О памятнике княгине Ольге

Кто же основал Витебск?

Витебские активисты собирают подписи против установки памятника княгине Ольге. Размашистая петиция о семи главах размещена на интернет–платформе «Удобный город». Авторы письма называют покровительницу вдов — Ольгу — дамой безжалостной, «чужой для белорусов», а легенду о том, что киевская княжна основала Витебск, — «ошибочной».

Читаю эту гневную страничку и грущу. Вспоминаю свое солнечное детство на берегах Двины — это было сладкое время, когда я танцевала в детском коллективе «Зорька», а городские праздники в Витебске придумывали и осуществляли большие художники. Никаких активистов с их петициями не было тогда и в помине, никто ни во что не лез. В День города по Двине переправлялась баржа с княгиней Ольгой на борту, с танцами и песнями встречал ее наш детский любительский ансамбль, после были эстрадное представление, поэтический баттл и файер–шоу. Тысячи горожан с улыбками приветствовали Ольгу — актриса, переодетая в княжну, посылала витебчанам воздушные поцелуи.

В отличие от официальных мероприятий этот городской праздник на берегу реки врезался в память больше всего, он всегда был каким–то неформальным, уютным и насыщенным в своей художественной части. Баржа на Двине оживала нечасто — приближение древнерусской правительницы по воде, аки посуху, будило воображение. Среди нас, школьников, миф о том, как первооткрывательница Витебска расправилась со своими обидчиками, отправив им красных петухов под крышу, был популярнее, чем приключения Паддингтона для современных детей. Да и в сознании горожан легенда о том, что именно Ольга основала Витебск, сидела прочно. В городской летописи мещанина Михаила Панцырного об этом читали все желающие. Сейчас активисты называют писаря шельмецом: дескать, то ли из экономии чернил или по какой–то другой причине, но изложил он в XVIII столетии историю города на Двине неправильно. Стало быть, памятник Ольге не нужен!

За княгиню, покровительницу вдов, мне просто по–женски обидно. А как журналист не перестаю удивляться, сколь прочно в некоторых из нас засела ментальность «нiколi нiкому нiчога нiякага». Разве повредит городу еще один красивый памятник, у которого будут тусоваться туристы с детьми, прижиматься к ладье и держать ее за нос «на счастье»? Отчего эклектика у нас никак не приживается? Каждый раз, для того чтобы войти в новый исторический этап, зачем–то обязательно надо перечеркнуть, вымарать прежний, начать жизнь с чистого листа. Вернулась на днях из Могилева, где на площади Славы мирно соседствуют и знак о ставке Николая II, и мемориальный комплекс «Борцам за Советскую власть», восстановлена городская Ратуша. Поистине толерантный подход к историческим фактам, узнала от гида, не всем по душе, некоторые активисты предпочитают красить прошлое одним цветом, поэтому тайком малюют по ночам на бронзовой фигуре женщины хулиганские надписи.

На этом фоне с некоторым даже оттенком вандализма вспоминаю свои туристические тропы в Италии, где каждый квартал, домик, травинку и след от стопы строителя в бетонном полу норовят окутать легендой, тайной, превратить в священный миф — все для того, чтобы приезжий зевака не заскучал ни разу, чтобы на каждом углу было ему с чем сфотографироваться и легенду романтическую открыв рот послушать.

Хотелось бы активистам, восставшим против Ольги, задать вопрос: так кто же все–таки Витебск основал? Какие будут предложения? Хотя понимаю, что ответа вряд ли дождусь. Наверняка сейчас, на данном историческом этапе, не это главное и петиция совсем про другое.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter