Кто знает в лицо Всеслава Чародея?

Победителем открытого блиц-конкурса на лучший проект этого памятника признана работа молодого скульптора Александра Прохорова. Напомним, что Александр — автор одного из наиболее интересных монументов, появившихся в белорусской столице в последние годы, — памятника Кирилле Туровскому во дворике БГУ. А еще — обладатель Гран-при международного архитектурного конкурса “Леонардо-2005”, который был присужден ему за проект, созданный в творческом содружестве с архитекторами Дмитрием Соколовым, Андреем Зайцевым и Глебом Наседкиным.

— Конкурс на лучший проект памятника Всеславу проходил в два этапа, — рассказывает Александр Прохоров. — Сперва из более чем десяти представленных были отобраны три работы: наша, а также проекты, предложенные скульпторами Александром Шатерником и Сергеем Бондаренко. Над проектом памятника князю Всеславу я работал в соавторстве еще с двумя скульпторами — Сергеем Игнатьевым и Леонидом Минкевичем. А архитектор памятника — Дмитрий Соколов.
— А как появилась идея принять участие в конкурсе? Рассчитывали ли вы на победу?
— О конкурсе мы узнали случайно, из прессы. Но дело в том, что тема увековечения памяти Всеслава Чародея интересовала меня еще со студенческих лет, а точнее — с 1995 года. Моей дипломной работой был памятник, посвященный битве на Немиге, которую дал Всеслав Чародей. Леонид Минкевич разрабатывал образ князя Всеслава с 1994 года. В соавторстве с Сергеем Игнатьевым мы плодотворно работали прежде. Поэтому, узнав о конкурсе на проект памятника Всеславу, решили втроем создать конкурсный проект.
— Памятник Всеславу Брячиславовичу в Полоцке будет первой в Беларуси конной статуей? И почему вы предложили именно такое решение образа Всеслава?
— То, что памятник Всеславу станет первой конной статуей в нашей стране, не совсем верно. В Беларуси уже установлен конный монумент работы скульптора Буралкина. Но наш проект станет первой конной статуей князя. Так сложилось, что именно конный монумент подчеркивает статус личности, которая увековечена. Если обратиться к истории искусства, то памятники людям, много сделавшим для своей страны, издревле были конными. За более чем десять лет работы и я, и Леонид Минкевич разрабатывали самые разные варианты памятника Всеславу, но в итоге пришли к конной статуе. Ведь по значимости для белорусов личность Всеслава Брячиславовича можно сравнить с личностью Петра I для россиян. Благодаря этому мудрому политику и блестящему стратегу состоялась белорусская государственность как таковая.
Памятник Всеславу Чародею отольют из бронзы. Высота конной статуи будет 3,9 метра, длина 4,25 метра — “полторы натуры”, как говорят скульпторы. Торжественное открытие мемориала на пересечении улиц Октябрьской и Евфросинии Полоцкой состоится 8 сентября, в день юбилея Полоцка.
 — Сроки очень сжатые, — говорит собеседник. — Место, где будет установлен памятник, определилось буквально на днях. Исходя из рельефа местности, архитектор Дмитрий Соколов определит высоту постамента. Идея постамента такова: его фронтальная сторона представляет собой правильные геометрические формы, которые постепенно переходят в необработанный дикий камень, что символизирует переход от недр нашей истории к цивилизации, государственности, централизованной власти, который произошел благодаря Всеславу. К слову, хочу отметить, что идея установить памятник Всеславу целиком принадлежит мэру Полоцка Владимиру Степановичу Точило. Владимир Степанович и руководство города помнят о том, что Полоцк много веков был духовным центром белорусской земли. Кстати, полоцкий Софийский собор когда-то построил именно князь Всеслав Брячиславович.
Возведение монумента будет вестись за счет спонсорской помощи, пожертвований полочан. Предполагается также провести несколько субботников и благотворительных марафонов.
Авторы изобразили Всеслава на коне, с соколом и волчьей шкурой за спиной. По мнению авторитетного жюри, в состав которого входили историки, искусствоведы, известные художники, представители Министерства культуры Беларуси, именно этот проект наиболее полно раскрывает образ древнего правителя Полоцкой земли.
— Волчья шкура была находкой Леонида Минкевича еще в студенческие годы. В соавторстве мы доработали образ Всеслава: в частности, появился сокол.
— А сохранились ли изображения легендарного князя или, воссоздавая образ Всеслава, вам пришлось полагаться лишь на свою фантазию?
— К сожалению, до наших дней дошло лишь упоминание о князе в “Слове о полку Игореве” — очень образные, метафоричные строки о том, что “Всеслав князь людям суд судил, князьям волости делил, а сам волком рыскал в ночи”. Как он выглядел на самом деле, сегодня никто не ответит. Поэтому лепили мы Всеслава, основываясь на собственном представлении о том, как мог выглядеть этот человек. Иное дело, что в нашей работе участвовали историки, археологи, искусствоведы, мы консультировались в Национальной академии наук.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter