Куда едет туризм?

Как отдыхалось белорусам и иностранцам в нашей стране в этом году?Какие экскурсии у нас выбирают итальянцы и отличаются ли предпочтения у англосаксов? На что чаще всего жалуются недовольные курортники и экскурсанты в Министерство спорта и туризма? Какие планы развития инфраструктуры отдыха и экскурсий есть у этого ведомства? На самые актуальные вопросы сезона отвечает директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Виктор ЯНКОВЕНКО.

Предмет жалоб — транспорт
Начнем с жалоб. Их не так много, как можно было ожидать. В прошлом году на 700 тысяч въезжающих и выезжающих туристов пришлось 120 жалоб в адрес департамента. По мнению специалиста, многие просто сумели решить возникшую проблему непосредственно с организатором поездки. Треть всех жалоб содержит нарекания на плохое транспортное обслуживание. По словам Виктора Янковенко, 1258 автобусов в нашей стране имеют лицензию на заграничные перевозки. При этом две трети из них эксплуатируются более десяти лет. Результат — частые поломки, задержки в пути, ломается график, предусмотренный программой тура. Вместо обещанного прибытия в гостиницу не позже девяти вечера пассажиры вынуждены маяться в автобусе до поздней ночи. Не менее болезненны для туристов и длительные задержки авиационных чартерных рейсов. Директор департамента признал, что вылеты из Минска не только стоят дороже, но и чреваты задержками из-за большой загруженности самолетов. “Вылеты из Москвы или Киева дешевле, потому что там используются более новые, современные самолеты, обладающие большей вместимостью. Таким образом, себестоимость билета ниже”, — комментирует Виктор Янковенко. Однако белорусам не стоит рассчитывать только на соседей. К следующему турсезону, пообещал специалист, к уже имеющимся у нас двум “Боингам” прибавится еще два аналогичных самолета.  Эти машины планируется использовать для рейсов в Египет, Испанию, Турцию и Черногорию.
Еще треть жалоб поступила от белорусов, недовольных качеством обслуживания за рубежом, а не в нашей стране, подчеркнул Виктор Янковенко. Зачастую белорусы страдают от “овербукинга” — двойного бронирования номера. Приезжаешь на отдых, а вожделенные апартаменты заняты другими туристами, приходится терпеть временные неудобства в другом помещении и несколько раз “переезжать”. Еще одна шестая жалобщиков пострадала от непрофессионализма или недобросовестности менеджеров турфирм, снабдивших туриста недостоверной информацией. Оставшаяся часть пишущих жалобы, по мнению Виктора Янковенко, хочет не только отдохнуть, но и вернуть потраченные деньги.
Англичане — в Полоцк, итальянцы — в Гомель, белорусы — в Несвиж и Мир
Белорусский туристический продукт, маршруты, рассчитанные на иностранцев, стали продаваться на международных туристических выставках, отмечает директор департамента по туризму. В прошлом году Беларусь приняла участие в шести подобных международных форумах, в этом году — уже в 12, а впереди еще Вильнюс, Лондон... “Страна стала более узнаваемой, особенно очевидно это было на международных выставках в Стамбуле, Тель-Авиве, где мы в этом году участвовали впервые. Беларусь уже не является для иностранцев белым или черным пятном на карте”, — отмечает специалист. Интересен зарубежным гостям международный маршрут “Из варяг в греки”, есть будущее и у приграничного туризма, ведь практически каждая область Беларуси имеет “межу” с соседней страной.  Очень четкий маршрут выбирают жители Великобритании, Ирландии, это Полоцк и Витебск. В городе “Славянского базара” в первую очередь “трафальгарские” группы интересует музей Марка Шагала с традиционным чаепитием. Одна из особенностей британских туроператоров — педантичность. В дни не зря помянутого “Славянского базара” витебская “Лучеса” была переполнена, и возникли проблемы с размещением двух групп с берегов туманного Альбиона. В итоге они все же согласились на размещение в Полоцке. Итальянцы, по словам Виктора Янковенко, больше посещают Минск и Гомель. Во многом это связано с их благотворительной деятельностью, в том числе приемом на оздоровление белорусских детей из чернобыльской зоны.
У белорусов наиболее популярны маршруты, связанные с историко-культурными объектами. Мир—Несвиж—Новогрудок, Гродно, Пинск, Могилев, Полоцк, Витебск... Высоким спросом пользуются объекты на природе. Сельский туризм особенно популярен у семей с детьми. “К примеру, в Россонском районе есть такие частные турбазы, дома, где можно отдохнуть не хуже, чем в Альпах. Да, они построены россиянами, но ведь с нашей земли их не увезут”, — рассказывает Виктор Янковенко. Зимой у белорусов очень популярна Беловежская пуща с резиденцией Деда Мороза. В нее, кстати, с удовольствием приезжают и поляки. Жителям Витебской области также не нужно далеко ехать, в Поставах их ждет аналог Деда Мороза — Зюзя Поозерский. Большим спросом круглый год пользуются охотничьи домики, созданные совместно с Минлесхозом. Кроме рыбалки и охоты  они предлагают кино- и фотосъемку, а также сопровождение по самым грибным и ягодным местам, чтобы туристы не заблудились. Для семейного отдыха белорусы часто выбирают  сельские усадьбы либо туристические комплексы.
За семь месяцев этого года туристические организации оказали туристических и экскурсионных услуг на сумму 95 миллиардов рублей. В сопоставимых ценах рост составил 128,2 процента к прошлому году. И это не считая денег, заработанных гостиницами и кафе—ресторанами при них.  Вырос и экспорт, и импорт туруслуг. По словам Виктора Янковенко, иностранцев, обслуженных туристическими организациями, в Беларуси за первое полугодие стало на 14 тысяч больше, чем за тот же промежуток времени в прошлом году.
СПК займутся сельским туризмом
Очень хотелось бы, чтобы необходимая туризму инфраструктура — гостиницы, турбазы, придорожные кафе, сувенирные магазины и т.д. возникли сразу, однако так не бывает. Тем не менее определенный прогресс есть. К 2010 году в Беларуси планируется построить 37 новых гостиниц, 34 реконструировать и 14 капитально отремонтировать. В ближайшее время откроется “Принцесс-отель”, а первого октября будут определены еще несколько мест в столице для строительства новых гостиниц, причем разной степени “звездности”. “И даже этого будет недостаточно. Проблемы с гостиницами в основном касаются меньших, чем областные, городов и районных центров,” — отметил Виктор Янковенко. Как сообщил специалист, также за три года построят 14 новых туристических комплексов, два таких объекта реконструируют и шесть капитально отремонтируют. Туристические комплексы уже показали свою жизнеспособность. “В Силичах, к примеру, все начиналось с искусственной горы и нескольких подъемников. Сейчас там есть гостиница, ресторан, каток, а будет и бассейн. Когда туристических комплексов будет не пять, а двадцать пять, и цены снизятся, и качество обслуживания повысится благодаря конкуренции”, — уверен директор департамента по туризму Минспорта.
Не будем забывать и про агроэкотуризм. По словам начальника отдела департамента по туризму Министерства спорта и туризма Юлии Копоть, в Беларуси работает более 150 усадеб, оказывающих услуги по агроэкотуризму. Напомним, что в соответствии с указом Президента № 372 от 2 июня 2006 года деятельность в сфере агро-
экотуризма некоторых частных деревенских усадеб объявляется непредпринимательской деятельностью. “Если человек имеет свой частный дом и сдает не более пяти его комнат туристам, то он заявляет в местный поселковый Совет о своем намерении заниматься этим видом деятельности, уплачивает одну базовую величину и больше не платит никаких налогов, а по итогам года отчитывается о количестве туристов, которое обслужил”, — пояснила Юлия Копоть. По словам специалиста, в прошлом году этим упрощенным принципом воспользовались 34 хозяина деревенских усадеб. Представитель министерства также рассказала, что развитию белорусского агроэкотуризма способствует программа льготного кредитования хозяев агроусадеб, принятая Белагропромбанком в июле нынешнего года. Для получения этого кредита не нужен подробный бизнес-план. Согласно программе хозяин усадьбы, чья деятельность регулируется Указом Президента от 2 июня 2006 года, может получить кредит для развития своего бизнеса по ставке до
5 процентов.
Начальника отдела департамента по туризму Министерства спорта и туризма Любовь Максимова рассказала о новом для Беларуси явлении. Это развитие агроэкотуризма на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) — создание так называемых агротуристических комплексов. Сейчас в республике функционируют три таких комплекса: “Соловьиная роща” в Поставском районе Витебской области, агротуристический комплекс Гродненского мясокомбината в Гродненском районе и СПК “Первомайский” в Смолевичском районе Минской области. В подобных комплексах организовано не только размещение и питание, но и объекты показа. Кроме того, производя экологически чистую продукцию, СПК могут снабдить ею туристов и при отъезде к родным пенатам. “Беларусь этим примером доказывает, что СПК — это не только производители мяса и молока, но и предприятия, которые могут оказывать услуги в сфере туризма”, — уверена Любовь Максимова.
Всего в Беларуси сейчас работает 639 туристических организаций. По мнению специалистов Минспорта, получение лицензии в этой сфере максимально упрощено — только работай, даже если не имеешь “туристического” образования. А то, что туризм в Беларуси может стать золотой жилой, кажется, уже очевидно.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter