Кто засиделся на старте, тот проиграл

Пять лет назад в стране появился особый механизм продажи пустующих государственных объектов — за одну базовую величину...

Пять лет назад в стране появился особый механизм продажи пустующих государственных объектов — за одну базовую величину. Бум аукционов пришелся на 2009 — 2010 годы, когда коммерческий интерес к подобным лотам достиг пика. Пришло время посмотреть, что сделано с проданными объектами.


По горячим следам


В хозяйственном суде Гомельской области не скрывают — с таким поворотом событий сталкиваются впервые. Здание, проданное с аукциона за одну базовую величину, теперь приходится возвращать обратно бывшему владельцу — местному предприятию жилищно–коммунального хозяйства, нарабатывая новую судебную практику.


В центре разбирательств оказалась бывшая прачечная агрогородка Прибытки Гомельского района. Использовать здание разумно не удавалось годами, пока не появились аукционы «за одну базовую». Тогда и нашелся гомельский коммерсант, который купил его под деревообработку. По условиям договора новый хозяин гарантировал за два года перепрофилировать объект, создать не менее 3 рабочих мест и трудиться на нем пять лет, не перепродавая. В Прибытковском исполкоме рассказывают о видимых через забор переменах:


— Движение на здании было. Крышу отремонтировал, окна заменил. Вроде как наладил там работу.


Однако вопросы появились, когда пришло время сверять пункты договора с практической их реализацией. Оказалось, что хозяин уже... другой. А ведь еще не все условия выполнил и не прошло пяти лет после продажи. Случился скандал. Гомельский райисполком тут же вмешался, подняв по тревоге все службы.


Получилось так, что частник — владелец «прачки» — оказался на грани разорения. Долги перед бюджетом, заявление о ликвидации с последующим банкротством... На этой волне предприниматель и продал прошлым летом объект другому гомельскому коммерсанту за 176 миллионов рублей. Не рискну сказать, что много заработал, в эти стены он деньги все–таки вложил. Но факт нарушения есть. Под договором ведь сам подписывался...


Итог печален. Хозяйственный суд признал ничтожной сделку между коммерсантами. «Прачка» уже вернулась фирме–банкроту. Теперь предстоит второй этап: вернуть ее предприятию ЖКХ из–за нарушений условий договора. Судья хозяйственного суда области Светлана Демьянчик, которой ныне разбираться в отклонениях от нормы, признается:


— Первое такое дело в практике, очень непростое. Истец настаивает на взыскании с фирмы 13 миллионов рублей штрафа, а также на расторжении договора и возвращении имущества. В марте дело будет рассмотрено.


Ищут чиновники, ищет милиция


В Буда–Кошелево бывшее местное общежитие давненько омрачает городской пейзаж. А ведь могло бы послужить. С верой в это местные власти и выставляли «раритет» советского времени на аукцион за одну базовую величину. И покупатель нашелся.


Коммерсант из Тверской области серьезностью намерений запомнился и в местных кабинетах, и в областном территориальном фонде госимущества. В районе предприимчивому человеку помогли зарегистрировать предприятие и разобраться с оформлением документов для участия в аукционе. Летом 2010 года россиянин стал владельцем общежития, а заодно у местного строительного предприятия по символической цене прикупил здание — навес для хранения автомобилей.


Начальник отдела экономики Буда–Кошелевского райисполкома Оксана Радченко разочарована:


— Поначалу видели его часто. Заказал проектно–сметную документацию на общежитие. Планировал первый этаж сделать точкой общепита, а второй — гостиницей. Но внезапно исчез.


Поначалу буда–кошелевские чиновники отправляли ему письма–уведомления по электронной почте. Тщетно! Начали искать через российские инстанции. Оксана Викторовна поднимает «эпистолярное дело» полугодовой выдержки:


— Наши почтовые отправления по адресу его прописки оставались безответными. Тогда мы попытались установить, где может проживать этот человек... Обратились в местную администрацию, в Федеральную миграционную службу России, в свою милицию и их полицию. Но пока никакой ясности. Нам ведь неизвестно, чем он занимался раньше. К аукциону допускаются все желающие независимо от того, работали они в бизнесе или нет, какая репутация, имеют ли, скажем, запас финансовой прочности... Сейчас готовятся материалы в хозяйственный суд на расторжение договора за нарушение его условий.


Бонус и спрос


Какие еще нештатные ситуации таятся в новой практике, сейчас выясняет областной Комитет госконтроля, который начал мониторинг объектов, проданных в регионе за одну базовую величину. Начальник управления КГК Андрей Сущевич рассказывает:


— Смотрим все районы и все объекты. За эти годы их продано около 330. Сейчас по очень многим подходят сроки выполнения договоров. И первые результаты мониторинга показывают как удачные примеры использования недвижимости, так и случаи, когда предприниматели, видимо, не понимали, для чего ее покупают, и не думали о том, что с них спросят.


В госконтроле подчеркивают: продажа недвижимости за одну базовую — это не подарок. Скорее, бонус. Сравнительно доступный старт для нового дела. И о том свидетельствуют условия, которые обычно «забиваются» в договоры сделки: запуск производства в течение 2 — 3 лет, создание рабочих мест, пять лет предпринимательской деятельности без перепродажи... Собеседник продолжает:


— Не выполнил — наступают последствия: штрафы, расторжение договора, возврат имущества. И в этом случае средства, вложенные предпринимателем, не возвращаются. То есть, покупая даже за чисто символическую цену, свои возможности нужно просчитывать.


— Но и преуспевающая фирма в любой момент может разориться. А уже купил. Как быть?


— Есть обратный ход. До наступления срока исполнения обязательств договора можно вернуть объект прежнему владельцу. Законодательство предусматривает такой вариант. Примеры тоже есть. Фирма купила бывший клуб в деревне Дербичи Буда–Кошелевского района под объект агротуризма. Но когда предприниматель получил на руки готовую проектно–сметную документацию, понял, что такой объем затрат не потянет. Сейчас возвращает объект. Не лучший, разумеется, исход. Но, во всяком случае, без последующих потерь. К слову, вполне реально и продление срока действия договора. Однако при условии, если продавец видит, что покупатель действительно заинтересован в восстановлении объекта и делает для этого максимум возможного.


В областном фонде госимущества добавляют: конечный интерес — все–таки «работающие» стены. Ради этого государство пять лет назад и включило льготный механизм продажи пустующих объектов. Потому у районов сейчас одна установка: инициативным покупателям помогать.


Кстати


На сегодня из объектов госсобственности, проданных в регионе за одну базовую величину, по 20 сделкам уже расторгнуты договоры за невыполнение условий. Самый «видный» — недостроенный санаторий–профилакторий в Ченках Гомельского района, который после неудачной продажи в 2008 году вернулся к владельцу и теперь снова готовится к аукциону.

 

Что бы вы купили за одну базовую величину?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter