Кубометр проблем на метр жилья

Идея реформы ЖКХ далеко не новая. О сложности системы сказано немало. С тем, что ее нужно перестраивать, никто особенно не спорил. Другое дело — ответить на вопрос: как перестраивать?..

Идея реформы ЖКХ далеко не новая. О сложности системы сказано немало. С тем, что ее нужно перестраивать, никто особенно не спорил. Другое дело — ответить на вопрос: как перестраивать? Любое неловкое движение здесь чревато. Ведь сфера касается каждого человека. Да, все эти годы для ее развития делалось немало. Но, похоже, потенциал точечных мер исчерпан. Иначе не было бы трети жалоб именно на ЖКХ из всего количества обращений граждан в государственные структуры. И их количество растет. Что ж, решимость Правительства всерьез взяться за одну из самых проблемных сфер выглядит вполне логичной. Судя по недавним высказываниям вице–премьера Анатолия Калинина, основные проблемные узлы определены. Как их будут развязывать?


Итак. Нынешнее Министерство жилищно–коммунального хозяйства в виде департамента войдет в состав Минстройархитектуры. Количество чиновников в этой сфере сократится на 50%. ЖРЭО как отдельной структуры вообще не будет. Их функции будут выполнять отделы или управления городских и областных исполкомов. Сегодня система управления громоздка и неэффективна: есть министерство, есть ЖРЭО, в каждом городском/областном/районном исполкоме есть управления жилищного хозяйства, конечное звено — ЖЭСы — вообще непонятно кому подчиняются. А вот как это выглядит с финансовой точки зрения. Например, в 2009 году только в Минске из бюджета города дотации в сферу жилищно–коммунального хозяйства составили 74 миллиарда рублей. Из них 64 миллиарда ушли на содержание управленческого аппарата.


Из года в год каждый отопительный сезон кто–то мерзнет, а кто–то открывает настежь форточки. А на стоимость услуг никак не влияет ни модернизация, ни бесхозяйственность. Еще в 2008 году бы принят Закон «О защите прав потребителей услуг ЖКХ». Но за эти годы никто не обратился в суд с иском к коммунальным организациям, хотя жалоб море. Значит, закон не работает. И вот почему. Если в квартире «недогрев» или крыша течет, то для иска в суд надо как минимум иметь соответствующий акт о наличии проблемы. А кто его составляет? Правильно, жилищно–коммунальные организации. Анатолий Калинин видит решение проблемы в создании государственной жилищно–коммунальной инспекции. Ее сотрудники будут обязаны составлять акты, которые позволят гражданам прийти к поставщикам услуг и потребовать перерасчет за неоказанные услуги. Предполагается, что инспекция будет организована на базе Госстройнадзора. Но пока это сложный вопрос. «У нас по стране работает всего 170 инспекторов, — рассказал мне Виктор Петруша, директор департамента по строительству и надзору в сфере строительства. — Представьте, что на каждого приходится по 200 объектов. Плюс тоже нескончаемый поток жалоб и претензий граждан. Да у нас и специфика другая, специалистов по ЖКХ нет».


Вице–премьером обозначена и стратегия планомерного сокращения доли государства в жилищно–коммунальном хозяйстве. Во–первых, это создание конкуренции в сфере оказания услуг — бизнесу будет предложено заняться озеленением, вывозом и переработкой мусора, открытием бань и гостиниц, содержанием улиц, дворов и так далее. Тарифную политику и контроль, правда, государство оставит себе. Вроде в духе Директивы № 4. А как пойдет — будет зависеть от местных властей. Но второй аспект представляет наибольший интерес. По словам Анатолия Калинина, необходимо начать разгосударствление жилого фонда. Вице–премьер считает, что ситуация, когда все квартиры частные, а затраты на содержание и эксплуатацию дома несет государство, не совсем справедлива. «Мы предлагаем, чтобы на момент постановки дома на капремонт создавалось товарищество собственников, — раскрыл планы Анатолий Калинин. — За счет государства будут оформляться соответствующие документы и проводиться капремонт. Товарищество будет контролировать работы, а впоследствии уже само будет нести затраты по обслуживанию и содержанию дома». На балансе местных советов останется только социальное жилье.


С одной стороны, в этом предложении есть логика и рациональное зерно. Но пока его реализация вызывает больше вопросов. Стоит отметить, что с 2003 года во всей стране создано только 832 товарищества собственников. В основном в новых домах. А это лишь 1% всего жилфонда. Значит, не все так просто. «Это пока бизнес с планируемыми убытками, — говорит Геннадий Каленов, главный инженер товарищества собственников «Очаг». — Ведь тарифы на техобслуживание устанавливает государство. На все типы домов они одинаковые, а вот затраты на каждый дом абсолютно разные. ЖЭС обслуживает несколько домов, товарищество — это, как правило, один дом. Но ТС — юрлицо, где должны быть директор, бухгалтер и так далее». Геннадий Каленов считает, что государство должно оставить за собой контроль, но вместо жестких тарифов установить предельную рентабельность. В Германии, например, она составляет от 3,2 до 3,8%. Тогда частный капитал пойдет в эту сферу. А конкуренция будет играть на повышение качества обслуживания и снижение цен.


Сегодня выбор ограничен — либо ЖЭС, либо товарищество. Нужны и другие игроки — управляющие компании и арендные дома. Но становясь на этот путь, надо понимать главное: люди ничего не знают о том, какая альтернатива может быть ЖЭСам. А незнание пугает и отторгает любую инициативу. И не менее важный вопрос — управленцев в сфере ЖКХ у нас нигде не готовят. Есть немало и других вопросов. Журналисты «СБ» намерены искать на них ответы в дискуссии конференц–зала газеты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Михаил
Кубометр проблем на метр жилья<br /> <br />
Идея реформы ЖКХ далеко не новая. О сложности системы сказано немало.<br /> <br />
  А может вся проблема в коррупции? Т.е., в повальном воровстве? "Зри в корень" Козьма Прутков.
александр
Пишу вам как бывший председатель правления ТС в Эстонии , где реформа собственности на жилье была проведена в минимальные сроки и с наибольшей эффективностью для государства. Это же и шведский опыт, где ТС -одна из самых распространенных форм собственности на жилье в городах даже с одноэтажной застройкой(так называемые рядные дома)<br /><br />Начнем с основы. Прежде всего для того , чтобы четко определить кто? и за что? необходимо весь жилой фонд поделить на частный, муниципальный и государственный . Поделить не дома-землю на которой он находится .В этом большой смысл. Под недвижимостью в нашем понимании(не в вашем) подразумевается только один объект гражданского оборота-земля. Частный дом стоит только на частной земле,муниципальный дом-на муниципальной,государственный -только на государственной. Три компонента собственности : владею , распоряжаюсь, пользуюсь. И до тех пор пока вы этого не сдалате все будет идти на перекос и никто не будет четко знать своих прав и обязанностей.<br /><br />Второе: собственность ТС,Кооперативов , Муниципалитетов, Работодателя, Учебного заведения , Государства-все объекты ,установленной Конституцией форм собственности. Дороги, коммуникации, трубопроводы, энерго и телекомуникационные сети-привязка только к недвижимости ,к земле.<br /><br />Человек, наделенный юридическими знаниями сразу поймет как все становиться на свои места.Нужнор понять ,что на одном гектаре могут соседствовать все формы собственности от частной до государственнной. Конституция БР позволяет иметь все перечисленные формы собственности, которые сформируют сами оптимальные структуры для их обслуживания.Поэтому нужно начинать с Закона о земле. Полностью изменить отношение к понятию недвижимости(земле) и ее принадлежностям:лесам, паркам, площадям, домам,мостам,трассам, сервитутам,хозяйственной принадлежности земли(жилая, произвосдтвенная ,общественная, трассовая, сельскохозяйственная, парковая, дорожная, заповедная, историческая и т.д. Разработать механизм переходов) Все сразу становиться в логичный ряд , на котором вы будете строить и коммунальное обслуживание и ремонтные фонды и систему управления этими фондами.Думаю начинать нужно пока не поздно. В противном случае эти комхозы и ЖСК просто съедят вас. И здесь не нужно зломудрствовать и думать о социалке или занятости работников ЖСК-они найдут себе место под солнце если они профессионалы.Одна фирма по обслуживанию может брать под крыло 10 ТС и обслуживать дома по вызову.Сами товарищзества имеют в своих жировках обязательную ежемесячную плату на теущий и кап. ремонт. Приведет это к удорожанию услуг. Думаю с умной головой нет. По крайней мере поа я был председателем в ТС была только экономия.Надеюсь в Беларуси будет также .Больше пока писать не буду. Давайте дождемся дискуссии и мнений , а новый департамент пусть следит за ходом общественной мысли или просто сразу пригласить кого-нибудть из Парламента Эстонии или Швеции и попросит поделиться опытом, чтобы не изобретать велосипед. Так думаю. С уважением читатель.
Николай
Ни в советской, ни в суверенной белорусской истории не было периода, когда бы народ не жаловался на работу ЖКХ. Постоянно всплывающие недостатки в работе коммунальщиков, удорожание их услуг – проблемы, актуальные во все времена. Несмотря на принимаемые государством усилия, существенного и ожидаемого улучшения в этой сфере, увы, нет. О намерениях власти улучшить ситуацию свидетельствует принятие на государственном уровне таких актов как:<br /> <br />
Закон Республики Беларусь от 8 января 1998 г. №135-З "О совместном домовладении",<br /> <br />
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 943 "О Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года", <br /> <br />
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2006 г. № 720 "О Программе развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы",<br /> <br />
Указ Президента Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 604 "О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства",<br /> <br />
Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».<br /> <br />
Похоже, реформы ЖКХ на бумаге и в реальности – не одно и то же. «Реанимацией» отрасли можно заниматься до бесконечности. А пока…спасение обманутых потребителей жилищно-коммунальных услуг – дело рук самих потребителей.
Анатолий Николащенко
Реформа ЖКХ нужна. Но, как правильно заметила Ирина Юзвак, «любое неловкое движение здесь чревато».<br /> <br />
1. Новый механизм нужно отработать на основных объектах- представителях (район крупного города, административный район с сельскими поселениями)  хотя-бы в течение года. Только после обобщения результатов скорректировать документы реформы ЖКХ и ввести их в действие.<br /> <br />
2.На базе отделов ЖКХ райисполкомов, ЖРЭО, ЖЭСов создать частные предприятия ЖКХ, наделив их всеми полномочиями.<br /> <br />
3.На время эксперимента сохранить для них все дотации государства и другие льготы.<br /> <br />
4.За счет сокращения существующей численности (в основном работников аппарата) поднять зарплату работникам ЧЖКХ на 30-50%. Увязать премирование с качеством обслуживания( в качестве одного из критериев – сокращение жалоб).<br /> <br />
5.Чтобы заработал Закон «О защите прав потребителей услуг ЖКХ» не нужно создавать никаких инспекций. Составление актов о непредоставлении коммунальных услуг оставить за ЧЖКХ , введя штрафные санкции за каждый день просрочки.<br /> <br />
6.Чтобы создавались и заработали товарищества нужна заинтересованность собственников жилья. Она появится с повышением тарифов на услуги ЖКХ и ликвидацией перекрестного субсидирования. И вряд ли раньше.<br /> <br />
7.Предложение по контролю за тарифами ЖКХ через предельную рентабельность заслуживает внимания.<br /> <br />
Жилищно-коммунальное хозяйство важнейший элемент жизни народа и реформировать его нужно без революций спокойно и осмысленно, используя положительный зарубежный опыт.
Виктор
Сколько бы ни рассуждали о жилье - это все пока массовка в угоду народу, причем лживая. Через дорогу от супермаркета "Алми" в Гомеле проходит подземная теплотрасса на которой в мороз растет трава. Эти бесхозяйственность и бездарность в централизации ложатся принудительно тяжелым грузом на кошелек жильцов. Пьянство, воровство и бездарность строителей, выражаемое в строительстве уродливого жилья, строящегося на наши деньги, опять выходит нам всем боком (на себе испытано). А защищает это уродство Правительство и Минархитектуры своими постановлениями (см. хотя бы гарантийный срок на многоэтажный дом, равный сроку на утюг, миксер, и т.д.).
Эксперт
Анатолий Калинин видит решение проблемы в создании государственной жилищно–коммунальной инспекции. Ее сотрудники будут обязаны составлять акты, которые позволят гражданам прийти к поставщикам услуг и потребовать перерасчет за неоказанные услуги. Предполагается, что инспекция будет организована на базе Госстройнадзора. <br /> <br />
=======================================<br /> <br />
Так туда опять ВЕСЬ ЖКХ перетянется и опять они акты будут составлять на своих бывших коллег, мож и не даром ?<br /> <br />
Для продвижения реформ ЖКХ, уже давно надо было избавиться от Министерства ЖКХ. Что сделало Министерство ЖКХ за 15 лет - НИЧЕГО, отрась впала в СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.<br /> <br />
УЗАКОНЕННАЯ Планово-убыточная структура. Чем больше убытков, больше дотаций из бюджета. Минстерство ЖКХ любое правительство поставит на колени.
Валентин Гришин
Давно пора что-то делать! Те же ЖЭСы - вызови сантехника или электрика - плати! Причем расценки такие, что диву даешься. Так я ж при этом плачу техобслуживание! А сколько частников, объявления, любые работы. И цены ниже. Только в тени все.
Сергей
Идея жилтовариществ не нова, вспомните хотя бы профессора Преображенского «Собачье сердце» Булгакова. Но там господам воинствующим коммунистам было, что наследовать, хватило на семьдесят пять лет. А что после них наследуем мы? Основная масса жилья в таком ужасном состоянии, что сравнивать можно только с трущобами. Ну, создадут жилтоварищества, и что? проблемы сами собой решатся. Нет, господа чиновники, это в первую очередь приведет к росту тарифов, а при введении частной собственности в сферу управления ЖКХ, к откровенной криминализации,,, проходили мы уже это! Может пора все немалые финансовые потоки направить на восстановление и содержания жилья, ввести тотальный контроль представителями исполкомов за деятельностью начальников ЖЭУ? Да именно ЖЭУ, ибо именно они являются исполнителями бесконечных директив. И только потом, осознав, что на самом деле происходит, можно принять взвешенное решение. Вспомните, господа чиновники! Основная затратная часть бюджета любой семьи, это продукты питания и оплата за жилье. Любые ваши сегодняшние идеи по реформации в этой, да и в других социальных сферах воспринимается со страхом. <br /> <br />
P.S.<br /> <br />
Только кажется мне, что все эти разговоры для «галочки», все уже давно решено.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости