ООН возглавит бывший премьер–министр Португалии Антониу Гутерреш

Куда бежит осатаневший мир

На фоне глобального деструктива, вызванного сирийским вопросом, наконец–то появилась хорошая новость международного масштаба. Члены Совета Безопасности ООН пришли к согласию о том, что новым главой всемирной организации станет бывший премьер–министр Португалии Антониу Гутерреш.


Гутерреш сменит в январе нынешнего генсека ООН Пан Ги Муна, который пребывал в должности с 2007 года. Несмотря на то что генсеки избираются на 5 лет, они, как и президенты США, как правило, остаются на своем посту все десять. Каждая новая фигура на должности генсека ООН — это не только признание его собственных дипломатических достижений, но и определенный исторический маркер — каким будет грядущее десятилетие? Это нетрудно предсказать, внимательно изучив биографию кандидата. С 2005 по 2015 год Гутерреш занимал пост Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Можно не сомневаться, что именно эта проблема станет главнейшей в деятельности ООН в обозримом будущем.

Международная миграция стала проблемой глобального масштаба, занимающей важное место во всемирной повестке дня. По оценкам ООН, число международных мигрантов достигло к 2013 году почти 232 млн человек против 154 млн в 1990 году, увеличившись на 50%. А ведь эти цифры не учитывают сильнейший за всю историю мигрантский кризис 2015 года в Европе. Глядя на потоки мигрантов в Евросоюзе, США, Африке, кажется, весь мир бежит. Куда и зачем? Вот вопрос, на который должен будет искать ответ Антониу Гутерреш.

Конечно, в нашем быстро меняющемся мире трудно строить какие–то прогнозы, но мне кажется, определенное направление поисков можно понять, оглянувшись на дела предшественников на посту генсеков, во всяком случае, в новейшей истории. Ведь две фигуры, занимавшие пост генерального секретаря ООН в новом тысячелетии, — тоже определенные маркеры своей эпохи. То, что сделали или не сделали они, определит и задачи будущего «мирового антикризисного управляющего» на ближайшее десятилетие.


Так, в конце прошлого — начале нашего тысячелетия произошел пик масштаба операций ООН по поддержанию мира. Балканы (Хорватия и Босния и Герцеговина), Ирак, Сьерра–Леоне, Судан... Именно поэтому Генеральным секретарем ООН тогда был избран Кофи Аннан, который ранее работал помощником генсека по миротворческим операциям. Увы, он хотя и выступал против вторжения коалиции во главе с США в Ирак в 2003 году, но не смог этому воспрепятствовать. Уже тогда началась дестабилизация Ближнего Востока, которая и привела к великому переселению народов, последствия которого придется расхлебывать нынешнему генсеку.

Далее пришел Пан Ги Мун. Истоки его выдвижения также лежат в его биографии. Осторожный администратор (его прозвище на родине было Пан–чуса, что означает бюрократ в хорошем смысле слова). Его стиль поведения называют «конфуцианским», что среди прочего означает почитание старших, а значит, и сильных мира сего. Не случайно именно сильные державы начали вершить в прошлом десятилетии судьбы мира без оглядки на ООН. А Пан Ги Мун наибольшее внимание уделял глобальному потеплению. Именно при этом генсеке было подписано на климатическом саммите в Париже историческое соглашение о сокращении выбросов парниковых газов.

Кстати, не только войны, но и изменение климата, вызванное деятельностью человека, привело к угрозе продовольственной безопасности, уменьшению количества воды и, как следствие,  бегству людей в более благополучные районы. И этот бег не закончится в ближайшие годы.

Вот такие проблемы и придется решать бывшему Верховному комиссару ООН по делам беженцев — будущему Генеральному секретарю ООН. То, что эту миссию предоставили не столь модным в мировом менеджменте выходцам из Азии и Африки, а представителю Западной Европы, лишь подчеркивает основное бремя и место предстоящих вызовов.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 193 (25075). Пятница, 7 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter