Куда направить финансы. Проблемы Дальнего Востока

В  Хабаровске прошел  IV Дальневосточный международный экономический форум (ДМЭФ). Эта встреча представителей власти, бизнеса и науки организована правительством Хабаровского края, под эгидой Госдумы РФ. В форуме принимали участие  представители 10 регионов ДФО и представители 14 зарубежных стран. Отныне ДМЭФ будет проходить один раз в два года, чередуясь с Байкальским экономическим форумом.

На ДМЭФ был сделан ряд весьма оптимистичных заявлений. Так,  заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков подтвердил намерение компании инвестировать в 2010 году  100 млрд рублей  на развитие дальневосточных проектов.  Губернатора Амурской области Олега Кожемяко вообще можно занести в разряд дальневосточных мечтателей. Он вел речь о строительстве космодрома в условиях кризиса.   Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт предложил начать производство ракетоносителей на базе авиационного объединения. «Это будет отличный дальневосточный проект по созданию высокотехнологичного инновационного продукта, который мог бы и инвестиции привлечь, и защитить отрасли от кризисных явлений», – считает он.
Но главной особенностью этого форума  является то, что он проходит в условиях экономического кризиса, усугубившегося в ДФО аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Вторая особенность форума в том, что он проходил  накануне начала обсуждения в Госдуме бюджета России на 2010 год. Последствия аварии на ГЭС  для экономики округа можно минимизировать за счет сокращения продажи электроэнергии за рубеж. Ведь в связи с падением производства Россия экспортирует 25 процентов вырабатываемой электроэнергии. Куда сложнее стоит вопрос с развитием инфраструктуры. Ибо все точки экономического роста на Дальнем Востоке находятся в транспортной блокаде. Неслучайно  в рекомендациях правительству и Госдуме, выработанных по итогам дискуссий, участники экономического форума  на первое место ставят блок, касающийся инфраструктуры развития. В частности, они затрагивают проблемы создания международного транспортного коридора «Северо-восточные провинции КНР – порты Хабаровского края – западное побережье США», портовой особой экономической зоны «Советская Гавань», строительства магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», увеличения пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей.
Это поставило в трудное положение депутатов и членов правительства, которые приехали на форум для того, чтобы узнать на местах, какие инфраструктурные объекты  подлежат сокращению финансирования, а какие – нет. В том, что секвестирования не избежать,  сомневаться не приходится. Перед поездкой в Хабаровск председатель  Комитета по транспорту Госдумы Сергей Шишкарев сообщил газете «Союзное вече»: «Сегодня мы готовимся рассмотреть главный финансовый документ на следующий год. Считаю, что изменения в бюджет не должны быть просто способом минимизации расходов. Это должно стать осмысленным перераспределением средств в условиях кризиса для того, чтобы сохранить занятость, возможно, дать новые рабочие места».
Возникает вопрос: какие объекты транспортной инфраструктуры будут переведены на голодный паек и на сколько  дырок придется затягивать ремень бюджетного финансирования?
Выработка критериев и индикаторов при определении очередности выделения средств оказывается непростым делом. В аналитических материалах «О мерах, предпринимаемых Минтрансом России по развитию транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока» говорится, что  в большинстве регионов ДФО на первый план выдвигаются задачи транспортного обеспечения освоения месторождений полезных ископаемых. В следующем году намечено завершение  строительства федеральной автомобильной дороги Чита – Хабаровск протяженностью 2097 километров.
Нельзя сбрасывать со счетов необходимость финансирования мероприятий  по подготовке  форума АТЭС в 2012 году во Владивостоке, что также предусматривает строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры. Правительство придает подготовке форума во Владивостоке особое значение.
Представитель  Президента РФ в ДФО Виктор Ишаев напомнил, что Восток России и Хабаровский край ориентированы на экономику государств Азиатско-тихоокеанского региона (АТР).  Доля АТР в экономических  связях Дальнего Востока  достигает 96 процентов. В Хабаровском крае работают крупнейшие компании – «Роснефть», «ЕвразХолдинг», «Русский уголь», «Газ-
пром», «Группа «МДМ», «Полиметалл», «Интеррос», СУЭК и другие. Среди зарубежных стран по объему вложенных инвестиций лидируют США, на втором месте – Япония, на третьем – Китай. «Нельзя пренебрегать интересами этих инвесторов и не обеспечивать им инфраструктурной поддержки», – считает  Виктор Ишаев.
Председатель Комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Шишкарев убежден, что развязать этот клубок интересов можно только с помощью единственного критерия: «Финансироваться должны прежде всего те объекты, которые находятся в финальной стадии завершения и в максимально короткие сроки смогут принести прибыль».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter