Куда идем мы с кошельком

Лихорадка на финансовых площадках, похоже, мало беспокоит состоятельных мира сего...

Лихорадка на финансовых площадках, похоже, мало беспокоит состоятельных мира сего. Скорее, наоборот. Предпочтения в тратах изменились. К поднадоевшим яхтам миллиардеры нынче добавляют персональные десятиместные субмарины, к виллам — необитаемые острова в океане, а острые ощущения ищут в джунглях Папуа — Новой Гвинеи, Антарктиде и даже в космосе. О богатеях вспомнила кстати. Говорить будем о деньгах. Под занавес года принято сводить балансы — дебет с кредитом. И если посмотреть, на что граждане нашей страны тратили нажитое, выяснится немало любопытного...


Золото — тоннами!


Эксперты говорят: золото не дорожает — это деньги обесцениваются. Тот, кто купил 100–граммовый слиток драгоценного металла в 2004 году, нынче не только вернул вложения, но и добавил в карман не менее 200 процентов прибыли. Причем в твердой валюте. Поэтому, очевидно, ажиотаж вокруг золота не спадал даже тогда, когда его можно было купить только за доллары. И к 1 ноября 2011–го в сейфы и тайники граждан плавно перетекла из госхранилища      1 тонна 162 килограмма и 878 граммов золотых мерных слитков. Почти на 40 процентов больше, чем год назад.


Вложения стабильные и долгосрочные. Прятать как временную заначку такой ресурс глупо. Потому что между ценой покупки и продажи золота самая жирная маржа — до 15 процентов. Сбывать такой специфический товар лучше лет эдак через 5. И за границей. Нынешним летом и осенью представители золотого бизнеса в Вильнюсе констатировали рост интереса из Беларуси. Там золотыми слитками Национальный банк не торгует, дело отдано в руки частных компаний. А у них маржа поменьше и цены ниже. Допустим, в октябре в Вильнюсе 100–граммовый слиток можно было прибрести за 5,7 тысячи долларов, продать — за 5,4 тысячи. У нас Нацбанк продавал гражданам слитки по 5,8 тысячи долларов за 100 граммов. А покупал — по 45,5 миллиона рублей. Но даже несмотря на дороговизну, получается, золото — топовый товар № 2.


Добавим сюда же 1.440 бриллиантов на 386,13 карата, приобретенных с января. Это опять же больше, чем год назад. Хотя драгоценные камни все же скорее радуют глаз, чем набитый кошелек.


В особо крупных размерах


Пожалуй, самым рекордным в уходящем году был спрос на автомобили. Поскольку собственного легкового автопрома у нас нет, российский пока привлекает мало, индикатором спроса может служить таможенная статистика ввоза гражданами машин из–за рубежа. Итак, за 10 месяцев, по данным Таможенного комитета, западную границу страны пересекли 253 тысячи автомобилей. Это на 101 тысячу больше, чем в 2010–м. И осевший в карманах поляков, литовцев и немцев доход составил         2 миллиарда 52 миллиона долларов против 912 миллионов долларов годом ранее. Двукратный рост спроса подогрело предстоявшее с июля увеличение ввозных пошлин, но сказать, что в очередях на границах с января по июль стояли богатые люди, можно с большой натяжкой. Средняя стоимость ввезенной автомашины — около 8 тысяч долларов. К тому же многие покупали подержанные иномарки поновее взамен своих старых, выгодно сбытых россиянам. Но факт остается фактом: автомобиль — самая топовая покупка года. Главный инвестиционный товар.


Кстати, сейчас налоговые инспекции активно анализируют доходы покупателей машин на предмет соответствия расходам. Ведь, по статистике, реальные зарплаты граждан в нынешнем году практически не увеличились. Между тем некоторые особо расторопные умудрялись гонять авто оптом — по два–три с небольшим перерывом.


О любви к животным


Собака — не только верный друг человека, но и дорогое удовольствие. Если вы подумали о кормежке, то ошибаетесь. Каша и косточка — это далеко не все, что нужно вашему питомцу. Шампунь (литр) — 400 тысяч рублей, прогулочный комбинезон — 300 тысяч рублей. Стрижка — 300 — 700 тысяч рублей в зависимости от породы. Это цены из салона–бутика для животных в Минске. Здесь охотно и по высшему разряду обслужат и кошек. Животных не только стригут и моют, но и чистят им зубы, уши. Выщипывают поверхностный слой шерсти, делают декоративные выбривания, окрашивания, маникюр. Как утверждают специалисты, защита когтей очень актуальна зимой, когда дороги посыпают солью.


В Минске с 2008 года открылось уже несколько салонов для животных, и пока они не чувствуют конкуренции. Причем услуга постепенно перемещается в регионы. Первая государственная парикмахерская для четвероногих недавно появилась в Витебске. Попасть туда можно только по предварительной записи. Потому что цены очень демократичные. Стрижка — от 150 тысяч рублей. Клиентов привозят из окрестных городов и Смоленска. По словам груммера (так называют собачьих визажистов), в салоны собачек и кошечек водят, конечно же, не пенсионеры — чаще всего семейные пары, которые относятся к животным, как к детям, — любят, лелеют, балуют, украшают.


Выше крыши


Второй месяц в агентствах недвижимости раздается протяжный «плач Ярославны»: сделок практически нет, рынок стоит. Это правда. Но не вся. Рынок не умер, скорее замер. Выдохся и взял тайм–аут после бурного роста. Топовый товар № 3 — квартира в Минске. В качестве доказательства предлагаю цифры. К середине декабря в Минске продано 9,5 тысячи квартир, всего на 223 меньше, чем год назад.


Однако самое любопытное уже случилось до того. Вспомним ключевые события. Все лето чехарда с курсами валюты — официальный, «черный» — и ее дефицитом. Ситуацию разрулили только к 15 сентября — после допсессии на валютно–фондовой бирже, девальвации рубля и выхода на рыночный курс, который держится по сей день. Так вот кое–кому в этой мутной воде удалось словить рыбку. С 1 января по 15 сентября в Минске продано 7.554 квартиры — почти на четверть больше, чем за тот же период 2010–го. Это максимальная цифра за 5 последних лет! А что происходило? Дальновидные граждане активно брали рублевые кредиты и особенно в феврале, марте и апреле скупали недвижимость. Прирост кредитной задолженности с начала года — 40 процентов. Причем процесс этот начался еще в ноябре 2010–го — 1.352 сделки с квартирами. Для Минска тоже своего рода рекорд. В апреле 2011–го, к примеру, зафиксировано 1.058 договоров купли–продажи. Сравните: до кризиса, в апреле 2008–го, купили только 804 квартиры.


А сейчас рынок недвижимости остыл. Покупатели и продавцы никак не могут приспособиться к новым реалиям и нащупать оптимальные цены. Стоит ожидать, что в долларах метры все–таки подешевеют — доходы адекватно не росли. К слову, средняя цена квадратного метра в нынешнем году была на уровне 1.200 — 1.300 долларов. В Киеве — более 2.000, в Москве — около 5.000 тысяч долларов, что соответствует докризисному уровню.


О еде


250 тысяч рублей — средняя стоимость ужина в минском ресторане. С отечественным спиртным и горячими блюдами. Дорого это или дешево, решайте сами. Если выбираете первый вариант, то, пожалуй, пора искать более оплачиваемую работу. Потому что, по словам администраторов питейных заведений, в пятницу и субботу у них — полный аншлаг. Гуляют до утра. Причем не только молодежь. Отдохнуть в рестораны, где звучит живая музыка (популярный нынче шансон), приходят люди самого разного возраста. Есть заведения только для очень богатых. Там более изысканная кухня, много модных морепродуктов, можно попробовать мясо крокодила. Обед в таком заведении обойдется от 100 тысяч рублей. А ужин — минимум 2 миллиона. Уровень сервиса соответствующий. И недостатка в клиентах, представьте себе, не наблюдается...


«Чулки» выходят из моды


А вот деньги в чистом виде привлекали наших граждан меньше всего. Судите сами. За 11 месяцев 2010 года мы приобрели 6,5 миллиарда долларов, а с января по ноябрь 2011–го — 3,7 миллиарда. Если год назад где–то в «чулках» осталось около 500 миллионов долларов, то нынче население продало на 331 миллион долларов больше. Что адекватно отразилось на «росте» вкладов в банках. По сведениям Национального банка, с начала года по 1 декабря рублевые вклады граждан увеличились преимущественно за счет капитализируемых процентов, а в свободно конвертируемой валюте уменьшились на 380 миллионов долларов. И если в начале года доли рублевых и долларо–евровых вкладов варьировалась как 43 к 57, то сейчас — 27 к 73. Хотя процентные ставки на рубли отличаются в 10 раз, но прельщают мало.


Итак, подведем черту. Собирать и накапливать бумажные деньги граждане желают все меньше. Издержки идеологии общества потребления. Слишком уж много соблазнов, перед которыми трудно устоять.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter