Куда катятся рекламные ролики?

Последнее заседание Комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, на котором обсуждался проект нового закона «О рекламе», только подтвердило прогнозы о том, что прохождение этого документа через Парламент будет крайне непростым.
Последнее заседание Комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, на котором обсуждался проект нового закона «О рекламе», только подтвердило прогнозы о том, что прохождение этого документа через Парламент будет крайне непростым. Еще перед стартом осенней сессии были все предпосылки утверждать, что новая редакция закона вот–вот будет внесена в повестку и рассмотрена депутатами во втором чтении. Но замечания и предложения, которые поступили в парламентскую комиссию, вынуждают депутатов искать компромисс. Сказать, когда именно законопроект теперь будет готов к окончательному рассмотрению в Овальном зале, не берутся даже они. Поправок к документу поступило немало, но все же самые жаркие споры сейчас идут вокруг предложения парламентариев ввести жесткие ограничения на рекламу пива и слабоалкогольных напитков.

Немного предыстории. На стадии подготовки законопроекта ко второму чтению депутаты выступили с инициативой внести в документ норму о запрете рекламы пива в телеэфире с 7 до 22 часов. Соответствующие поправки были даже одобрены профильной депутатской комиссией. Вдобавок к этому они предложили полностью убрать рекламу пива со щитов наружной рекламы, так называемых бигбордов. На фоне развернувшейся антиалкогольной кампании все эти меры выглядели вполне оправданно и логично. Зато у отечественных пивоваров эта инициатива не вызвала оптимизма. По вполне очевидным, я думаю, причинам.

Наша отечественная пивоваренная отрасль, можно сказать, находится сейчас на стадии становления. В последние годы она переживала не самые лучшие времена. Буквально в феврале этого года была принята государственная программа ее развития на ближайшую пятилетку. Перед всеми предприятиями, специализирующимися на производстве пива, Правительством были поставлены непростые задачи. И тут — на тебе! Пивоваров лишили главного инструмента продвижения товара на рынок — возможности рекламировать свой товар. «Наши предприятия готовы выполнить задачу Правительства, несмотря на всевозможные сложности. Но, если нас лишат каналов рекламы, реализовать эти планы будет крайне сложно, — говорит председатель наблюдательного совета ОАО «Пивзавод «Оливария» Надежда Нелюбова. — Как отреагирует на это рынок, предсказать сложно, для этого нужно проводить специальные исследования. Эти меры, безусловно, не станут губительными для отрасли в целом. Но то, что существенные трудности в работе появятся у всех предприятий, выпускающих пиво, — это факт». Подобное мнение сегодня высказывает большинство экспертов этого рынка. И отечественные пивовары забили тревогу. Консультации с разработчиками законопроекта о рекламе получили новый виток. В результате депутаты пошли на компромисс. Формулировка об ограничении рекламы пива на телевидении хоть и не существенно, но изменилась. В последней на данный момент редакции проекта запрет на рекламу пива в радио– и телеэфире установлен уже с 7 до 20 часов. Пивоваренным компаниям удалось отстоять всего два часа вечернего времени. Но это воистину золотые два часа — так называемый прайм–тайм. Именно в период с 20 до 22 часов по телевидению транслируются самые рейтинговые телепрограммы, которые собирают огромные аудитории зрителей.

Удалось специалистам пивоваренного рынка существенным образом смягчить и норму на запрет наружной рекламы пенного напитка. Из последней редакции этой нормы следует, что запрещено размещать наружную рекламу пива и слабоалкогольных напитков на расстоянии ближе чем 100 метров от учреждений образования, культуры и спорта, а также в аэропортах, на вокзалах и автобусных остановках. То есть фактически в проект были внесены те же самые правила, которые действуют в отношении рекламы этого продукта сегодня.

Согласитесь, в споре производителей пива и парламентариев очень непросто встать на чью–либо сторону. Опасения пивоваров по ограничению рекламы их товара оправданны. И все же жесткая позиция депутатов в этом отношении кажется более аргументированной. Почему? Совершенно очевидно, что они не имеют ничего против пива как продукта и тех, кто его производит. Они такие же люди, как и мы с вами, от бокала хорошего пенистого напитка в душевной компании, думаю, многие из них не отказались бы. Проблема в другом — в пивном алкоголизме. Конечно, угрожающих форм эта тенденция еще не приняла. Но медики уже выражают озабоченность по этому поводу. Некоторые депутаты считают, что наше общество стало жертвой одной очень непродуманной идеи, популярной в начале 90–х. Суть ее была такова: насытить рынок пивом с тем, чтобы уменьшить потребление водки и других крепких алкогольных напитков. Это, конечно, дало некоторый эффект, но в результате мы получили новую проблему. Пиво стало, по сути, культовым напитком среди молодежи. И во многом это результат той рекламной политики, которую депутаты и стремятся сегодня исправить.

«Мы осознаем, что, введя ограничение на рекламу пива, мы создадим определенные сложности в работе отечественных производителей, но кто станет спорить с тем, что здоровье нации важнее этого, — говорит заместитель председателя Комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анна Бурова. — И в данном случае мы выражаем не только свою позицию, но и мнение своих избирателей, которые постоянно заостряют внимание на этих проблемах. Реклама, как вода, она всегда найдет путь, как проникнуть к потребителю».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter