Куда исчезают звезды

Порой реальные фамилии актеров теряются за именами их героев

Знакома ли вам ситуация, когда, увидев на экране известного артиста, вспоминаете имя его популярного киногероя раньше, чем настоящее? Порой за именами персонажей совсем теряются реальные фамилии актеров. Что это — звездная слава или ярлык на всю жизнь? Каждый исполнитель мечтает о таком образе, который принесет ему известность и зрительские симпатии. Однако, когда роль превращается в визитную карточку ее играющего, это может стать счастливым билетом, и актерским проклятием. Но только не для зрителей. Ведь их любовь к ярким персонажам переносится и на самих артистов. Давайте вспомним самые яркие образы, которые слились с сыгравшими их киноактерами.

Советская разведка и тайная полиция Третьего рейха

Деревенский тракторист Матвей Морозов и князь Андрей Болконский, учитель истории Илья Семенович и хозяин Белого Бима, сражавшийся за Родину Николай Стрельцов и еще десятки ролей Вяче-слава Тихонова, блестяще им сыгранных, но не ставших именами нарицательными. Все перевесил один образ — Штирлиц, легендарный советский разведчик Исаев из фильма «Семнадцать мгновений весны». Вся страна замирала во время показа знаменитого сериала Татьяны Лиозновой, а потом дружно сочиняла и пересказывала десятки анекдотов про Штирлица и Мюллера. Собственно, их до сих пор сочиняют и пересказывают.

Еще одна роль из этого же фильма стала визитной карточкой другого актера — Леонида Броневого, сыгравшего шефа тайной государственной полиции Третьего рейха группенфюрера СС Генриха Мюллера, главного противника разведчика Исаева. Около 50 ролей в кино, многие из которых также могли стать «вторым именем» Леонида Броневого, не смогли затмить мюллеровское: «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…». Хотя многие его образы также «растащены» на крылатые фразы.

02 и 03

На экранах появляется все больше фильмов о врачах и милиции. Но чьи образы всегда всплывают первыми? Доктора Быкова (Ивана Охлобыстина) и Глухаря (Максима Аверина).

Два циника и два профессионала — каждый в своей области. Заведующий терапией Быков — этакий доктор Хаус в русском варианте, только цинизм «нашего» какой-то человечный, даже душевный. Следователь Глухарев далеко не ангел, но у него есть главное — чувство справедливости, которой так нам не хватает. Кстати, Максим Аверин также прекрасно сыграл врача, чем-то похожего на доктора Быкова, но все равно — он Глухарев!

Наши национальные особенности

Понять славянскую душу можно. Если посмотреть наши «Национальные особенности». Охота, рыбалка, Новый год — вот что объединяет всех нас, независимо от статуса и положения. Егерь Кузьмич и генерал — удивительные образы, созданные Виктором Бычковым и Алексеем Булдаковым и слившиеся с ними в единое целое.

Более 40 серьезных ролей сыграно Виктором Бычковым до «Особенностей национальной охоты» и столько же после. Но он для нас всегда — Кузьмич, полный иронии лесной «философ».

Алексей Булдаков — и заслуженный, и народный, и ролей им сыграно немало, но для зрителей он — генерал, настоящий, тот самый, который «за справедливость, за красоту, за охоту» с большой долей самоиронии. Образ настолько слился с актером, что стал его визитной карточкой и «размножился» во всех следующих фильмах из эпопеи «национальных особенностей».

Две иронии

Известная польская актриса Барбара Брыльска, несмотря ни на что, наша Надя, учительница русского языка и литературы из Петербурга, с улицы Строителей, 25, квартира 12. И не важно, что говорила она голосом Валентины Талызиной, а пела за нее Алла Пугачева, — для нас она навсегда главная новогодняя гостья, наша надежда на чудо.

Донна Роза из Бразилии, где так много диких обезьян, — та самая, которую навсегда и безоговорочно полюбили зрители, и та самая, что стала «ярлыком» для Александра Калягина. Более сотни ролей в кино и театре не смогли перевесить этот яркий, незабываемый образ.

Лучший сыщик

Василий Ливанов — лучший Шерлок Холмс в мире, это не подлежит сомнению и подтверждено самой королевой Великобритании, удостоившей его ордена Британской империи. Кроме того, именно «наш» Холмс изображен на новозеландских монетах, именно его лицо использовано для создания образа знаменитого сыщика в Музее мадам Тюссо. Сколько бы ни выходило новых экранизаций приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона, ни один из актеров так и не «переиграл» Василия Ливанова. Надо еще заметить, что Карлсон, Удав, крокодил Гена и многие другие мультипликационные герои, озвученные Василием Ливановым, просто не могут разговаривать никаким другим голосом.

Все тот же Шурик

Александр Демьяненко за свою жизнь сыграл 112 ролей в кино. При этом его помнят, любят и будут любить не один десяток лет именно как Шурика. Впервые в этом образе он появился в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» в 1965 году. В 1967-м вышел фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». А в 1973 году все тот же Шурик превратился в инженера Александра Сергеевича Тимофеева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Демьяненко очень старался быть другим. И таковым был на самом деле. Но из-за роли Шурика другие роли в кино Александру Демьяненко предлагали редко. Он работал на ТВ, в театре. Его голосом говорил Донатас Банионис в легендарном фильме «Мертвый сезон». Демьяненко озвучивал Омара Шарифа, Жан-Поля Бельмондо, Уго Тоньяцци и многих других.

Графское наследие

Актера Нодара Мгалоблишвили почти никто не знает. А скажешь: граф Калиостро — его тут же все вспомнят. В фильме «Формула любви» грузинский артист блеснул по-настоящему. Правда, из-за его сильного акцента озвучивал эту роль Армен Джигарханян. Мгалоблишвили родился в 1931 году в Тбилиси, а первую роль в кино получил в 1958 году. Всего на его счету более 30 фильмов, в том числе главные роли в популярных сериалах, но всего одна по-настоящему звездная роль.

Собачья роль

Bладимир Толоконников стал известен всей стране после роли Шарикова в «Собачьем сердце» (1988 год, режиссер Владимир Бортко). Его Полиграф Полиграфович запомнился всем раз и навсегда. После этого Толоконников постоянно появляется на экране. Он сыграл в сериалах «Участок», «Спецназ по-русски», «Виола Тараканова», «Громовы». Но зритель до сих пор помнит его как Шарикова.

Стрела Робин Гуда

В 1975 году свою главную роль сыграл Борис Хмельницкий. В картине «Стрелы Робин Гуда» этот актер раз и навсегда стал «принцем воров». Второй советский фильм про благородного преступника вышел в 1983 году — «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Хмельницкий много играл и в кино, и в театре, писал музыку. Но до конца своих дней оставался Робин Гудом.

Секса не было, а символ имелся

Владимир Коренев и вовсе удостоился чести стать секс-символом целой страны. Не было в СССР после фильма «Человек-амфибия» (1961 год) более популярного и любимого актера. В тот момент Коренев еще был студентом, но успеха добился фантастического. После этой ленты у Владимира Борисовича было несколько заметных ролей, например в фильме «Дети Дон Кихота». Но даже близко подойти к планке «Человека-амфибии» ему так и не удалось.

Последний из джаза

Фильмография Игоря Скляра немного скромнее, но свою звездную роль он исполнил в 1983 году, когда на экраны вышел шедевр «Мы из джаза». Потом были съемки в киноленте «Батальоны просят огня» и главная роль в фильме «Имитатор». Но успеха, схожего с «Джазом», уже не было.

Мзду не брал

Главной работой Павла Луспекаева стала роль, предложенная ему режиссером Владимиром Мотылем в июле 1968 года, — таможенника Верещагина в «Белом солнце пустыни». Поначалу он отказался, но потом согласился, при условии, что у него не будет дублеров. В оригинальном сценарии роль Верещагина была эпизодической, однако во время съемок она значительно расширилась за счет сцен, полностью построенных на импровизации. Связь между актером и его героем была настолько сильной, что съемочная группа начала называть Верещагина Павлом, хотя по сценарию его звали Александр.

«Я не пью»

Фильм «Белое солнце пустыни» подарил еще яркого персонажа: красноармейца Петруху, которого прекрасно сыграл Николай Годовиков. Однако после этого ошеломляющего успеха его жизнь пошла под откос. Он стал вором-рецидивистом. Николай попал в кино в 16 лет. Его первым фильмом стала «Республика ШКИД». Уже тогда он стоял на учете в милиции. После съемок «Белого солнца пустыни» одна за другой последовали кражи в Ленинграде, Москве, других городах. В милиции за Годовиковым закрепилось прозвище Благородный Вор — он обворовывал только квартиры богатых.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter