Как Фидель Кастро полвека оставался у руля Кубы

Куба и либре

Чем запомнится миру Фидель
Спросите у первого встречного, что такое Куба? Солнце, море, пальмы, гаванские сигары, ром, знойные кубинские девушки. Скорее всего, ассоциации будут именно такими. Кто-то, наверное, вспомнит про уникальную медицину и непобедимых боксеров. И с этим тоже не поспоришь. Куда сложнее составить целостный образ лидера кубинской революции Фиделя Кастро. Рассуждать о нем рационально трудно, скорее, даже невозможно. Его уважали и боялись, боготворили и ненавидели. Одни видели в нем революционного романтика и несгибаемого патриота, другие — сильного политика, который сумел сохранить независимость страны даже в условиях экономической блокады. Факт остается фактом: харизма, обаяние и воля Фиделя оказались сильнее американской армии и американского доллара. И в этом тоже один из секретов его политического долголетия.


Фото REUTERS

Сын богатого плантатора, Фидель Кастро еще с юных лет привлекал к себе внимание. В выпускном альбоме 1945 года о нем написано: “Прилежный ученик и прекрасный атлет. Душа компании. Собирается заняться юриспруденцией. Его ждет блестящее будущее”. Прогноз оказался в точку. Только судьбу свою Фидель связал не с адвокатурой, а с политикой.

В Гаванском университете он проникся левыми идеями, участвовал в профсоюзном движении, устраивал демонстрации перед американским посольством.

В 1952 году к власти на Кубе пришел Фульхенсио Батиста, ориентированный на сближение с США и подавление левых организаций. Это шло вразрез с принципами молодого бунтаря Кастро. Дабы избежать ареста, он бежал в Мексику, где познакомился с молодым аргентинским врачом Эрнесто Че Геварой. Находясь вдали от родины, Кастро не собирался отказываться от борьбы и постоянно подчеркивал:

— Жизнь без идей не стоит ничего. Нет большего счастья, чем бороться за них.

Вооружившись этим девизом, Фидель в компании Че Гевары и своего брата Рауля вскоре вернулся на Кубу, организовал повстанческую армию и в 1959 году свергнул режим Батисты, объявив о переходе страны к социалистической модели. Куба к тому времени стала прибежищем для богатых плейбоев, на острове хозяйничали преступные синдикаты, процветали игорный бизнес и наркоторговля. Кастро решительным росчерком пера отменил всю частную собственность, национализировал роскошные виллы граждан США, поставил под контроль государства весь финансовый сектор. В ответ американцы ввели санкции и полную торговую блокаду Кубы. Сложно сказать, чем бы это закончилось, если бы не помощь СССР, откуда на остров Свободы в обмен на сахарный тростник шли танкеры с нефтью, лесом, машинами и оружием. Значение этой дружбы сложно переоценить. Гавана получала материальные блага на десятки миллиардов долларов и весь период холодной войны оставалась верным союзником СССР, его плацдармом в Западном полушарии.

При этом сам Фидель вопреки общепринятому мнению не был коммунистом в чистом виде. Его политические взгляды представляли собой некое смешение социал-демократических ценностей, национал-освободительных идей и концепции уникальности Латинской Америки в целом и Кубы в частности. Всю жизнь команданте посвятил своей стране, будучи убежденным в пагубности капиталистических ценностей.

— Капитализм отвратителен. Он несет лишь войну, лицемерие и соперничество. Но ни одну из современных мировых проблем нельзя решить силой.

На острове Свободы сегодня господствует специфическое восприятие благополучия, и рассуждать о кубинской экономике с позиции сухой статистики неразумно, утверждает эксперт по Латинской Америке Дмитрий Бурых:

— Поставка сахарного тростника, различной сельхозпродукции, туризм — все эти отрасли сильно зависят от колебаний на внешнем рынке. К тому же Кубу, за исключением США, окружают бедные государства. Тем не менее за годы своего правления Фидель Кастро создал одну из лучших в мире систем здравоохранения и образования. Это социальный капитал страны, и неолиберальный подход здесь не может быть релевантным.  

И еще один принципиальный момент, о котором не очень любят говорить. Находясь в оппозиции к США, лидер кубинской революции “не прогнулся” под советское руководство. Фидель был другом, но не сателлитом СССР и в итоге стал инициатором Движения неприсоединения к враждующим блокам, резюмирует эксперт:  

— За что так уважают Кастро даже на Западе? За то, что он и никогда не изменял своим принципам и идеалам. В нем был какой-то мощнейший моральный стержень. Поэтому даже после 2006 года, когда Кастро отказался практически от всех государственных постов, в сознании кубинцев он остался лидером нации.   

Его многократно пытались убить. История насчитывает более 600 покушений на команданте. Их устраивали диверсанты, спецслужбы США, кубинские оппозиционеры, американские мафиози. Покушения на Фиделя стали притчей во языцех, и тут подчас невозможно отличить правду от баек. Кастро пытались подстеречь на подводной охоте, подсунуть ему отравленную сигару или убить с помощью крохотного пистолета, вмонтированного в репортерскую камеру. Был даже разработан коварный план, предусматривающий полное выпадение волос из легендарной кастровской бороды. Поговаривают, что хитроумные спецы из Вашингтона планировали смазать стельки сапог кубинского лидера специальным веществом, от которого навсегда выпадают волосы. Расчет был на то, что лысый Фидель утратит свою харизму и его популярность в обществе резко снизится. Правда, до осуществления этого плана дело не дошло. Видимо, получить доступ к командантским сапогам оказалось не так-то просто.

Другой план по устранению Кастро был связан с подводной охотой. Известно, что Фидель увлекался дайвингом, поэтому в месте его предполагаемого плавания американские спецслужбы поместили на дно океана огромную перламутровую ракушку, начиненную взрывчаткой. Расчет строился на том, что Фидель обязательно заинтересуется и поднимет ее. Однако ракушку поднял один из его охранников, чем спас жизнь своему шефу. В 1971 году во время поездки Фиделя Кастро в Чили в него должны были стрелять два снайпера, но перед самым покушением одного из них сбила машина, а другого свалил острый приступ аппендицита. В общем, как говорится, не рой яму другому...

Команданте пережил многих своих врагов, но против законов природы и он оказался бессилен. Его кончина символизирует прежде всего психологический разрыв с прошлым Кубы. Однако о резкой смене политического курса говорить не приходится. Ведь путь на либерализацию начался в Гаване еще в то время, когда Фидель из-за проблем со здоровьем передал полномочия брату Раулю. Тот медленно, но верно принялся разворачивать корабль кубинской государственности в сторону реформ. Запустил процесс нормализации отношений с США, привлечения иностранных инвестиций, разрешил малый бизнес. Не исключено, что Куба пойдет по пути, который в свое время избрали Китай и Вьетнам, но сохранив те социальные завоевания, которые дала ей революция.

Жизненный путь Кастро нельзя назвать однозначным, и это прямое следствие противоречивости самой эпохи, в которую ему пришлось жить и бороться. Кубинский лидер часто повторял: “История меня оправдает”. Сложно сказать, каким будет этот вердикт. Но то, что Кастро перевернул представление о политике и заставил всех говорить о себе, это факт. Недаром в своем соболезновании Председателю Госсовета, Совета Министров Кубы Раулю Кастро Русу и народу этой страны Александр Лукашенко отметил:

— Мы потеряли не только родного и дорогого человека, мы потеряли мыслителя, замены которому пока нет!

Вопреки общепринятому мнению Фидель не был коммунистом в чистом виде. Его политические взгляды представляли собой некое смешение социал-демократических ценностей, национал-освободительных идей и концепции уникальности Латинской Америки в целом и Кубы в частности.

В ТЕМУ

В 1972 году лидер кубинской революции посетил СССР. Одной из точек в его маршруте стал Минск. В аэропорту гостя встречал Петр Машеров. Первый секретарь ЦК Компартии БССР пользовался большим уважением у команданте. Говорят, когда у лидеров ЦК КПСС возникало недопонимание с Кубой, в Гавану отправляли именно Машерова. Возможно, это объяснялось тем, что руководитель БССР, как и Кастро, в свое время был подпольщиком-партизаном.

Поприветствовать лидера кубинской революции на улицы вышли тысячи минчан. Фидель посетил Дом-музей I съезда РСДРП и Музей истории Великой Отечественной войны, где бывший партизан Владимир Лобанок подарил лидеру кубинской революции свой именной пистолет ТТ. Затем была поездка в Хатынь, а также на Курган Славы. Там произошел такой случай. После подъема на вершину Фидель не стал спускаться по лестнице, а неожиданно для всех пошел вниз, срезая путь, по скользкому от дождя травяному склону. Членам кубинской делегации и руководителям БССР пришлось проследовать за Кастро по непривычному маршруту.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter