Евгений Данилик: в белорусском обществе пока не сформировалась культура меценатства

Куда копать и что делать

«Закрываю музей». Это сообщение на личной странице Евгения Данилика, автора и вдохновителя частного музея архитектурных миниатюр «Страна мини», разбудило общественность. «Не закрывай! Жалко!» — отозвались сочувствующие. Тогда Евгений инициировал мозговой штурм: пригласил неравнодушных предпринимателей на встречу обсудить за чашкой чая пути выхода из кризиса.


Надо сказать, до пандемии дела у «Страны мини» шли неплохо. Проект прозвучал и стал самоокупаемым. Музей входил в топ всевозможных рейтингов «что посетить в Минске в первую очередь». Денег хватало не только на поддержку экспозиции, состоящей из 22 макетов культовых белорусских достопримечательностей, среди которых Несвижский замок, Брестская крепость, Беловежская пуща, но и на развитие проекта. За четыре года своего существования музей оброс небанальной сувенирной лавкой, уютной ивент-площадкой и зоной отдыха. В довесок к основной экспозиции команда «Страны мини» разработала квестбук по Минску и трем областям Беларуси — в ассортименте 150 выездных экскурсий. Сотрудники музея планировали и впредь удивлять клиентов оригинальными продуктами, увлекать изучением родной страны. «Мы знали, куда копать и что делать», — вспоминает прошлый год Евгений.

Но грянул коронавирус. «За последние семь месяцев трафик упал на 92 процента, — сообщает он неприятное известие собравшимся в музее представителям бизнес-сообщества. — Точка безубыточности для нас — это 3500 посетителей в месяц (60 процентов из них в доковидное время составляли иностранные туристы). Начиная с марта в музее 50—90 посетителей в месяц. В октябре в «Стране мини» побывало только 26 иностранцев. Сами белорусы общественные заведения посещают избирательно, и музей, похоже, не входит в список мест первой необходимости. За это время «Страна мини» ушла в солидный минус. И до следующего июня, считает директор музея, перспективы примерно такие же.


Вот так любимое детище превратилось для Данилика в обузу: посетителей нет, плюс аренда помещения давит. Что делать?..

Сценарий 1

«Музей для меня — это не бизнес, — снова и снова вынужден подчеркивать свою мысль Евгений. — Просто в жизни баланса не хватало. В 27 лет меня начал «ковырять» вопрос: что я после себя оставлю? Ради чего живу? Потом родилась идея «Страны мини», я ее реализовал».

— Вы готовы музей подарить или продать его целиком? — настаивают коллеги бизнесмена, которые пришли поддержать Данилика и поучаствовать в мозговом штурме.

Евгений Данилик.

Вопрос этот прозвучит в разных формах несколько раз. Нет, Евгений не готов расстаться с музеем. «А вы бы продали своего ребенка?» — отвечал он. Оптимальный сценарий для него — найти крупного спонсора, который финансово помог бы пережить трудные времена, чтобы сохранить музей в текущей локации и не беспокоить хрупкие макеты, каждый переезд для которых — это неизбежные потери. Но, похоже, Евгений и сам не верит в существование такого благодетеля и готов признать это публично:

— За четыре года я пообщался с большим количеством представителей крупного бизнеса, чиновников и понял одну простую вещь: в белорусском обществе пока не сформировалась культура меценатства, которая является следствием определенного этапа развития и зрелости общества, его благополучия. Музей пока не повстречал такого спонсора.

 Сценарий 2

Переезд макетов в другую локацию. Среди прозвучавших предложений — торговый центр, автомобильный молл или госмузей, например. Мне показалось, самому Евгению ближе всего идея разместить миниатюры все-таки на площадке историко-культурного учреждения. «Для «торговиков» мы слишком серьезные», — комментирует Евгений. Так, руку помощи частному предпринимателю готов протянуть Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Его директор Оксана Торопова считает «Страну мини» достойным проектом для экспонирования:

— Для меня это очень хорошая возможность показать форму частно-государственного партнерства на площадке нашего музея. Я здесь вижу перспективы.

 Само содержание, насыщение и концепция музея «Страна мини», который выполнен по международным стандартам, плюс приложение дополнительных опций для посетителей вызывают восхищение.

В той ситуации, в которой мы сейчас оказались в связи с пандемией, когда большая часть людей ограничена в путешествиях, контент «Страны мини» мог бы работать очень эффективно. А для жителей нашего города это была бы реальная возможность познакомиться с достопримечательностями Беларуси, не покидая Гомель.

Сценарий 3

Самый безнадежный вариант — перевести музей «Страна мини» на склад до лучших времен. От таких перспектив у Евгения начинает глаз дергаться: «Во-первых, я посчитал, что стоимость переезда — 27 тысяч рублей, сумма чувствительная». Во-вторых, упаковать макеты в коробки и спрятать их в гараже означало бы для Евгения, что миссия «влюбить в Беларусь каждого посетителя музея» оказалась для частного предпринимателя невыполнимой в условиях пандемии. Как мы видим, рынок проблему с ковидом не решает, он толкает ее перед собой, выбивая из колеи в первую очередь мелкий и средний бизнес.

Что в итоге?

Культурным проектам в такой период без помощи государства не выжить. К слову, государственные музеи в трудные времена остались на бюджетном попечении в полном объеме. Об этом нам рассказала генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ирина Пыркова:

— Зарплаты у наших сотрудников сохранились на 100 процентов, не упали по сравнению с прошлым годом. Весь большой штат музея, от хранителей фондов до научных сотрудников, не был ни в чем ущемлен. Так что жаловаться не приходится, наоборот, мы благодарны государству.

Директор Национального исторического музея Павел Сапотько согласен, что история «Страны мини» — пример того, как сложно обойтись культурным инициативам без поддержки бюджета:

— Хорошо знаю Евгения Данилика и его замечательный проект. Насколько мне известно, государство не может поддержать его проект финансово, для этого нет соответствующих законных рычагов. Но различные министерства — культуры, образования и туризма — всегда шли ему навстречу, например, включая «Страну мини» в список мест, рекомендованных к посещению.

Мы не знаем, как дальше сложится судьба музея «Страна мини», но вывод из этой истории можно сделать такой: разговаривать надо с людьми. Евгений разместил на своей странице в соцсети пост о том, что закрывается. И получил неожиданно приятный отклик. И снова все завертелось. На мозговой штурм собралось человек 20, и каждый из них был готов чем-то помочь. В общей сложности команда участников встречи сгенерировала 30 идей, музей их взял в работу. Хочется, чтобы проект «Страна мини» не сгинул в безвестности и сумел выйти из кризиса.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Данилик благодарит всех неравнодушных за нетворкинг (полезные связи) и посильную помощь. На его взгляд, дополнительные стратегические шаги от государства могли бы быть полезны:

— В данный момент музей находится на общей системе налогообложения, но в Беларуси уже есть примеры введения льготного налогообложения в ПВТ, «Великом камне», прочих свободных экономических зонах. Мне кажется, что такие частные инициативы, как музей, несут в себе огромную пользу для государства, общества. Поэтому можно пересмотреть систему льгот, создать условия для того, чтобы социально значимые проекты было интересно поддерживать бизнесам и они получали определенные преференции. У нас есть список государственных учреждений, которым бизнес может перечислить до десяти процентов от суммы налога на прибыль, но, как показывает практика, крупные компании предпочитают этим не заниматься в силу лишних манипуляций и незначительного эффекта.

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter