Кубинский вопрос в ООН

8 ноября с.г. на проходящей в Нью-Йорке 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН должно состояться очередное, 15-е по счету, голосование по кубинскому проекту резолюции «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки», которая продолжается вот уже 47 лет.

8 ноября с.г. на проходящей в Нью-Йорке 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН должно состояться очередное, 15-е по счету, голосование по кубинскому проекту резолюции «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки», которая продолжается вот уже 47 лет.

В международном праве не существует никаких норм, которые могли бы оправдать блокаду в мирное время. Начиная с Лондонской морской конференции 1909 года в нем был зафиксирован принцип, что «блокада является актом войны» и, исходя из этого, ее применение возможно только между воюющими сторонами.

Хотя полная торговая блокада Кубы со стороны Соединенных Штатов была формально введена декретом президента Джона Кеннеди 3 февраля 1962 года, однако фактически она началась почти сразу  после победы кубинской революции 1 января 1959 года.

Как известно, в начале 1959 года на Кубе в результате победы народной революции была свергнута диктатура ставленника североамериканских монополий Батисты и начаты преобразования, направленные на ликвидацию иностранного гнета и социальной несправедливости, укрепление национального суверенитета страны.

Правительство Соединенных Штатов, встретившее кубинскую революцию враждебно, предприняло серию политических мер и экономических санкций, переросших вскоре в блокаду, которая ведется по сей день. В мае 1960 года американские компании, державшие в своих руках кубинскую нефтяную промышленность, прекратили ввоз и переработку нефти на своих заводах на острове. Они отказались также перерабатывать поступившую на Кубу советскую нефть. Появилась реальная угроза паралича экономики страны. Кубинское правительство, чтобы не допустить этого, национализировало принадлежащие американским компаниям нефтеперерабатывающие заводы. Тогда США встали на путь прямой экономической агрессии, отменив в нарушение взятых на себя международных обязательств квоту закупаемого на Кубе сахара, которая составляла около 3 млн. тонн в год — 60 процентов экспорта основного продукта страны. Одновременно они прекратили поставку запасных частей для американского оборудования, которым   была оснащена кубинская промышленность. Ответной мерой Кубы явилась национализация американской собственности на острове.   США начали экономическую блокаду.

Одновременно были предприняты шаги по дипломатической изоляции острова. Президент Эйзенхауэр  подписал секретную директиву о создании из кубинских эмигрантов отрядов для вторжения на Кубу. В январе 1961 года США разорвали с Кубой дипломатические отношения, а 17 апреля того же года подготовленная американцами и оснащенная современным оружием десантно-штурмовая бригада из 1,5 тыс. «контрас» вторглась на территорию Кубы в районе Плая—Хирон, но была разгромлена. Тогда американское руководство встало на путь подготовки прямого вторжения на остров американских вооруженных сил. Благодаря помощи со стороны СССР Куба отстояла свою независимость и смогла заняться возрождением своей экономики. Однако с развалом Советского Союза и распадом социалистического лагеря эта помощь Кубе была прекращена, и страна оказалась в тяжелейшем положении. В этих условиях Соединенные Штаты решили, что наступил наконец момент для нанесения окончательного удара, и предприняли с этой целью шаги по дальнейшему ужесточению экономической блокады Кубы.

В 1992 году в США был принят так называемый закон ради кубинской демократии, известный как закон Торричелли, резко подорвавший торговлю лекарствами и продуктами питания, которую Куба вела с дочерними пред­приятиями американских компаний, и установивший строгие запретительные меры, касавшиеся судов, следовавших с Кубы и на Кубу. Позднее он был дополнен законом Хелмса—Бертона, который утвердил все запреты, установленные блокадой, и поставил цель: помешать притоку иностранных инвестиций на остров.

Нынешняя американская администрация во главе с президентом Дж. Бушем предпринимает новые шаги по ужесточению блокады, выдвигая в свое оправдание тезис о том, что цель блокады — добиться свободы и демократии на Кубе. Но тезис этот не разделяется ни кубинским народом, ни мировым общественным мнением. Об этом свидетельствуют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН с осуждением блокады, принимаемые ею ежегодно начиная с 1992 года. Не стало исключением и голосование по этому вопросу   на  60-й   сессии   Генеральной Ассамблеи   ООН   осенью прошлого года,   где   за прекращение блокады проголосовали 182 государства, среди которых была и Республика Беларусь. Против голосовали лишь США, Израиль и два крохотных островных государства в Тихом океане – Маршалловы острова и Палау.

В преддверии нынешней 61-й сессии Генеральной Ассамблеи правительство Кубы направило Генеральному секретарю ООН специальный доклад, в котором содержится анализ ущерба, нанесенного стране экономической блокадой со стороны США.

В документе указывается, что экономическая, торговая и финансовая блокада Кубы является самой длительной в истории человечества практикой дискриминации целого государства. По мнению авторов доклада, блокада Кубы — составная часть политики государственного терроризма, нарушающей нормы международного права и правила общения между государствами, вследствие чего все кубинцы подвергаются страданиям и лишениям.

Прямой экономический ущерб, причиненный кубинскому народу применением положений блокады, согласно самому скромному анализу превышает 86,108 миллиарда долларов, в среднем — 1,832 миллиарда в год.

Применение блокады не только тяжело сказывается на кубинском народе, но и ущемляет интересы и права американского и других народов мира. Особенно это стало заметно в последние годы, когда американская администрация, стараясь придать блокаде глобальный, экстерриториальный характер, стала все более жестко применять предусмотренные ею правила и санкции против иностранных граждан, предприятий и компаний по всему миру, что встречает все большее неприятие и осуждение со стороны мирового сообщества. В связи с этим кубинское правительство выражает надежду на солидарность и поддержку государств — членов ООН в своем законном требовании положить конец экономической, торговой и финансовой блокаде, установленной правительством Соединенных Штатов.

В то же время в докладе подчеркивается, что народ Кубы не откажется, несмотря на любые враждебные действия, от своего курса на построение справедливого и гуманного общества и политики солидарности и дружбы со всеми народами мира, в том числе и с народом Соединенных Штатов. В этом он находит поддержку и понимание со стороны подавляющего большинства стран мира, в том числе и со стороны Республики Беларусь, которую с Кубой связывают давние теплые и дружеские отношения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter