупательной способности. Еще одна причина — агрессивная реклама вредной еды: всевозможных чипсов, снеков и газировки. При этом о пользе молочных продуктов, которые должны лежать в основе здорового питания, средства массовой информации практически не пишут. 
В будущем производство молока и молочных продуктов в нашей стране будет только набирать обороты. В прошлом году во всех категориях хозяйств произведено более 6297 тысяч тонн молока. К 2010 году планируется довести эту цифру до 8 миллионов тонн!
О продаже на экспорт
— Какой процент произведенного в стране молока и молочных продуктов в 2008 году был направлен на экспорт? Что пользуется наибольшим спросом за границей — собственно молоко, сыры, творог и творожные изделия, сгущенка, сухое молоко?
— На экспорт мы отправляем более 55 процентов молочной продукции. В 2008 году на экспорт поставлено 59,7 процента белорусского масла, 60 процентов сыра, 66 процентов молочных консервов, 77,3 процента сухого цельного молока, цельномолочной продукции — 13,4 процента. Беларусь поставляет молочные продукты в 39 стран, в том числе такие как Венесуэла, Иран, Афганистан. Более 90 процентов всего объема экспорта — поставки в Россию.
— Что сегодня мешает белорусским производителям выходить на зарубежные рынки? Какие меры планируется предпринять для решения этих проблем?
— В 2008 году мировые цены на основные виды молочной продукции сильно упали. На 28 процентов снизились цены на масло, на 23 процента — на сыры, на 66 процентов — на сухое обезжиренное молоко.  Естественно, это отразилось на наших производителях, которым сложнее стало конкурировать на мировом рынке. Где же выход? Есть несколько вариантов действий. Мы могли бы меньше экспортировать и больше продавать на внутреннем рынке. Нужно на государственном уровне продвигать программы, подобные российской “Школьное молоко”, чтобы в наших детсадах и школах детям активнее предлагали высококачественные кисломолочные продукты. Можно изменить структуру переработки молока в пользу цельномолочной продукции, которая не приносит убытков.
Российский опыт показывает, что продажа через Интернет — один из вариантов решения этой проблемы. Наши предприятия также практикуют открытие собственных торговых домов и фирменных магазинов в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Смоленске, Брянске. В конце декабря прошлого года начато создание мясо-молочной компании, которая будет заниматься продвижением нашей продукции за рубежом.
— С каждым днем на рынке появляется все больше и больше разнообразных молочных продуктов. Кроме традиционных молока, кефира, сметаны, творога появляются пудинги, творожки, кефирные продукты, пахта, сокосодержащие молочные напитки, крем-десерты, йогурты... Интересно, сколько наименований молочных продуктов сегодня производят белорусские предприятия?
— Ассортимент продукции, выпускаемой нашими предприятиями молочной промышленности, включает в себя более тысячи наименований и ежегодно обновляется на десять процентов. Тридцать видов масла, 190 видов сыров, в том числе 120 — твердых и полутвердых, 60 — плавленых, представлено на рынке. Любители молока могут выбирать из 30 видов. Кисломолочных продуктов (кефир, простокваша, ряженка, йогурты и т.д.) выпускается более 140 наименований. Очень большой выбор творога и сырково-творожных изделий — более двухсот, белорусские производители предлагают примерно столько же видов мороженого. Батарея банок и тюбиков ждет в магазинах и любителей сгущенки: в стране производится свыше 20 видов сгущенных молочных консервов.
Об ассортименте
— Есть ли молочные продукты, разработанные и выпускаемые только в нашей стране?
— Многих традиционных для нас молочных продуктов за границей нет в том виде, к которому мы привыкли. Например, нет сметаны, творога, зато есть кварк. Белорусские предприятия первыми предложили зерненый творог — “101 зерно”, “Жемчужинка”, “Зерненый с фруктами”... Мы можем гордиться нашими национальными мягкими сырами “Клинковый” и “Нарочь”. Белорусские производители выпускают и продукты с определенным функциональным назначением. Так, лечебно-профилактические “Бифитат”, “Бифидобакт”, мультипробиотические “Биолюкс” и “Биостиль” создаются на основе разработанных отечественными учеными штаммов микроорганизмов для восстановления полезной микрофлоры в организме человека. 
О качестве молока
— Насколько качественное молоко поступает сегодня на белорусские перерабатывающие предприятия?
— В прошлом году был введен новый нормативный документ, регламентирующий качество молока, согласно которому несортовое молоко вообще не идет в переработку. Не принимают молоко с антибиотиками, пестицидами и ингибиторами роста. Зато впервые появилось молоко сорта “экстра”, которое полностью соответствует европейским стандартам. Был введен новый показатель качества — массовая доля белка, которая составляет 3 процента. В последние годы доля более качественного молока растет благодаря переоснащению животноводческих ферм. По стандарту для производства детского питания можно использовать только молоко класса “экстра” и высшего сорта.
— Кого можно назвать лидерами отрасли?
— 53 предприятия в стране сегодня занимаются переработкой молока и производством молочной продукции: по девять в Брестской и Гродненской областях, семь — в Витебской, пять — в  Гомельской, восемь — в Могилевской, тринадцать — в Минской области и два — в столице. По объемам производства на первом месте Брестская область, на втором — пристоличный регион, на третьем — Витебщина. Самые крупные сыродельные заводы в Слуцке, Березе, Щучине и Кобрине. Впрочем, в последние годы и многие региональные молокозаводы устанавливают у себя сыродельные линии.
О новинках на рынке
— В каких направлениях будет развиваться в ближайшие годы молочная промышленность Беларуси?
— Сегодня молочная отрасль выпускает продукты, которые позволяют людям сохранять здоровье. Ассортимент растет, но зачастую продукция адресована всем покупателям, нет сегментирования рынка. Продолжая реализацию Программы развития мясной и молочной промышленности на 2005 — 2010 годы, мы будем создавать молочные продукты, предназначенные для разных категорий населения. Диетические, для пожилых людей и для детей, для спортсменов, для полных и т.д. К примеру, для тех, у кого повышен уровень холестерина в крови, будут выпускаться специальные обезжиренные продукты. Отдельная “линия красоты” может быть создана для молодых девушек, которые следят за своим здоровьем и хотят отлично выглядеть.
О современном оборудовании
— Для производства высококачественного продукта нужны современные технологии и оборудование. Что было сделано для технического перевооружения предприятий в последнее время?
— В рамках технического перевооружения проводятся мероприятия, направленные на применение безотходных технологий при переработке сырья, расширение ассортимента, повышение конкурентоспособности производимой продукции и снижение энергозатрат. Организации мясной и молочной промышленности за четыре последних года на модернизацию и техническое перевооружение освоили 1 413 миллиардов рублей инвестиций в три этапа. Первый этап Программы развития мясной и молочной промышленности на 2005 — 2010 годы (2005 — 2006 годы) реализовали 36 организаций мясной и молочной промышленности. В реализации второго этапа программы участвовало 45 организаций. В 2009—2010 годах обновление коснется 30 предприятий, на перевооружение планируется направить 272,495 миллиарда рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter